Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №28/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Да здравствует экономика образования!

Александр АДАМСКИЙЧем хуже обстоят дела в жизни, тем известнее становятся теории по исправлению этих дел.
Удивительное дело – экономических теорий в образовании становится все больше, а сама школьная экономика загнивает еще быстрее, чем раньше.
Самым позорным делом в экономике образования является, с нашей точки зрения, история с финансово-хозяйственной самостоятельностью школ.
Уже 15 лет это остается ведущим тезисом развития экономических отношений в образовании.
«В книжках напечатано и опытом проверено» (из стихотворных строк поэта Ренаты Мухи), что ведение школой автономной экономической жизни намного выгоднее самой школе и государству, а также ведет к более экономному расходованию средств, чем крепостное право централизованных бухгалтерий.
Но что мы видим сегодня?
Как это ни парадоксально прозвучит, но за 15 лет реформ и модернизации в сфере образования школа стала менее самостоятельной, чем она была при советской власти. А учитывая, что средств она получает намного меньше, чем получала тогда, учитывая, что в отсутствие райкомовского контроля за шефскими предприятиями ремонт отошел в прошлое и обновление оборудования теперь дело рук самих утопающих, общее состояние школ сегодня катастрофически опасно. Более 65% зданий школ в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.
Особая проблема российской школы – крыша.
Школьная крыша в большинстве регионов России – территории с суровым климатом, морозными зимами и знойными летними месяцами, то есть с перепадом температур довольно большим, к тому же и с тяжелым снежным покровом, с осенними и весенними дождями, – стала большой проблемой. А шатровых крыш почти нет, да и кровля, покрытие такое, что не выдерживает больше 10 лет. А новая крыша в школе – это минимум полмиллиона рублей. Сам же капитальный ремонт потянет на все 10 миллионов. И денег этих нет.
– Ну а была бы школа самостоятельна, появились бы эти деньги? – спросит читатель.
Не удивляйтесь, но я отвечу:
– Да, появились бы.
Потому что раз школы не рушатся массово, значит, оборотистые директора находят средства и перекрывают крыши, и укрепляют стены, и меняют трубы, и перестилают полы, и делают косметический ремонт...
Государство денег не дает, а подвергать детей опасности нельзя. Поэтому школы остаются несамостоятельными. Но по факту – они приватизированы директорами и их спонсорами и только на этом держатся.
При этом сделано все, чтобы хозяйственная автономия школы была затруднена: введены расчеты через казначейство, для покупки каждой мелочи предусмотрены конкурсы и торги, а уж контролирующих и проверяющих структур расплодилось – мама, не горюй!
Больше всего в последнее время всех поражают пожарники. Напомним о трагических событиях последних месяцев: 7 апреля в селе Сыдыбыл в Якутии сгорела школа, погибли 22 ребенка – ученики 5–11 классов; 10 апреля в Дагестане произошел пожар в интернате для слабослышащих и глухих детей, в результате которого погибли 30 детей; в мае школьные пожары были на Ямале, в Иркутске, в Одинцове Московской области, в Москве два пожара… И школы продолжают гореть. При этом пожарники отыгрываются на директорах, хотя сами же принимали эти школы в прошлом году и все школы имеют паспорт!
Но и все директора знают, как проходили эти проверки.
При чем здесь экономика? А при том, что в школе должен быть хозяин, который находится в этой же школе. Так не бывает, чтобы ничье хозяйство процветало, чтобы в нем были достаток и благополучие. Все должно быть чьим-то, принадлежать именно тому, кто отвечает за жизнь детей и качество образования. Основная проблема экономики школы – отсутствие хозяина. Коллективно распределенная безответственность, которая порождает беззаконие и развал.
Школьная разруха – вот главная оценка экономики образования сегодня.
И дело вовсе не в том, что нет денег. Деньги есть, и очень много.
Но горловина кувшина школьной экономики такая узенькая, что золотой дождь, пролившийся из бюджета на модернизацию образования, не попадает внутрь, – деньги не доходят до школы.
У школы нет бюджета, нет норматива; средства выделяются на зарплату и на то, чтобы с этой зарплаты платить налог.
Попытка отменить Единую тарифную сетку, чтобы хоть как-то повысить зарплату учителям, была провалена депутатами-популистами, и теперь в течение как минимум года о повышении зарплаты можно забыть.
А между тем социологи утверждают, что родители уже смирились с перспективой платности образования. Опрошенные горожане готовы платить за образование, но свыше 90% опрошенных – категорически против школьных поборов.
А это основной источник школьной экономики. И хотя эта теория никем не прописана, но в жизни реальной основой школьной экономики являются не средства легального налогообложения граждан, а теневой школьный налог. Который администрация образовательного учреждения вынуждена собирать с родителей.
Сейчас лето, а придет сентябрь, и вы с чего начнете?
Собирать деньги на охрану?
На мебель в кабинет химии?
На мячи для спортзала?
На мел?
Или на оплату телефонной связи, чтобы позвонить спонсорам и попросить денег?

Чтобы хоть как-то вам помочь, мы предлагаем вашему вниманию материалы этого номера. Мы собирали их специально для тех, кто хочет не побираться, а жить нормальной экономической жизнью. Даже в этих условиях.

Рейтинг@Mail.ru