Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Экзаменационная утопия: ее герои и антигерои

Александр АДАМСКИЙВыпускные экзамены в школах, а затем и вступительные в вузы – зеркало современной ситуации в образовании.
Нелепая, отжившая свой век процедура проверки формальных знаний и искусственных умений превратилась в безнравственную и порой преступную систему всеобщего вранья, подлога и обмана самих себя.
Виной всему – поверхностная модернизация, не затрагивающая глубинных основ советской школы.
Ничего не изменилось и с введением ЕГЭ, только добавилось неразберихи: например, многие школьники и не догадывались, что вместо сочинения могли писать изложение, – просто им забыли об этом сообщить.
А сколько выпускников оказались посвященными в элементарный подлог во время экзаменов: заранее намеченные билеты, страховочная проверка сочинений учителями, подсказки и другие способы помощи сдающим – этого никто не узнает и не установит...
Так что в этих экзаменах, в их сути, кроется источник преступлений – от списывания и подлога до взятки.
И усиление административных способов борьбы с нарушителями – самое веское доказательство того, что на глубинном уровне никакой модернизации не происходит.
Вы заметили, как часто в последнее время наш министр обращается к методам из арсенала спецслужб?
Совсем недавно на пресс-конференции он с гордостью заявил, что будет бороться со взяточничеством в вузах поощрением студенческого “стука” – студенты будут доносить на своих преподавателей прямо на сайт министра.
А сколько поводов для нарушений и даже преступлений вызвало введение ЕГЭ! И снова привлекаются спецслужбы. Причем ключи для ЕГЭ были выложены на сайтах-нарушителях задолго до начала экзаменов, а тревогу ведомство демонстративно забило за день до первого ЕГЭ. И грозно объявило, что будут устанавливаться владельцы, сайты закрываться, а виновные привлекаться. Да они и сами закроются – экзамены-то уже идут, эти ключи станут никому не нужны.
Но есть и другие примеры борьбы со злом.
Недавно в Интернете появилась абсолютная, с моей точки зрения, сенсация.
Сенсация по имени Ramzaj.
На сайте http://ramzaj.front.ru за несколько дней до экзамена по русскому языку и литературе было помещено такое объявление:
“Пока выпускники готовятся к экзамену по сочинению, нехорошие люди написали шпаргалки и продают их в Интернете. Это несправедливо по отношению к тем, кто учился все это время, а не валял дурака и теперь думает, что его спасут мамины и папины деньги!!!
Я ненавижу шпаргалистов и терпеть не могу, когда кто-то вырывает у меня место под солнцем, заплатив за хорошую оценку 300–500 рублей! Я не хочу, чтобы кто-то вот так купил себе мое место в жизни, мое место на скамье в вузе, мою работу. Я живу в маленьком городе, и у нас куплено почти все детишками вот таких вот халявщиков. Сама я сдала экзамены год назад и прекрасно помню, как это было. Поэтому я сделаю все, чтобы получить шпаргалки перед сочинением и выложить их в Сеть для вас бесплатно. Только так я смогу свести все усилия шпаргалистов на нет. Когда эти шпаргалки будут у ВСЕХ, толку от них будет НОЛЬ”.
И действительно – появились купленные и предоставленные всем желающим шпаргалки, и все ими пользующиеся действительно испугались, что, если у всех будут одинаковые тексты, экзаменаторы поймут, что в ход пошли шпаргалки.
На сайте 5ballov.ru, поддержавшем инициативу Ramzaj, появилось и интервью с таинственной героиней.
Оказалось, что это миловидная девушка, студентка, которая таким образом объявила войну халтурщикам и тем, кто на них зарабатывает деньги.
Вот фрагмент этого интервью:
“5баллов: То есть ты борешься против тех, у кого и так все схвачено?
Рамзай: Вовсе нет. Конечно, даже у тех, у кого, как вы говорите, все схвачено, все равно рано или поздно будут проблемы. Например, один из “медалистов” в моем классе уже вылетел из вуза. Переводится на платное – у родителей все равно проблем с деньгами нет. И в этой связи моя акция очень показательна: проще завалить их сейчас, когда это стоит мне 500 руб. за шпаргалку, чем сделать это потом, когда эти халявщики займут тепленькие чиновничьи кресла. Потом это будет дороже.
Хотя я даже больше думаю вот о какой проблеме: когда я поступила в вуз (это один из лучших технических вузов в России), я увидела вокруг себя “студентов”, которые либо отлынивают от армии, либо учатся на платном отделении, где требований нет, только плати. Процветают покупка сессий, взятки. Спрашивается, зачем этим людям вуз? Ведь они могли бы стать прекрасными квалифицированными рабочими с высокой зарплатой. А так, получив диплом без знаний, куда они пойдут? “Менеджерами” в пивной ларек? Может быть, им стоит оценить свои шансы и не лезть в вуз, не прыгать выше головы?” (Полностью интервью см. на стр. 14 этого номера.)
...Я уверен, что либерализм не в том, чтобы устрожать правила или хитроумно контролировать их исполнение.
Государство монополизировало право на контроль за образованием и отчаянно пытается удержать эту монополию. На мой взгляд, лишь отмена экзаменационной утопии положит конец и преступности, и героизму в этой области.

Рейтинг@Mail.ru