Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Тушить пожары будем проверками

Александр АДАМСКИЙПравительство превратило гибель 50 школьников в унизительную карательную операцию пожарных инспекторов против школ и директоров.
Газета “Первое сентября” опубликовала первые результаты проверок пожарного надзора.
Результаты одновременно и шокирующие, и будничные. Только на фоне ужасных потерь, только на фоне смерти известные всем обстоятельства стали предметом заинтересованности власти.
В качестве доклада на стол премьер-министру М.Касьянову, которому, по его собственному признанию, пожары в школах “напоминают системную проблему”, ляжет информация, о которой знает каждый школьник.
Например: “В Республике Адыгея из 338 школ, детских садов и ПТУ положительное заключение пожарного надзора имеют только 25”; главными нарушениями правил... являются отсутствие огнезащитной обработки деревянных конструкций, наличие решеток, неисправная электропроводка. Такая же справка может быть по любому другому региону – ничего нового пожарные надзиратели премьер-министру не сообщат. Интересно другое: положительное заключение эти образовательные учреждения имели до апрельской проверки по указанию председателя правительства или в них шел учебный процесс без разрешения пожарных?
Последнее сомнительно, т.к. каждая школа должна пройти проверку перед
1 сентября, и это непременное условие начала учебного года.
Так что же получается: в августе все школы прошли проверку, а в апреле – оказались пожароопасными?
Бред какой-то!
Нет, не бред, и каждый директор, и каждый читатель нашего еженедельника знает, как появляются положительные заключения пожарного надзора и во что выливаются эти проверки для директоров.
Но самое главное здесь то, что правительство по-прежнему разговаривает со школами на языке проверок. Поборы денег с родителей – проверки в бухгалтерии, дети отравились в школьной столовой – проверки на кухне, много беспризорников – проверки на улице. Теперь вот начались пожары – снова проверяющие пошли в школы.
Как будто от карательных мероприятий изменится реальное состояние школ!
А вот если бы сделать другую проверку: как реально должна выглядеть школа, на которую тратится примерно 2500 рублей в год в пересчете на одного ребенка?
Для сравнения: бюджет английской школы на 1200 учеников – в среднем около 3 миллионов фунтов, это примерно 5 миллионов долларов и более 4 тысяч долларов на одного ученика. В Израиле эта цифра еще выше – до 6 тысяч долларов.
В Голландии, откуда только что вернулись слушатели программы “Эврики” “Подготовка общественных управляющих”, – между 4,5 и 5 тысячами долларов на одного ученика.
Сравнивать нет смысла – не может школа содержаться на такие деньги, не может безопасность детей быть обеспечена, если постройки середины 30-х или в лучшем случае середины 70-х годов не ремонтируются уже десятилетие, вся сантехника вышла из строя, крыши сгнили, а стены в трещинах. И не физическое состояние надо проверять финансисту М.Касьянову, а сметы расходов по содержанию школьных зданий: если в школы ничего не вкладывалось более десяти лет, то к чему это могло привести?
К полной и тотальной разрухе. Если бы не подвиг директоров школ и местных управлений образования, которые всеми существующими неправдами добывали для школы деньги хоть на какой-нибудь ремонт и замену гнилого оборудования.
Есть еще один поворот этой темы – собственно педагогический. В наших учениках формируется норма безопасности, слишком низкая для жизни. Привыкнув к школе-развалюхе, ребенок считает, что такое здание – это нормально. Ну подумаешь – в туалетах грязь и вонь, подумаешь – вентиляция в школе не работает, подумаешь – трещины в стенах, подумаешь – полы ходуном ходят, а из потолка вода хлещет, батареи замерзают и мебель латаная-перелатаная!.. Но этот образ жизни, этот уклад разрухи ребенок и запечатлеет в своем сознании как норму – и с этой нормой уйдет в жизнь. И потом будет с этой меркой относиться и к тому, что он делает на производстве, или в сфере обслуживания, или на транспорте. Потому что один из основных образовательных результатов, сформированных школьной жизнью, – это представление о норме безопасности.
Убожество и нищета за десять лет пребывания в школе отпечатываются в детском сознании как нормальный уровень – и этот уровень будет транслироваться ими во взрослой жизни.
...Ужасная трагедия смерти пятидесяти школьников в Якутии и Дагестане не всколыхнула Россию. Для взрослых граждан страны, в которой идет война, страны, в которой люди гибнут каждый день тысячами, страны, в которой жизнь в страхе за детей стала нормой, пятьдесят погибших из-за пожара школьников – чуть ли не привычный кошмар. Эту проверку мы не прошли: слишком привыкли к потерям за последние годы, слишком стали пожароустойчивыми.
Остается ждать – какое решение примет правительство по результатам своей проверки: закроет большинство школ и детских садов, показательно уволит тысячи директоров или накажет пожарных, выдавших липовые разрешения на открытие школ?
Или все-таки займется ремонтом зданий системы образования, отложив на время ремонта не самые срочные проекты?
Хорошо бы по этому поводу провести проверку самого правительства на готовность ремонтировать школу...
Или результат этой проверки также известен заранее?..

Рейтинг@Mail.ru