Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №26/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Современное попечительство:
инновационный прорыв

Александр АДАМСКИЙ«Эврика» развивает проект «Общественное управление образованием». Суть его заключается в том, чтобы вырастить в нескольких регионах и муниципалитетах гражданские институты образовательной политики, институты влияния на образовательную политику.
В отличие от попечительских советов или советов школ, занимающихся определенными учебными заведениями, выполняющими важную роль по улучшению жизни конкретной школы, такие гражданские институты образовательной политики призваны оказывать общественное влияние на экономику системы образования, кадровую политику, а также содержание образования.
Сейчас «Эврика» разворачивает проект «Общественное управление образованием» в Республике Бурятия, Красноярском крае, Удмуртской Республике, Краснодарском крае, Иркутской и Нижегородской областях. В следующем году к этому проекту присоединятся еще несколько регионов.
Основная задача проекта – создать в некоторых регионах и муниципалитетах Союзы попечителей, которые станут гражданскими, общественными институтами влияния на образовательную политику.
И здесь важно сделать несколько оговорок.
Первая. Союзы попечителей, региональные или муниципальные, не являются клубами спонсоров образования. И не являются организациями представителей школьных попечительских советов. Союз попечителей – это сообщество влиятельных, авторитетных, успешных горожан или жителей региона, заинтересованных в развитии образования.
Вторая оговорка. Влиятельные и заинтересованные в развитии образования граждане – обязательное, но недостаточное условие для создания Союза попечителей. Мы не хотим повторения пародии на народовластие, которая была характерна для советской власти и для многих органов местного самоуправления уже в новое время. Мы не хотим отдавать образовательную политику в руки новых российских кухарок, даже если в своем бизнесе они и добились зияющих высот. Принципиально важно, чтобы образовательное сообщество создало инновационную систему подготовки общественных управляющих, именно инновационную, провело своих будущих гражданских управителей через такую программу подготовки, аттестовало выпускников такой программы и только затем уже признало Союз попечителей в качестве института образовательной политики.
Третья оговорка. Союз попечителей оказывает гражданское влияние, общественное, а не административное давление на образовательную политику. Причем здесь очень важно – что именно на образовательную политику, на систему норм, на нравы, на уклад, на принципы, а не на органы власти или органы управления. Хотя, конечно, строго говоря, влияние на образовательную политику и есть влияние на власть, но более эффективное, опосредованное.
Здесь необходимо уточнить, что основная цель создания Союзов попечителей – не столько латание дыр в образовательном бюджете, сколько создание модели новой системы отношений граждан и государства по поводу образования. Поскольку все мы вышли из шинели советской системы отношений, то нам невольно хочется воспроизвести ее и в модернизационных проектах: если модно общественное управление, то оно воспроизводит административный механизм под другой вывеской.
Так, ведомство пытается создавать школьные советы – в основном как фискальные органы контроля, отчетности и руководства администрацией школы. А попечительские советы рассматривает как спонсорские организации, пекущиеся о внебюджетном финансировании. И, таким образом, благородная идея общественного управления образованием превращается в «народный контроль» – только в отличие от активистов советского времени этот контроль будет закреплен законом и введен в качестве обязательного.
Нам кажется, что следует избежать этой ошибки: общественное управление, при всей «любви» к административным способам отношений, должно носить характер влияния, а не обязательного, административного подчинения себе органов управления образованием, т.е. власти.
У общественного мнения свои каналы эффективности, и гражданское общество держится не столько административными или даже законодательными нормами, сколько нравами и внутренними принципами.
И в этом смысле создание Союзов попечителей – это программа гражданского образования, формирование новой общественной элиты, которая влияет не за счет своего административного статуса (депутат горсовета, мэр, начальник управления, советник губернатора, помощник министра и т.д.), а за счет авторитета Союза попечителей. И вот этот авторитет и есть основной капитал Союза.
Но предмет влияния – образовательная политика, которая в свою очередь состоит из конкретных решений, к которым у горожан есть определенное отношение. Вот это отношение высказывает Союз попечителей.
Как он может создаваться?
Сейчас уже выработалась эффективная технология создания Союзов попечителей. Она зарекомендовала себя в ряде регионов.
Первый шаг делает образовательное сообщество, которому «Эврика» предлагает совершить экспертную работу: из горожан выбрать влиятельных лидеров, которые могли бы войти в такой орган – Союз попечителей – и пройти соответствующую подготовку при этом.
Второй шаг – после того как сообщество экспертно нашло несколько десятков таких горожан, «Эврика» организует серию индивидуальных собеседований, в которых участвуют эксперты «Эврики» (в области образовательной политики, экономики образования, образовательного права, психологии), а также представители образовательного сообщества города или региона. Это индивидуальные собеседования, в которых проясняется суть деятельности Союза попечителей, а также особенности образовательной программы «Подготовка общественных управляющих». В частности, очень важным является определение темы индивидуального проекта каждого участника этой программы, если он (или она) становится ее участником. Кроме того, особенностью этой программы является ее высокотехнологичность: основная нагрузка на дистантный характер, на аналитическую и проектную работу, на тьюторскую поддержку.
Но всему этому должно сопутствовать соглашение с политическим руководством города или региона об их намерении включить Союз попечителей в механизм согласования решений в области образовательной политики. Своеобразный общественный договор власти с гражданским институтом образовательной политики. Договор о намерениях.
Практика показывает, что год обучения по программе «Подготовка общественных управляющих» приводит к становлению Союза попечителей и возможности для активной деятельности.
…«Попечительство» – замечательное русское слово, которое в современной жизни не только не потеряло своей значимости, но и приобрело новый, я бы даже сказал, инновационный смысл.
Только этот смысл надо развивать, а не искажать, и школе станет намного лучше, чем сейчас.

В этом номере мы публикуем исследование Валентины Васильевны Бибиковой, депутата Законодательного Собрания Красноярского края из комиссии по экономической политике и собственности, посвященное историческому анализу развитие попечительской деятельности в Енисейской губернии.

Рейтинг@Mail.ru