Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Нужный Олег Смолин

Александр АДАМСКИЙПоследний летний тематический номер еженедельника «Управление школой» состоит из колонок известного политика и ученого, депутата, заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олега Смолина.
На протяжении всего учебного года О. Смолин, несмотря на колоссальную занятость, каждую неделю диктовал свою колонку, правил, шлифовал и в готовом виде передавал в редакцию.
Итогом этой работы стала подборка, которую вы сейчас сможете прочесть. В этих материалах – короткая история образовательной политики России в 2002–2003 годах, рассказанная непосредственным участником думских образовательных дебатов и одним из самых крупных экспертов в области образования.
Авторитет Олега Смолина в образовательном сообществе почти непререкаем, и в то же время – он один из самых интересных партнеров по дискуссии: с ним интересно, а главное – очень полезно спорить.
Но чаще – соглашаться, потому что Олег Смолин по своим взглядам и на образование, и на политику придерживается курса социальной направленности.
… Политика и образовательная политика – это все-таки разные вещи.
Последние события в образовании России показали, что ни одна политическая партия правого фланга так и не смогла четко сформулировать ни свои позиции по основной проблематике развития школы, ни тем более предъявить эффективные механизмы решения проблем. Причем механизмы не сугубо ведомственные, а основанные на эффективном использовании бюджетного ресурса в интересах граждан.
Более того, сами образовательные потребности и интересы граждан вообще не являются предметом анализа и продвижения российских политических партий. Можно сказать, что образование – в его предметном содержании – не является до сих пор полем деятельности политических партий и движений.
– Может, это и к лучшему, – скажет читатель, – а то вот экономика является полем интереса политиков и ни к чему хорошему это не привело.
Но с другой стороны – неэффективность российской экономики остается еще и следствием отсутствия политической воли и гражданских институтов, контролирующих политическую волю.
Олег Смолин обладает счастливой способностью объединить две не соединимые обычным путем линии в образовании.
С одной стороны, школа должна давать гарантированные знания ребенку и быть максимально бесплатной для граждан. Это требует от учителя колоссальной отдачи и даже жертвенности. С другой стороны, образование – это место работы миллионов учителей и им нужны деньги для жизни. Если государство не может обеспечить им зарплату, родители вынуждены платить из своего кармана.
В этом и есть болезненное напряжение образовательной политики, особенно для человека, который хочет быть представителем всех граждан, а не только педагогов.
Обычно политикам не удается примирить в себе противоположность интересов.
Граждане хотят бесплатного обучения для своих детей, а учителя имеют право на достойную жизнь. При этом власть чаще всего пытается интересы одних удовлетворить за счет интересов других.
Вот в этой ситуации и нужен Смолин.
Сегодня он действует в качестве моста между гражданами, у которых помимо образовательных нужд есть еще и проблемы работы, здоровья, безопасности, жилья, и их детьми, у которых есть обязанность ходить в школу и подвергаться при этом постоянной опасности.
Прорыв в образовательной политике возможен, на мой взгляд, только тогда, когда мы соединяем не ведомство и учителей, не начальство и рядовых граждан, а родителей и детей в их совместном видении будущего.
Образовательная политика – это не про школу. То есть и про школу тоже, но прежде всего – про самих людей и их будущее.
Не абстрактное представление о пользе для ребенка, а вполне прикладные вещи – какими законами это можно обеспечить, какими статьями бюджета защитить, какими правительственными решениями претворить в жизнь.
С моей точки зрения, рефлексия политика, его анализ не только внешних событий, не только чужих действий, но и описание собственных оснований и позиции – это один из самых интересных педагогических сюжетов. А если это еще и про образовательную политику – лучшего учебного пособия для управления школой не найти.
Именно поэтому накануне августовских конференций в регионах и в муниципалитетах мы решили опубликовать не примерные темы обсуждения, рекомендованные начальством, а показать панораму образовательной политики прошлого учебного года с точки зрения действующего политика.
Мне кажется, что для сложного выбора правильных действий в следующем году, для того чтобы помочь директору школы или работнику управления образования лучше ориентироваться в том, что происходит, нужен контекст происходящего.
Не грубая оценка или вовлечение в спор относительно того или иного проекта, а панорамное видение всего, что реально происходит в образовательной политике России. Именно такую панораму и дает, как нам кажется, собрание материалов О. Смолина.
А дальше вы сами разберетесь, что к чему.
Так ведь?

Рейтинг@Mail.ru