Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Учитель и гражданин

Александр АДАМСКИЙВ начале апреля, во время Пермской Ярмарки-Форума, на одной из переговорных площадок (это такая форма диалога граждан и власти) разгорелась жаркая дискуссия о том, может ли учитель предъявлять ученикам свою гражданскую позицию.
Казалось бы, все просто: школа должна воспитывать граждан и формировать гражданственность, поэтому учитель вроде бы не только должен, но и просто обязан передавать своим ученикам собственные гражданские установки.
– Личность учителя воспитывает ребенка! – заявляли одни.
– Если учитель проявляет образцы гражданственности – это лучшее воспитание, – соглашались другие.
– Как можно требовать от униженного учителя проявления образцов гражданственности? – вопрошали многие.
– Не надо путать гражданственность и патриотизм! – предупреждали ученые.
Нашелся чиновник достаточно высокого, регионального уровня, заявивший:
– Не надо разделять патриотическое и военно-патриотическое воспитание!
Особая позиция была у представителя областного управления образования:
– Гражданином россиянин становится в момент своего рождения, и это его право. А вот какова позиция родителей – захотят ли они, чтобы школа и учитель вмешивались в формирование ребенка? Как найти форму диалога родителей и государства по этому поводу?
На мой взгляд, такая дискуссия сегодня чрезвычайно важна, и то, что происходило на Ярмарке-Форуме в Перми, с участием большого числа не только школьных учителей, но и родителей и ученых, на меня лично оказало большое влияние.
Проявляются разные позиции, начинается поиск общего решения – все это и есть реальная образовательная политика.
Мы слишком долго жили в условиях так называемого демократического централизма – в нас крепко вбили представление о правильности решения, принятого большинством.
В свое время смешные на первый взгляд, а точнее, казавшиеся нам смешными попытки первого советского президента перейти к нахождению общего согласия, через компромиссы обрести консенсус, общество отвергло, и мы по-прежнему живем по принципу: кто громче кричит, тот и прав.
Но вернемся к воспитанию гражданственности.
С моей точки зрения, проблемы воспитания в образовательной политике заключаются вовсе не в том, чтобы школа “правильно” воспитывала детей.
Пусть на меня не обижаются профессиональные воспитатели, я с огромным уважением отношусь к глубокой традиции демократических способов воспитания, ложившихся в советское время на плечи учителей вопреки авторитарной педагогике, но мне кажется, мы начинаем жить в другое педагогическое время.
И это время заставляет нас передавать инициативу воспитания родителям.
Уже слышу возмущенные возгласы: “Вы посмотрите на родителей некоторых наших учеников! Им нельзя доверять детей! У нас кризис института семьи!”
Все так. Но в этом и состоит гражданское образование – основная ответственность за ребенка лежит на родителях. Они главные воспитатели.
Поэтому, с моей точки зрения, все, что выходит за рамки согласованной на уровне законодательства образовательной программы, является предметом общественно-образовательного договора с гражданами. Кстати говоря, с этой точки зрения обосновано введение образовательных программ, рекомендованных Министерством образования в качестве примерных. Все, что в них заключено, – образец для общественно-образовательного договора с родителями. А вот все, что касается воспитания жизненных ценностей, общественных ориентиров, а тем более политических ориентиров, – будьте любезны согласовать с родителями.
Недавно стала известна история о том, как в одной московской школе учительница агитировала учеников за “Единую Россию”. Потребовалось вмешательство руководства городской системы образования, чтобы остановить эту политическую экспансию. Вот показательный пример того, как учитель проявляет свою политическую ориентацию.
А если бы средства массовой информации не распространили эту информацию? А сколько не известных городскому начальству случаев агитации за коммунистов, либералов? А сколько – известных?
– Я все равно буду формировать в моих учениках ненависть к фашизму! – заявил один из участников дискуссии в Перми, энтузиаст и педагог.
И все же позволю себе возразить: педагогическое время, в которое мы живем, на мой взгляд, ограничивает нас в наших устремлениях и инициативах.
Да, родители в большинстве своем консервативны и некоторые из них являют собой негативный, с нашей точки зрения, пример. Но означает ли это, что школа и учителя могут или должны игнорировать право граждан принимать решения относительно воспитания своих детей?
Это ведь не государственные дети!
И пока мы не заручились полным согласием родителей на воспитательную стратегию, на введение любых инноваций, на формирование определенных ценностей, учителя не имеют права вести никакую воспитательную работу.
Да и как родителю мне вовсе не кажется уместным, если вместо меня моих детей будет воспитывать учитель, взгляды которого мне неизвестны, диплом которого вовсе не гарантирует его приверженность тем же ценностям, которые приняты в моей семье.
...Человек рождается гражданином, а становится ли он при этом патриотом – как, например, П.Чаадаев – это результат гражданского самоопределения. А не продукт воспитательной системы школы.
Как вы считаете?

Рейтинг@Mail.ru