Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №41/2003


Новые проекты

Игорь РЕМОРЕНКО

Мониторинг и статистика: обуза или польза?

Школьные директора постоянно жалуются на то, какой вал отчетности требуется от школы. Мало того, что федеральные формы статистического наблюдения необходимо каждый год заполнять, так еще и регионы придумывают свой особенный сбор информации. Вместе с тем на федеральном и региональном уровне разрабатываются новые проекты, связанные с мониторингом и статистикой образования.
Об этом мы решили поговорить с руководителем компонента «Мониторинг качества и статистика образования» проекта Национального фонда подготовки кадров «Реформа системы образования» Алексеем Каспржаком и директором Московского центра образования «Царицыно» Ефимом Рачевским.

От формальной отчетности...

И.Р.: Все мы знаем, что вместе с началом нового учебного года школам приходится собирать отчетность.
Е.Р.: Я не совсем согласен с тем, что идет огромный вал отчетности. Некоторые директора это преувеличивают, потому что вообще не любят отчетности. К тому же, с использованием информационных технологий, легко наловчиться быстро собирать требуемые данные.
Если оставить в стороне финансовую отчетность, то, пожалуй, основными формами являются: ОШ-1, показывающая движение учащихся и позволяющая отследить, чтобы ребенок не остался за пределами образовательной сети (здесь также содержится информация по кадровому составу школы, проясняющая, сколько учителей пришло, ушло, каково соотношение пенсионеров и молодых специалистов); информацию о регионе по приведенным выше показателям можно найти в так называемых РИКах.
Бывают еще отчеты по второгодникам, отстающим ученикам. Раньше были популярны отчеты по трудоустройству выпускников.
Другое дело, что сейчас мало толку от такой отчетности. Крайне трудно, например, получить достоверные данные о населении микрорайона. До конца 80-х учителя с тетрадочками ходили по домам и переписывали всех детей дошкольного возраста, это позволяло прогнозировать наполняемость школ, решать вопросы о строительстве новых образовательных учреждений. Теперь же, когда не в каждый подъезд можно свободно войти, да и в отсутствие требования жить там, где зарегистрирован, вряд ли можно получить нужные достоверные данные. Потому информация паспортных столов, как правило, не соответствует действительности.
К тому же привыкли фальсифицировать отчетность. Раньше, подготавливая ОШ-1, директора школ собирали или покупали справки, что ребенок учится в ПТУ или уехал куда-нибудь в Австралию. За второгодников и неуспевающих сильно ругают, потому и нет у нас достоверных данных. То же самое касается учительских вакансий. Только наивные директора показывают их в своих отчетах, надеясь, что им помогут найти педагогов. Более опытные пишут «вакансий нет» и отыскивают учителей сами.
Однако иногда управление образования анализирует и предоставляет очень интересные данные по результатам тарификации учителей. По ним мы видим, что зарплата учителя реально ниже публикуемых показателей; средний возраст педагогов – 43–44 года; молодых специалистов приходит в школу чуть более 1 %; часовая нагрузка непрерывно растет. По последним данным видно, что использование часов школьного компонента идет в основном не на индивидуальный выбор ученика, а на приращение к русскому языку и математике. Никакой речи об индивидуальных, групповых занятиях фактически нет. Я могу назвать еще около 20 важных позиций, которые обозначает анализ тарификации на муниципальном уровне.

...К анализу эффективности образования

И.Р.: Но как преобразовать бесполезный отчет во что-то действительно рациональное?
А.К.: Прежде всего надо уйти от слова «отчет». Основная идея состоит в том, чтобы перейти от отчета как элемента модели «управления качеством» к более эффективной модели «обеспечения качества», т.е. сбора статистической и другой информации, принятию управленческих решений на ее основе. Именно для этого и создается система мониторинга образования. Отчетность нужна не как факт, а как первичная основа, информация, которую еще надо анализировать, сопоставляя с рядом других факторов и данных.
Мы начинаем переходить от формального отчета о деятельности школ к анализу эффективности образования, который должен позволять сравнивать затраты с получаемыми результатами. И если раньше отчет о деятельности мог строиться только на фактологических вещах и численных данных, то сейчас этого явно недостаточно. Эффективность – тонкая вещь. И она становится все более важной в условиях распространения нормативного бюджетного финансирования, финансовой самостоятельности школ, государственно-общественного управления. Расширяется круг заказчиков на образование – меняются данные, которые нужно анализировать. Для родителей, например, интересна информация о внебюджетных поступлениях в системе образования. Поэтому я бы не хотел рассматривать образовательную статистику как исключительно отраслевую и замкнутую. Для решения проблем в образовании нужны данные из разных сфер.
Е.Р.: Беда в том, что система статистических органов абсолютно закрыта, да и информацию они липовую дают. К примеру, пришлет Горстат информацию, что к 1 сентября у меня будет 48 учеников, а реально их окажется 117. Я ж тогда не подготовлю школу к новому учебному году.
Поэтому у себя в школе мы стараемся анализировать, что происходит вокруг нашего образовательного учреждения. Это позволяет нам яснее вести переговоры с родителями, принимать и обосновывать решения. Например, мне нужно установить цену на платные образовательные услуги. Рядом со школой есть супермаркет, который обслуживает микрорайон. Я запрашиваю в муниципалитете данные и вижу, что денежный оборот вырос на 72 процента. Также обращаюсь к заместителю главы управы, получаю информацию о количестве строящихся гаражей. Выясняю, что платежеспособность в районе вырастает более чем на треть. Эти данные сопоставляются с ростом цен на ЖКХ, со стоимостью средней потребительской корзины. Кроме того, мы собираем информацию о стоимости дополнительных образовательных услуг в соседних школах. Полученные данные позволяют нам собрать родительский актив (около 60 человек) и вместе с ними определить стоимость платных услуг.
Вот такой внешний мониторинг нужен моей школе.
А.К.: Этот очень интересный пример внешнего мониторинга. А необходима ли вам какая-либо информация о соседних школах помимо стоимости платных услуг?
Е.Р.: Есть ли у меня как у директора задача сравнить свою школу с другой школой? Эта потребность появляется только тогда, когда налажены механизмы конкуренции школ. Когда у детей появляется возможность выбирать образовательные услуги. Поэтому мне как директору крайне необходимо знать, что собой представляют окружающие меня школы. Появляется задача дать картинку муниципальной образовательной сети. Что каждая школа может предложить ученикам в рамках той или иной территории. В нашем округе, кстати говоря, есть специальная аналитическая группа, не входящая в состав органа управления образованием и делающая такой анализ. Каждый год все директора школ собираются и обсуждают результаты этой аналитической работы.
А.К.: Любой управленец сложно привыкает к новым процедурам. Существующая система статистической отчетности в образовании уже обкатана и привычна. У нее есть свои достоинства: общая методология сбора и обработки информации; возможность строить прогнозы за счет данных многолетнего наблюдения; наличие инфраструктуры, связей с общей политикой статистического наблюдения в стране.
Вместе с тем должен появиться образовательный мониторинг как процедура, обеспечивающая переход от администрирования системы образования к ее управлению. При администрировании нужен был только статистический отчет как констатация фактов по известным показателям. При управлении в условиях многообразия образовательных услуг необходима не только количественная статистика, но и качественный анализ. И делать его должны специальные службы районного уровня. Лучший вариант – если они полностью независимы. Но в наших условиях, когда рынок аналитической информации еще не насыщен, когда ее потребители лишь только формируются, оптимальный вариант – соучредительство. Аналитические центры должны быть независимы, но за счет нескольких учредителей – федерального министерства, регионального, муниципального управлений образования, быть может, общественных организаций. Это тот промежуточный вариант, который позволит аналитическим структурам быть вне жесткого подчинения какой-либо под-структуры образовательного ведомства. Здесь также важно сетевое взаимодействие, не жесткое выполнение распоряжений по иерархической лестнице, а координация общих действий.

Школьный мониторинг

И.Р.: Из каких соображений нужна внутришкольная система мониторинга?
Е.Р.: Будем отталкиваться от идеи конкуренции между школами.
Мы понимаем, что школа перестала быть источником информации. Необходимо в некотором роде переопределение смысла оказываемых ею услуг. Сейчас она должна учить детей самостоятельной работе с информацией, предоставлять возможность выбора индивидуальных поведенческих моделей, переводить ЗУНы в успех, научить принимать самостоятельные и ответственные решения. И в нашей школе это уже не лозунг. Мы понимаем, что сегодняшняя успешность бывших физиков и математиков связана с их умением решать задачи.
Еще один важный момент – мотивация детей. Как ни странно, она возросла. Теперь успешность в образовании становится снова связанной с успешностью в жизни, карьерой. Для этого необходимо не имитировать учение, а выбирать, строить собственную индивидуальную образовательную программу. Поэтому мы у себя в школе развиваем это направление.
Что конкретно позволяет нам делать школьная система мониторинга? К примеру, мы выясняем, что неуспевающие по математике – просто плохо читают. Ребята не могут решить ту или иную задачу потому, что не могут прочитать ее условие. А чтобы правильно решить задачу, надо быть информационно или коммуникативно включенным. Выяснив это у себя в школе, мы поставили задачу выявления факторов, препятствующих и способствующих коммуникативной включенности. Сейчас вот подметили, что многое зависит от учителей, от того, насколько учителю удается вовлечь детей в совместную деятельность на уроке. Если анализировать этот процесс, то в массе своей мы увидим, что большинство уроков предполагают ситуацию, когда 80% делает учитель и лишь 20% – дети. Для того чтобы это выявить, сформировать параметры и индикаторы, нужна школьная служба мониторинга.
Или, например, простые наблюдения, связанные со школьной безопасностью, я бы также отнес к системе школьного мониторинга. У нас в школе было много травм. Стали разбираться, в чем причина, поняли – дурное покрытие в спортивном зале и нерегулируемость детских потоков во время перемен. Переставили две двери – травмы прекратились. И это тоже благодаря мониторингу.
И.Р.: Про безопасность понятно. Но ведь наверняка родители не требуют от вас этой самой коммуникативной включенности? Говорите ли вы им что-то про проектную деятельность учащихся, самоопределение, компетентности и все то, что имеет отношение к новому качеству образования?
Е.Р.: Действительно, родители спрашивают: у вас есть иностранный язык или нет? И другие простые вещи. Они еще не могут сформулировать свою образовательную потребность. Но я уверен, что через несколько лет родители начнут спрашивать, какое количество детей вовлечено в проектную деятельность. Спрос рождает предложение, но этот спрос надо формировать. За счет каких ресурсов школа может лучше отвечать на нужды потребителей? Вот основной вопрос школьного мониторинга. Его задача – выявить опережающие шаги, что должна делать школа, отвечая на определенную общественную потребность. Начиная от того, какие в школе бытовые условия, и заканчивая анализом работы каждого учителя.
А.К.: Мне думается, есть две различные функции школьного мониторинга. Одна – понять, в какой среде находится образовательное учреждение. И для этого нужны внешние исследования. Другая – понять, а какие в школе есть возможности и средства для того, чтобы удовлетворить выявленные актуальные или потенциальные образовательные потребности. Выводы мониторинга по своей сути – это сопоставление запроса на образовательные услуги с возможностями школы его обеспечить.
Я бы хотел вернуться к появлению школьной системы мониторинга, к его объекту. Мы уже начали обсуждать коммуникативную включенность как такой объект. Существенно то, что объект мониторинга – не предметные знания, которые формирует школа, а то надпредметное, что позволяет быть успешным в жизни. По большому счету, как говорил один из наших экспертов, – это ответ на вопрос Ф. Достоевского: тварь ли ты дрожащая или свои права имеешь?
Как оценить школьную среду с точки зрения коммуникативной включенности, например? Есть много интересных подходов. С помощью информационных технологий можно выявлять, какие книжки ученики берут в библиотеках, как используют Интернет. Дальше необходимо понять, а что в школе работает на эту коммуникативную включенность. Какие у детей есть стимулы, процедуры, которые инициируют обращение к информационным носителям. И тут мы можем увидеть, что проблема не в ребенке, а в учителе. Учителя сторонятся ситуаций коммуникативной включенности. Иногда, быть может, стоит как бы невзначай, в рамках какого-то школьного проекта затеять электронную переписку педагогов с учениками. Вот такие непрямые рекомендации должна давать школьная система мониторинга.

Независимый анализ

И.Р.: Независимые аналитические службы должны осуществлять мониторинговую деятельности внутри школ?
А.К.: Аналитические структуры будут возникать и насыщать рынок. Им придется анализировать и качество образования. Иначе у них будут появляться лишь формальные системные выводы. Их задача будет состоять в том, чтобы заполнение статистических форм отчетности сделать рациональным и превратить в осознанную потребность школ. При этом статистика вместе с качественными показателями должна позволять решать задачу конкурентоспособности школы.
Еще предстоит решить вопрос, в каком виде и какая мониторинговая информация нужна родителям и общественности в целом. Это вопрос и законодательства. Ведь сейчас без разрешения школы нельзя публиковать информацию о ней.
Мониторинговые центры – среднее звено между потребителем образовательных услуг и теми, кто их оказывает. Они, а не органы управления образованием, должны публиковать информацию о школах, издавать брошюры и журналы. Все этого будет создавать почву для объективного, неволюнтаристского принятия управленческих решений.
И.Р.: Для меня самый больной вопрос образовательного мониторинга: как разные образовательные учреждения можно сопоставлять друг с другом, на основе каких общих ориентиров? Получается, что система мониторинга может рассматриваться в том числе как участник практики появления новых ориентиров развития школы.
Е.Р.: По моему мнению, чем ниже в образовательной иерархии объект мониторинга – тем разнообразнее должен быть мониторинговый инструментарий по отношению к нему. Чем выше объект мониторинга – тем унифицированней должен быть мониторинг.

***

В начале учебного года стало известно о создании при Минобразования Федерального центра мониторинга образования. Эта структура будет координировать работу аналогичных организаций в регионах. По всему видно, что теперь проблематика образовательного мониторинга переходит из стадии обсуждения в стадию активной реализации. Предстоит приложить немалые усилия, чтобы избавиться от изнурительных школьных отчетов и построить эффективную и востребованную систему образовательной аналитики, нужную управленцам различного уровня, директорам, родителям, становящимся общественным структурам управления образованием.

Рейтинг@Mail.ru