Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №38/2003


Образовательные будни

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Дорогая цена мнимого порядка

Симон СОЛОВЕЙЧИКНа стапелях Министерства образования полным ходом идет строительство сверхкорабля под названием “Стандарт”. Стандарт – вот что, считается, должно резко поднять уровень образования, навести порядок, определить все цели. Стандарт – вот чего не хватает усталым нашим учителям, вот что взбодрит их и
осчастливит.
Но что получится из этого круиза? Куда погребем, куда приплывем и ценою каких жертв осуществится это счастливое, как нас уверяют, плавание?
Школьная общественность вяло реагирует на угрозу, нависшую над школой. После множества реформ, скороспелых решений, при общем крике о будто бы погибающей школе (которую, видимо, и должен спасти стандарт) учителя ко всем новшествам стали относиться с апатией. Больше того, многие директора школ и управленцы ждут стандарта с надеждой. В наше неупорядоченное время стремление к порядку становится одним из главных стремлений общества. То и дело слышишь: вот раньше был порядок, а теперь что?
Порядок – любой ценой! Все, о чем мечтали, все, на что надеялись, многие люди готовы променять на порядок.
Но какого рода порядок принесет нам образовательный стандарт?
Стандарт – английское слово; оно означает образец или норму. В словарях сказано, что применение стандартов как обязательных норм способствует улучшению качества продукции, повышению уровня унификации и взаимозаменяемости. Первый общегосударственный стандарт на промышленные изделия был введен 7 мая 1926 года. К 1985 году стандартов было 26 тысяч.
Но даже во времена всеобщей унификации жизни, когда человек чуть ли не официально был объявлен винтиком такого-то размера, никому не приходило в голову устанавливать государственный стандарт на школу, на знание, на выпускников школы – на живых детей, на живых людей.
Стеснялись.
Теперь, видимо, решили, что стесняться нечего, стыдиться некого.
Стандарт как идеал, как высокий уровень, ниже которого опускаться нехорошо, непрофессионально, стандарт как образец всегда существовал и существует поныне.
Говорят о высоком стандарте обслуживания, о высоком стандарте изделий и даже о высоком стандарте жизни в той или иной стране. Слово “высокий” не случайно сопутствует слову “стандарт”, и естественно общее стремление к образцам.
Стандарт-образец, стандарт-идеал возникают сами собой из общения людей, из сравнения одних результатов деятельности с другими.
Но вот в чем существенная разница между образцом и стандартом: стандарт-образец – выбирается, стандарт-норма – насаждается.
Насаждение же непременно предполагает применение санкций и наказаний, иначе понятие стандарт-норма теряет всякий смысл и становится пустым.
Только представьте себе, какие усилия были приложены, сколько людей отсеяно, чтобы по всему миру появились стандартные рестораны “Макдоналдс”, в которых все одинаково, все отвечает установленному стандарту – от униформы служащих до качества булочки и котлетки. Именно этой стандартизацией фирма “Макдоналдс” завоевала мир.
Но школа-то не ресторан, дети не булочки, не котлетки, и цель школы прямо противоположна макдоналдовской идеологии: не однообразие, пусть и отличное, а разнообразие, предполагающее не одно только хорошее, но и дурное (с чьей-то точки зрения). Стандартно-отличного разнообразия на свете не бывает. Стандартно-отличным может быть лишь однообразие.
Школа – это жизнь, она по существу своему – неопределенность. Ее успех или неуспех в конечном счете зависит от директора и учителя, а они все разные. И дети разные, и разные у них способности и нравственные качества, разными приходят они в школу из семьи – семьи-то ведь тоже, простите, разные.
Но когда на неопределенность пытаются наложить нечто определенное, установить жесткие границы, то ничего, кроме беды, ждать не приходится. В школе должен быть порядок, но и у порядка есть свои границы. Жесткий порядок, жесткие границы не улучшают, а убивают школу.
Как бы ни выглядел стандарт, будет ли он максимальным или минимальным, он по определению опасен, потому что противоречит естественным законам жизни. Определенность на неопределенность, повторим, наложить невозможно. Жизнь во многом определяется свободно установившимися стандартами-образцами и совершенно не подчиняется обязательным стандартам-нормам. Думать, что она все-таки подчинится всемогущему государству, – это еще одна жестокая утопия, для достижения которой нужны новые и новые жертвы, причем бессмысленные.
Жертвы? Какие могут быть жертвы от благородного стремления к совершенству?
Жертвы неизбежны, потому что стандарт-норма, как уже говорилось, требует наказаний за несоблюдение его.
Стандарт и наказание – неразрывная пара. Установив стандарт на промышленные изделия, государство карало всякого, кто выпускал нестандартную, то есть бракованную, продукцию, карало штрафами, увольнениями, даже тюрьмой. Иначе стандарта не добьешься, и ни одна гайка не подойдет ни к одному винту. Стандарты ужесточались, чтобы соответствовать мировому уровню, войны были страшные, и все-таки качество продукции оставалось низким.
Но это о винтах и гайках; представьте себе, какие наказания нужны, чтобы внедрить стандарт в школе!

Окончание следует

Рейтинг@Mail.ru