Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №28/2003


Экономика образования

Финансирование общеобразовательных учреждений

Федеральный закон

О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений

Статья 1.
Внести в законодательные акты Российской Федерации следующие изменения и дополнения:
1. В Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266–1 (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12– ФЗ) «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517):
в статье 28:
дополнить статью новым подпунктом 2 следующего содержания:
«2) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;»;
подпункты 2–24 считать соответственно подпунктами 3–25; в статье 29:
подпункт 4 изложить в следующей редакции:
«4) осуществление федеральной политики в области образования;»;
дополнить статью новыми подпунктами 5 и 6 следующего содержания:
5) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении государственных органов управления образованием;
6) финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (кроме коммунальных расходов);»;
подпункты 5–18 считать соответственно подпунктами 7–20;
в статье 31:
абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
«реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;»;
дополнить статью новым пунктом 3 следующего содержания:
«3. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам, реализуемым в подведомственных общеобразовательных учреждениях, в том числе за счет субвенций, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в соответствии с утвержденными законом субъекта Российской Федерации нормативами расходов на реализацию основных общеобразовательных программ.»;
пункты 3–5 считать соответственно пунктами 4–6.
2. В подпункте 6 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506) слово «основного» исключить.
3. В пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2000, № 32, ст. 3339):
дополнить пункт новым абзацем тринадцатым следующего содержания:
«обеспечение получения общего образования;»;
абзац тринадцатый считать абзацем четырнадцатым.

Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В. ПУТИН

Пояснительная записка

Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» направлен на разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения государственных гарантий на получение гражданами бесплатного общего образования, а также на уточнение порядка финансирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Концепция законопроекта подготовлена с учетом мнений, высказанных на Всероссийском совещании работников образования в Кремле, состоявшемся в январе 2000 года, на совещаниях и конференциях руководителей территориальных органов управления образованием, предложений субъектов Российской Федерации, поступивших в ходе проработки данного вопроса.
Законодательством Российской Федерации в области образования система общего образования определяется как преимущественно государственная, им устанавливаются государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, включая начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование.
Однако в связи с отнесением муниципальных общеобразовательных учреждений к ведению органов местного самоуправления ресурсное обеспечение этих учреждений, прежде всего финансирование расходов на их функционирование, должно осуществляться органами местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти.
Кроме того, законодательством Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления ответственны только за реализацию права граждан на получение основного общего образования (девятилетнего). Но на практике органы местного самоуправления являются учредителями также учреждений начального общего и среднего (полного) общего образования (одиннадцатилетнего).
Таким образом, школа фактически оказалась вне государственной организационно- финансовой системы управления образованием, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации устранены от ответственности за функционирование муниципальных общеобразовательных учреждений.
В целях установления реальной ответственности государства за обеспечение государственных гарантий граждан на получение общего образования предложено внести изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие соответствующее разграничение ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за реализацию этих гарантий и законодательное закрепление (в Бюджетном кодексе Российской Федерации) возможности софинансирования из бюджетов всех уровней расходов на обеспечение функционирования учреждений общего образования.
На Российскую Федерацию возлагается обеспечение государственных гарантий прав граждан Российской Федерации в области образования в целом, в том числе на получение гражданами общедоступного и бесплатного общего образования, при этом имеется в виду обеспечение реализации данной нормы в рамках установленной законодательством компетенции Российской Федерации по управлению системой образования (установление государственных образовательных стандартов как основы формирования основных образовательных программ, обязательного минимума этих программ, системы оплаты труда работников образовательных учреждений, минимальные размеры оплаты их труда, должностных окладов и тому подобное), а также осуществляемой в установленном порядке финансовой поддержки субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
На субъекты Российской Федерации возлагается обеспечение государственных гарантий граждан на общедоступное и бесплатное общее образование посредством реализации установленной законодательством их компетенции в области управления образованием и финансовое обеспечение этих гарантий путем утверждения нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и выделения субвенций местным бюджетам на их финансирование. В субвенцию включаются расходы на заработную плату работников муниципальных общеобразовательных учреждений (с начислениями), на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, а также хозяйственные (кроме коммунальных) расходы для обеспечения учебного процесса. При этом имеется в виду, что минимальный размер субвенций определяется на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части, касающейся реализации основных общеобразовательных программ.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению государственных гарантий граждан на получение в подведомственных общеобразовательных учреждениях общедоступного и бесплатного общего образования за счет субвенций, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, при сохранении ранее установленной ответственности за финансирование расходов на поддержание и развитие материально- технической базы общеобразовательных учреждений (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования, коммунальные расходы), расходов социального характера, а также права на установление доплат, надбавок, на увеличение нормативов финансирования при наличии собственных бюджетных средств в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.
Разделение финансовой ответственности между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления позволит в сложившейся финансово- экономической обстановке оптимизировать систему финансирования общеобразовательных учреждений и стабилизировать в целом финансовое обеспечение учреждений системы общего образования.
Законопроект подготовлен Минобразования России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России, Минимуществом России, МНС России и Минюстом России.
Финансово- экономическое обоснование
Проектом Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» устанавливается компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение в подведомственных общеобразовательных учреждениях общедоступного и бесплатного общего образования за счет выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с утвержденными субъектом Российской Федерации нормативами расходов на эти цели.
При этом размер субвенций определяется на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части, касающейся реализации основных общеобразовательных программ (в рамках государственного образовательного стандарта).
В расходы на реализацию указанных программ включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно- вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), компенсационные выплаты за книгоиздательскую продукцию, а также на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные (кроме коммунальных) расходы для обеспечения учебного процесса).
В 2000 году расходы из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование общеобразовательных учреждений составили 77,0 млрд. рублей. Ожидается, что в 2002 году эти расходы составят 140,2 млрд. рублей, а в 2003 году — 168,2 млрд. рублей.
Выделение субвенций предусматривается в пределах имеющихся средств в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации. Рекомендуемые на соответствующий финансовый год минимальные значения нормативов расходов на организацию образовательного процесса, используемые при расчете субвенций, доводятся до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместным письмом Минобразования России и Минфина России.

Рейтинг@Mail.ru