Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №37/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

1– 4 ноября в Москве – «Авторская школа»

Александр АДАМСКИЙВремя пришло, пора собираться на «Эврику».
Два раза в год, весной и осенью, вся эвриканская сеть собирается в Москве, в корпусе «Вега» гостиничного комплекса «Измайлово». А раньше собирались в «Олимпийце», «Московском» – это происходит с 1987 года почти ежегодно, с небольшим перерывом в начале 90-х. Сначала приезжали только учителя, затем на «Эврику» стали ездить и директора школ, и управленцы. А теперь ни один сбор «Эврики» не происходит без участия еще и попечителей.
В середине 80-х «Эврика» была сетью клубов творческой педагогики. Тогда самым мощным источником развития образования, ее тайным оружием были учительское творчество, разбуженная после 70-летней спячки учительская инициатива. Все это поддерживалось матвеевской «Учительской газетой» и опиралось на идеологию перестройки.
Но когда перестроечные силы пришли во власть и возникло даже министерство реформ в образовании, оказалось, что захватить ведомство и совершать изменения – это не одно и то же. Оказалось, что ведомственные механизмы не предназначены для перемен. Оказалось, что административно-бюрократическая система принятия решений, их исполнения и оценка эффективности по законам бюрократии направлены не на качественное изменение в системе, а на эффективное воспроизводство самой бюрократии. И это не вина отдельных чиновников, это родовое свойство бюрократического организма, который размножается делением управлений и департаментов, порождающих пустые формы инструкций и приказов.
Бюрократия неэффективна.
Но государство пытается сохранить монополию на образование и поэтому вынуждено реализовать ее через монополию образовательной бюрократии. Это ни хорошо, ни плохо: нельзя же ругать верблюда за то, что процесс эволюции сделал его двугорбым. Нельзя ругать и чиновника за то, что он пытается выполнить порученную работу. Помните, у Е.Шварца в «Драконе» сын Бургомистра упрекает Ланцелота:
– За что ты нас ругаешь? Нас всех так учили.
Правда, Ланцелот ему отвечает:
– Зачем же ты был первым учеником, скотина такая?
В 90-е годы в российском образовании, в годы застоя, безволия, бессмысленной, но жестокой борьбы амбиций, создались условия для прихода к власти образцовой бюрократии. Первые ученики взялись за дело: модернизация! Но сегодня еще отчетливее видно, что без развития профессионально-общественных институтов влияния, гражданских институтов управления образованием даже самая мощная бюрократия бессильна. Ни один системный проект модернизации не реализовался в полной мере. Ни обновление содержания образования, ни его стандартизация, ни единый экзамен, не говоря уже о 12-летке. И основная причина, на мой взгляд, – административно-бюрократические способы модернизации. Торжество формального подхода, выхолащивание существа дела ради формальных показателей.
Поэтому для нас основной целью модернизации образования, ее сверхзадачей является создание эффективных государственно-общественных институтов в образовании. Административное рукотворное управление омертвляет школу, а отсутствие общественных институтов создает благоприятные условия для усиления ведомственной монополии.
Сеть «Эврика» – это институт образовательной политики в прямом и переносном смысле. Здесь нарабатываются варианты решений, идет напряженная дискуссия по ключевым проблемам образования, действует Свободный университет прежде всего через региональные сессии. Конкурс культурно-образовательных инициатив «Эврики» с 1997 года дает победителям статус федеральной экспериментальной площадки, а с 2002 года – и финансовую поддержку от Минобразования РФ.
2003 год – особый для «Эврики». Кроме развития всех проектов, началось строительство Издательского дома. Родительские «Вести образования», «Школьный бухгалтер» для экономистов и бухгалтеров и «Школьный юрист» для экономистов и правовиков и общественно-педагогический журнал «Перемены» – уже сейчас составные части Издательского дома «Эврика». В планах – создание газеты для старшеклассников. Все это служит одной цели – усилению влияния профессионального сообщества и гражданского управления образованием.
…Капля камень точит. У «Эврики» нет официальной образовательной власти. Мы не заседаем в комиссиях и не подписываем распоряжения. Мы готовы заключать контракт с властью и ведомством на паритетных основах. Мы отбились от 12-летки и защитили школу от стандарта. Мы считаем, что главная ценность для школы – ее свобода.
И мы считаем, что по поводу любого системного проекта у власти должно быть заключено соглашение с гражданским институтом, в том числе с «Эврикой».
1–4 ноября на «Эврике» будут обсуждаться ключевые проблемы развития образования, подводиться итоги конкурса культурно-образовательных инициатив и вручаться два новых знака – «Знак качества образования» и «Попечитель образования». Подробности – на сайте www.eurekanet.ru .
Увидимся на «Эврике»!

Рейтинг@Mail.ru