Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №42/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

«Эврика» становится все мощнее

Александр АДАМСКИЙС 1 по 4 ноября в Москве, в гостиничном комплексе «Измайлово», прошел очередной, уже 14-й по счету, международный фестиваль-конференция «Авторская школа».
А самая первая «Эврика» состоялась в 1986 году и называлась «Дни творческих уроков» – тогда впервые учителя со всего Советского Союза съехались в Москву и показывали друг другу свое мастерство в классах с «чужими детьми».
Начальство, как всегда, было недовольно и открыто возмущалось: как это можно давать уроки в чужих школах?
Прошло всего 15 лет, и во всей стране устраивают конкурсы по этому принципу.
Я это вспомнил к тому, чтобы объяснить читателю спокойную реакцию «Эврики» на разные оценки начальства.
Часто люди спрашивают: а кто вас поддерживает, как к вам относится министерство, тот или иной чиновник? А правда ли, что какой-то работник министерства в каком-то регионе сказал что-то плохое про «Эврику»?
Не знаю. Наверное, правда.

Только что состоявшаяся «Авторская школа «Эврика» показала, что самый эффективный, хотя и самый трудный путь развития общественно-педагогического движения, самый плодотворный путь влияния на развитие школы – это последовательная работа по сохранению автономии и независимости.
Но тогда надо сказать себе: не думай о том, как к тебе относится министерство или другое начальство, делай что должно. При этом совсем не обязательно по всем фронтам вести боевые действия, по каждому поводу демонстрировать свое особое мнение.
При этом важно с уважением относиться и к власти, и к чиновникам, но понимать, что чиновники приходят и уходят, министры сменяют друг друга, а «Эврика» остается и будет жить столько, сколько будет жить инициатива учителей.
И тогда обязательно наступает момент, когда становится самым важным, как учителя и директора сети «Эврика» относятся к тому или иному чиновнику или действиям ведомства.
Судя по всему, именно такой момент в нашей жизни как раз и наступил.

Итак, более 600 участников «Авторской школы «Эврика» собрались в Москве, чтобы обсудить наиболее важные проблемы образовательной политики и показать результаты своей деятельности.
Статистика «Авторской школы-2003» говорит сама за себя: более 600 участников из 67 регионов России, из них около двух десятков представителей попечительских союзов.
Самым важным нововведением стало расширение сети: теперь «Эврика» прирастает не только инновационными школами, но и школами высоких традиционных достижений.
Нововведением стала и проба общественного поощрения школ через вручение сетевых знаков отличия: «Знак качества образования» и «Попечитель образования».
Очевидным результатом ноябрьской «Эврики» был запуск двух новых сетевых проектов: «Эвриканские школы, ассоциированные с издательством «Просвещение», и «Эвриканские школы, ассоциированные с Отделением образования и культуры РАО». Два дня представители издательства, РАО и сети «Эврика» проектировали механизмы создания и развития названных проектов, и вскоре эти материалы будут опубликованы, в том числе и на сайте eurekanet.ru.
Важной линией стало обсуждение проблемы отношений образования и культуры. Работала экспертная группа под таким же названием, координатором которой выступил академик РАО В.Гараджа; состоялась лекция на эту тему, прочитанная президентом РАО Н.Никандровым, и кроме того, «Авторскую школу» посетил видный церковный деятель – архимандрит Адриан (Ульянов), Благочинный всех монастырей Тверской епархии, учредитель одной из эвриканских ФЭП.
Проблематика диалога школ разных конфессий будет и дальше одной из центральных проблем «Эврики».

Подробный репортаж о трех днях «Авторской школы «Эврика» вы можете увидеть в нашей сегодняшней вкладке.

Особо мне бы хотелось сказать о визите на «Эврику» первого заместителя министра образования РФ Виктора Болотова.
Это был по-настоящему честный разговор одного из руководителей образовательного ведомства с сетевой общественностью «Эврики». И по поводу перспектив единого экзамена, и о профильной школе, и обо всех насущных вопросах жизни сегодняшней школы. Основной итог этого разговора все поняли так: ведомству нужна поддержка сообщества.
Без профессиональной общественности проекты модернизации российского образования могут свернуться. Кроме того, и в самом ведомстве нет единомыслия и общей точки зрения по дальнейшему продвижению модернизации.
И здесь тоже ценно мнение сообщества.
Гражданских институтов в образовании почти нет. Одна из немногих общественных сетей – «Эврика», поэтому партнерство и развитие сотрудничества нашей сети и ведомства являются стратегическим ресурсом развития образования.
Замечательным вкладом в «Авторскую школу» стало участие школьников, особенно учеников ижевской гимназии № 56 и Вятской гуманитарной гимназии.
Их работа в группе, которую вели английские консультанты Гордон и Энн Хатчинсон, заставила по-новому взглянуть на проблему общественного управления школой.

…«Эврика» закончилась, материалы по работе всех групп, все лекции и дискуссии вы можете найти на сайте eurekanet.ru – это заслуга блестящей группы аналитиков, которые не упустили ни одного события на «Авторской школе» и проанализировали все, что было возможно.
Следующая «Эврика» – в апреле, с 17-го по 21-е, на семинаре «Эврика-Авангард».
Запишите себе в календарь, мы вас ждем.

Рейтинг@Mail.ru