Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №39/2003


Второе чтение
ПРОЕКТ
Федерального закона
Российской Федерации
№ 117605-3, Москва

О государственном стандарте общего образования

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственных гарантий права граждан на бесплатное общее образование, определяет понятие, назначение, статус, структуру государственного стандарта общего образования, включающего в себя государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок разработки, утверждения и реализации государственного стандарта общего образования, основные принципы и порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.

Статья 1. Понятие государственного стандарта общего образования

1. Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.
2. Государственным стандартом общего образования устанавливаются права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования, его результатов и сроков освоения образовательных программ.

Статья 3. Назначение государственного стандарта общего образования

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
равных возможностей для всех граждан в получении качественного общего образования;
единства образовательного пространства Российской Федерации;
защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;
преемственности основных образовательных программ общего образования, возможности продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах содержания общего образования, требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Статья 5. Компетенция Российской Федерации по вопросам разработки, утверждения и реализации государственного стандарта общего образования

К компетенции Российской Федерации по вопросам разработки, утверждения и реализации государственного стандарта общего образования относятся:
утверждение основных требований к государственному стандарту общего образования, в том числе федерального компонента государственного стандарта общего образования;
определение порядка разработки, утверждения и реализации государственного стандарта общего образования;
определение основных требований к обеспечению образовательного процесса в образовательных учреждениях общего образования;
утверждение федерального норматива финансирования реализации государственного стандарта общего образования;
определение порядка финансирования реализации государственного стандарта общего образования;
разработка и утверждение методики расчета федерального норматива финансирования реализации государственного стандарта общего образования;
создание единой для Российской Федерации государственной системы оценки выполнения образовательными учреждениями требований к выпускникам образовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
организация разработки проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и публикация его для общественного обсуждения;
определение порядка проведения общественного обсуждения проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования;
разработка и утверждение федерального базисного учебного плана, примерных программ по учебным предметам, курсам, дисциплинам;
согласование представляемого органами управления образованием в субъектах Российской Федерации регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
научно-методическое обеспечение федерального компонента государственного стандарта общего образования;
контроль за исполнением федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Статья 7. Особенности реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования на ступени среднего (полного) общего образования

1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливается на базовом уровне и профильном уровне.
2. Базовый уровень федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования – уровень федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, определяющий единые обязательные требования к содержанию среднего (полного) общего образования на ступени среднего (полного) общего образования в отношении каждого учебного предмета.
Профильный уровень федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования – более высокий (в части содержания образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений) по отношению к базовому уровню уровень федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, избираемый обучающимся.
3. Реализация образовательных программ среднего (полного) общего образования может осуществляться в соответствии с профильным уровнем федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (в образовательных учреждениях, классах, по индивидуальным учебным планам и другое) или с базовым уровнем федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Решение о введении в образовательном учреждении обучения на профильном уровне федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования принимается учредителем по представлению руководителя образовательного учреждения, согласованному с органом самоуправления данного образовательного учреждения.

Статья 10. Объем учебной нагрузки и нормы организации образовательного процесса

1. Максимальный объем ежедневной и еженедельной учебной нагрузки обучающихся устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Общий объем учебной нагрузки обучающихся на всех ступенях общего образования включает в себя время, необходимое для освоения федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования, и составляет не менее чем 10 500 академических часов при пятидневной учебной неделе и не менее чем 11 500 академических часов при шестидневной учебной неделе. При этом академический час равен 45 минутам, за исключением сокращения продолжительности академического часа на ступени начального общего образования с 45 до 35 минут.
3. На освоение федерального компонента государственного стандарта общего образования выделяется не менее чем 75 процентов от общего количества учебного времени, отводимого на освоение государственного стандарта общего образования по очной форме обучения.
4. На освоение регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования выделяется не менее чем 10 процентов от общего количества учебного времени, отводимого на освоение государственного стандарта общего образования по очной форме обучения.
5. На освоение компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования выделяется не менее чем 10 процентов от общего количества учебного времени, отводимого на освоение государственного стандарта общего образования по очной форме обучения.
6. Образовательное учреждение может работать в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Порядок установления режима работы образовательного учреждения определяется его уставом. При этом проводится в обязательном порядке согласование режима работы с органом самоуправления данного образовательного учреждения.
7. Минимальные требования к обеспечению образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы общего образования, устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
8. Ответственность за обеспечение условий, необходимых для реализации государственного стандарта общего образования, несет учредитель образовательного учреждения.

Статья 11. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений

1. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, которое отводится на их изучение на ступенях общего образования, по учебным годам, а также объем регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования.
2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений разрабатывается федеральным органом исполнительной власти в области образования в соответствии с государственным стандартом общего образования и является основой для разработки учебных планов образовательных учреждений.
3. На ступени основного общего образования замена таких учебных предметов, как «русский язык», «литература», «история», «математика», «физика», «химия», «география» и «биология», интегрированными курсами или образовательными областями не допускается.
4. Содержание образования в образовательном учреждении определяется образовательной программой и учебным планом, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми образовательным учреждением самостоятельно.
Образовательное учреждение вправе осуществлять учебный процесс в соответствии с экспериментальной образовательной программой в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений

1. Требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений устанавливаются государственным стандартом общего образования в каждой образовательной области и в отношении каждого учебного предмета на всех ступенях общего образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений предъявляются в форме, позволяющей проводить объективную оценку уровня подготовки выпускников образовательных учреждений.

Статья 13. Государственный контроль за реализацией государственного стандарта общего образования

1. Государственный контроль за реализацией государственного стандарта общего образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Государственный контроль осуществляется в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования, а также в форме государственных аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
2. Государственная (итоговая) аттестация осуществляется бесплатно для выпускников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
3. Государственная (итоговая) аттестация выпускников образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования, является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях последующего уровня образования. Категории граждан, для которых могут быть установлены особые условия государственной (итоговой) аттестации, определяются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Обязанности образовательного учреждения и его ответственность за выполнение обучающимися требований государственного стандарта общего образования

Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей или иных законных представителей с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, требования которых превышают требования государственного стандарта общего образования.
2. Родители или иные законные представители обучающихся имеют право ознакомиться с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательного учреждения за последние три года.
3. При нереализации образовательным учреждением государственного стандарта общего образования обучающиеся, их родители или иные законные представители вправе предъявить такому образовательному учреждению претензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации В. Путин

Рейтинг@Mail.ru