Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2004


Педагогический бестселлер

Читая Ивана Иллича…

Директор школы редко читает беллетристику, наше чтение всегда сопряжено с мыслью: что можно взять для школы? Как пополнить образовательную программу перспективным шагом? Да так, чтобы шаг этот был решающим для усиления нашей конкурентности в отрасли.

Очень неожиданное для школьных работников словосочетание – конкурентность в отрасли. Она есть, и она будет усиливаться по мере введения подушевого нормативного финансирования и сползания вниз кривой демографического роста.

Но парадокс заключается в том, что институт школы, возникший несколько столетий назад и абсолютно культуросообразный периоду промышленных революций и первоначального накопления капитала, начинает утрачивать эксклюзивную лицензию на право быть фабрикой для огранки души и интеллекта.

В крупных мегаполисах школа давно утратила монополию на информационные ресурсы. В последние пять лет и в малых городах и селах наметилась та же тенденция. Когда-то Милдред Мид писала, что ребенка учит вся деревня. И сегодня «вся деревня» стала конкурентной для школы образовательной средой.

Таким образом возникает принципиально новая ситуация – хождение в школу часто действительно мешает получению хорошего образования. Современная школа в своей культурной неадекватности времени является во многом институтом, съедающим один из важнейших ресурсов – время ребенка. Отсюда – побег в экстернат, развитие дистанционных форм обучения.

Для нас знакома ситуация, когда ребенок удовлетворяет свои познавательные потребности не на уроках физики, а в радиокружоке, не на уроках литературы, а в поэтическом клубе, не в школьном компьютерном классе, а в безграничном виртуальном мире Интернета.

Включаются иные мотивационные факторы, не измеряемые пятибалльной шкалой. Развиваются навыки и умения, которые позволяют самостоятельно добывать знания, навыки автодидактики. Все чаще в умных школах учитель приобретает новую значимость – консультанта и навигатора в море информации.

Мы знаем, что 10% информации усваивается от того, что ребенок слышит, 25% – от того, что он видит, и 70% от того, что он делает сам.

Своей книгой Иван Иллич подсказывает нашему директорскому сообществу следующие вещи:

  • не замыкайте образовательное пространство школьным забором! Развивайте то, что называется дополнительным образованием (кстати, для значительной части детей оно является основным, а урочное основное – дополнительно вынужденным);

  • цените учителя, способного к диалогу и полилогу! Детям плохо от учительских лекций, они на самом деле хотят учиться работая;

  • знайте, что борьба за ученика во многом зависит от открытости системы и что знания, полученные в астрономическом кружке, можно засчитывать в годовом столбце итоговых оценок по астрономии;

  • не забывайте, что школьнику, занявшему призовое место на соревнованиях по гимнастике или легкой атлетике, нельзя ставить двойку по физкультуре;

  • всегда помните, что школа – это пространство, в котором право ребенка на ошибку узаконено.

Ефим Рачевский,
директор Центра образования № 548 «Царицыно»

Рейтинг@Mail.ru