Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2004


Кадры

Наталия Калинникова:
«Мы опережаем те задачи, которые ставит перед нами общее образование»

wpe156.jpg (17299 bytes)

В докладе на расширенной коллегии Минобразования, состоявшейся 25 февраля этого года, тогдашний министр образования Владимир Филиппов обратил особое внимание на Программу модернизации педагогического образования, которая была утверждена 1 апреля 2003 года. В частности, он отметил: «Без ее исполнения мы не обеспечим необходимую подготовку в педагогических вузах и колледжах учителей, способных к реализации новых стандартов и прогрессивных, в том числе информационных, технологий. При этом мы не можем ждать нового поколения стандартов высшего образования. Целый ряд новых предметов предстоит ввести в педагогических вузах уже с 1 сентября этого года».

Кроме того, на коллегии был представлен план-график введения новых стандартов школьного образования: с 1 сентября 2005 года для предпрофильного обучения в 9-х классах, с 1 сентября 2006 года – в 1, 5 и 10-х классах. Еще через год – необходимо подготовить учителей иностранных языков для 2-х классов.

По образному выражению ректора Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуарда Никитина, в ближайшие два года предстоит «поставить под ружье переподготовки миллионы учителей».

Готовы ли институты повышения квалификации (ИПК) к бою? По свидетельству Владимира Филиппова, «на сегодня, после анализа соответствующих запросов в регионы, мы имеем неудовлетворительное положение с планами по повышению квалификации как руководителей, так и учителей школ по подготовке к введению новых стандартов общего образования».

А как обстоят дела в педвузах? Какие новые предметы появятся в их расписаниях в ближайшее время?

С этими и другими вопросами мы обратились к начальнику отдела содержания педагогического образования Министерства образования РФ Наталии КАЛИННИКОВОЙ.

– Удастся ли педвузам уложиться в установленные министерством сроки?

– План-график введения стандартов общего образования представляется вполне реальным, хотя определенные опасения вызывает тот факт, что регионам дано право вводить стандарты в опережающем порядке – в зависимости от уровня готовности школ.

В таком случае серьезно возрастает нагрузка на ИПК и педвузы.

И все-таки оснований для паники нет. Большинство наших вузов готовят такого учителя, который сможет адаптироваться к быстро меняющейся ситуации в школе. Мы опережаем те задачи, которые ставит перед нами общее образование.

Например, многие педвузы уже давно готовят учителей иностранного языка по совмещенным программам – для средней и для начальной школы.

Проблема в другом: кадров по этим предметам всегда не хватает в наших школах, поскольку хорошие специалисты стремятся найти работу в более престижных и высокооплачиваемых сферах деятельности. Решение вопроса зависит не от педвузов, а от экономического положения в стране, от реформы самой системы оплаты труда.

Кроме того, потребуется пересмотреть функциональные обязанности и квалификационные требования к учителю. Перед педагогами ставятся новые сложные задачи. Например, разработка элективных (межпредметных) курсов в рамках предпрофильной подготовки в 9-х классах. Конечно, учителя не останутся без методической помощи.

На основе конкурса, проведенного Национальным фондом подготовки кадров, отобрано более 50 элективных курсов; к маю будут напечатаны программы, а в сентябре планируется выпустить в свет первые пособия, которые поступят в пилотные территории. И поскольку издательства заинтересованы в этой работе, можно надеяться, что в ближайшее время все школы будут обеспечены такой литературой.

Что же касается подготовки учителей для старших профильных классов, то речь идет не о введении новых стандартов педагогического образования, а об изменении подходов и технологий в обучении школьников. Имеется в виду постепенный переход от классно-урочной системы к индивидуальным формам работы с учащимися.

– Известно, что в школьных расписаниях появятся новые предметы: например, экономика и право как разделы обществознания. Или интегрированный курс естествознания для старших классов. Вы готовы к бою?

– В 2000 году было закрыто 14 специальностей педагогического образования, среди которых оказалась экономика. Принимая такое решение, мы стремились избежать дублирования, поскольку у нас много классических университетов и экономических вузов, которые готовят студентов по этой специальности. Правда, мы не учли одного: выпускники таких вузов не идут работать в школу.

Поэтому сегодня нам придется эту специальность возрождать.

Сейчас ведется разработка стандартов по четырем специальностям: экономика, естествознание, обществознание и экология. К концу 2004 года мы планируем эту работу завершить.

Но основная наша деятельность заключается не в создании нового поколения стандартов, а в их корректировке. Так, вносятся изменения и уточнения в общепрофессиональные дисциплины – педагогику, психологию, методику преподавания тех или иных предметов. Эти курсы дополняются новыми разделами. Такими, например, как «Современные средства оценивания результатов обучения», «Современные информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе», «Нормативно-правовое обеспечение образования».

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о содержании этих дисциплин?

– «Современные средства оценивания результатов обучения» – это предмет, необходимый для всех педагогов, независимо от того, в каком классе они собираются работать. Например, в младших классах сегодня идет эксперимент по введению безотметочной формы оценки знаний.

В основной школе в свете предпрофильной подготовки особое значение придается портфолио – совокупности индивидуальных образовательных достижений учащихся в период обучения с пятого по девятый классы. Это творческие работы, рефераты, участие в олимпиадах и т.д.

Наконец, в старших классах начинается активная подготовка к ЕГЭ, а значит возрастает роль тестирования.

Цель «Современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе» – обучить студентов методике применения этих технологий в преподавании конкретных предметов. Но предварительно нам придется организовать курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава: только в этом году их пройдут около 500 человек.

«Нормативно-правовое обеспечение образования» – это пока условное название предмета, в котором основное внимание будет уделено целому комплексу проблем, связанных с защитой прав ребенка.

В Общественную детскую приемную Министерства, которую мы открыли год назад, ежедневно обращаются более 700 детей и родителей по конфликтным ситуациям в школе. И причина многих жалоб – в неправильных действиях педагогов и директоров школ. Поэтому в каждой школе необходимо создать атмосферу уважения прав учащихся, а уважение возможно лишь на основе знаний.

Кроме того, мы планируем включить в содержание этого курса нормативные документы, связанные с общим образованием (например, стандарты) и с обучением в аспирантуре.

Мы бы хотели, чтобы эту дисциплину читали профессиональные юристы, а не преподаватели педагогики; важно, чтобы кроме лекций проводились еще и практические занятия по предмету.

Все три курса рассчитаны на 72 часа – 36 аудиторных и столько же на самостоятельные занятия.

– Сколько времени потребуется для внедрения этих предметов в массовую практику?

– В настоящее время подготовлены проекты примерных программ по этим дисциплинам, а также методические рекомендации и предложения по их внедрению в учебный процесс. Материалы будут обсуждаться на совещании, посвященном модернизации педагогического образования. Оно состоится в конце апреля в Москве. На совещание мы приглашаем проректоров педучилищ и педвузов, а также представителей классических университетов, ведущих подготовку по педагогическим специальностям.

Их предложения обязательно будут учтены при доработке этих курсов, которые мы планируем утвердить на Федеральном экспертном совете осенью нынешнего года. И только после этого, в первом квартале следующего года, они будут разосланы в вузы для проведения необходимой подготовительной работы. Весь нынешний год мы посвятим разработке учебно-методических комплектов для этих курсов и их экспериментальной апробации в наших базовых вузах – МПГУ, РПГУ им. А.И. Герцена, Иркутском, Томском, Красноярском, Волгоградском, Челябинском, Омском, Биробиджанском педагогических университетах.

В дальнейшем они смогут оказывать методическую помощь другим вузам.

А в массовую практику новые предметы (как самостоятельные или как разделы других дисциплин) войдут не раньше следующего года.

Беседовала
Ольга Дашковская

Рейтинг@Mail.ru