Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2004


Охрана труда

Профсоюз уполномочен заявить

Директора школ идут под суд из-за халатности вышестоящих чиновников

Об охране труда знают все, но мало кто имеет представление, как она выглядит. А выглядит весьма впечатляюще. Если на бумаге. При взгляде на такую бумажную «охрану труда» приходит мысль, что более безопасного места, чем школа, не найти.
На деле же красноречиво говорят сами за себя многочисленные изъяны вроде ржавого огнетушителя в самом потаенном школьном углу…
В Великом Новгороде на организованном Министерством образования и науки РФ совещании по безопасности образовательных учреждений Северо-Западного федерального округа, безусловно, много говорили о детях: о жертвах якутского пожара, высоком уровне травматизма, некачественной санитарно-эпидемиологической обстановке, дорожно-транспортных происшествиях вблизи школ. Но не были забыты и педагоги. Более того, выступление главного технического инспектора труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ Сергея КУЛЕШОВА породило дискуссию. До конца лета подобные совещания пройдут во всех федеральных округах. И Кулешов намерен довести до их участников жесткую позицию организации, которую он представляет.

– Сергей Митрофанович, что сейчас делает профсоюз в плане охраны труда?

– В соответствии с действующим законодательством профсоюзы обязаны защищать права работников на здоровые и безопасные условия труда. Казалось бы, права эти есть, а вот кому отслеживать их осуществление? Сейчас мы отрабатываем систему управления реализацией защитных функций по охране труда по всей структуре профсоюза работников народного образования и науки. На уровне ЦК, республиканских, краевых и областных организаций это будут штатные технические инспектора труда. На уровне районной, городской или вузовской организации профсоюза – нештатные инспектора. А в образовательном учреждении – уполномоченные по охране труда профсоюзной организации. По каждому из названных уровней на недавнем президиуме ЦК профсоюза, в марте этого года в Марий-Эл, было утверждено положение о каждой из данных структур. Таким образом ввели всех в правовое поле по реализации защитных функций в области охраны труда. И надеемся, что это позволит более активно и квалифицированно осуществлять профсоюзный контроль за действиями администрации по соблюдению требований законодательных и иных нормативов.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о школьном уровне контроля…

– В каждом образовательном учреждении работодатель или должностное лицо совместно с профсоюзным комитетом ОБЯЗАНЫ, подчеркиваю, создать комитет (комиссию) по охране труда, который состоит из представителей администрации (для дошкольных учреждений, мы считаем, достаточно двух человек, для школ – три-пять) и такого же количества людей от профсоюзного комитета.

Кто туда входит? От администрации – руководитель образовательного учреждения или его заместитель, работник, на которого возложены функции по охране труда, и любой другой сотрудник. От профсоюзного комитета – руководитель профкома или заместитель и уполномоченный по охране труда.

Такие комиссии работают в соответствии с положением о комиссии по охране труда, утвержденном Минтруда РФ в 1994 году. Обязательное создание ее предусмотрено статьей Трудового кодекса. Правда, сейчас есть проекты по обновлению комитетов охраны труда. В частности, новшества касаются системы управления. Раньше комитет выбирал руководителем одного из своих членов. По настоянию профсоюза, вероятно, комитет будет возглавлять директор школы.

– Кто такой уполномоченный по охране труда?

– Он избирается в каждом образовательном учреждении на отчетно-выборном собрании профсоюзной организации. Уполномоченный законодательством наделен большими правами по контролю за обеспечением безопасности условий труда: например, может в любое время дня и ночи проверять образовательное учреждение, выдавать руководителю учреждения так называемое представление об устранении имеющихся недостатков, а руководитель обязан в недельный срок принять меры и доложить об этом в профсоюзную организацию.

Работодатель обязан ОБЕСПЕЧИТЬ здоровые и безопасные условия труда, а профсоюз – ЗАЩИТИТЬ это право работника там, где оно нарушается недобросовестными людьми. И уполномоченный как раз реализует права профкома по защите прав. Мы вообще считаем его первичным звеном системы управления по охране труда: вместе с комиссией он должен решать все возникающие проблемы по обеспечению безопасности условий труда в школе.

– Таких проблем много?

– Недавно увидело свет издание «Защита профкомом образовательного учреждения прав членов профсоюза на охрану труда». Когда в процессе его подготовки мы систематизировали информацию, оказалось, что можно выделить восемнадцать направлений, по которым рядовой работник требует защиты. Восемнадцать!

– Знают ли директора об этом?..

– Руководители образовательных учреждений нередко удивляются: «Что уж там такого обширного нужно знать по охране труда!» А когда им по полочкам разложишь, то узнают, что и спецодежда положена, и молоко, и доплата за вредные условия труда, и многое-многое другое.

– Кем финансируется работа комитета?

– К сожалению, пока она идет только на общественных началах. Но ситуацию требуется менять, особенно в отношении уполномоченного: ведь он указывает на просчеты руководителю, у него есть право обратиться в вышестоящую организацию с предложением закрыть опасный участок, привлечь кого-то к административной или уголовной ответственности, а это всегда вызывает непонимание соответствующих должностных лиц…

– Ведете ли вы наблюдение за тем, как все это функционирует?

– Наблюдаем повсеместно. У нас есть полные материалы. Совсем недавно мы подготовили информацию о том, по каким направлениям профсоюз работников народного образования работал в области охраны труда. Сначала перечисляются основные направления. Во втором разделе рассказывается о реализации этих направлений. И третий раздел – результаты. И так – от уровня школы до областных организаций.

– Судя по всему, профсоюз действительно уделяет охране труда много внимания…

– Мы активно «раскручиваем» важнейшую функцию профсоюза. Охрана труда – это не только сохранение жизни и бережное отношение к здоровью. Это рассматривается и как повышение статуса работника образования. Если учитель трудится в комфортных условиях (светлый, теплый класс, никаких шумов, удобная мебель), если он уверен в сохранности своей жизни, разве это не должный статус!

За последние десять лет был ликвидирован ведомственный контроль за охраной труда – от Минобразования страны и республик до районного звена. Он практически отсутствует. Нет специалистов по охране труда по всей вертикали органов управления образованием. По инициативе профсоюза мы добились, чтобы в Министерстве образования и науки РФ вместо одного-двух человек, ответственных за этот вид работ, появилось целое управление – Управление государственного инспектирования и охраны труда. Проблема охраны труда сейчас настолько остра в системе образования, что даже объединение министерств и пересмотр штата на эту структуру не повлияли: она сохраняется – и, будем добиваться, в полном объеме.

– На совещании, с которого вы только что вернулись, завязалась дискуссия по вопросу поощрения и наказания руководителей образовательных учреждений…

– Известен ли хотя бы один громкий факт, чтобы на областном или федеральном уровнях кто-либо понес наказание за произошедший несчастный случай? Нет. Были ужасные пожары в Якутии. Но никто из вышестоящих структур не понес никакого наказания! Судят директора школы, у которого самого сын погиб во время этого пожара. Понятно, его вина есть. Но беда и в другом.

У нас существуют органы управления образованием. На совещании я прямо спрашивал руководителей комитетов образования: назовите, что сделал ваш комитет для директора школы? Вы существуете не только для распределения денег. Нужно работать! Минобразования присылает вам документы по охране труда, и на этом все заканчивается: в школы нормативно-правовая документация не доходит!

Устарела система обучения, повышения квалификации. Разве это обучение, когда собрали людей в зале, вышли и почитали лекцию? Обучать нужно небольшими группами, на полигонах, то есть с практическим осуществлением. Или возьмем пожарную безопасность... В школу привозят огнетушители и не всегда знают, как правильно с ними обходиться. Кто подскажет, что разместить их нужно в таком месте, где их легко увидеть, снять; чтобы на них не падали солнечные лучи и не было бы сырости; что требуется удаленность от батарей: от воздействия температур порошок спекается и через полгода огнетушитель служить уже не будет.

Тонкостей очень много, но никто ни о чем не ставит в известность. Документы, как я сказал, оседают на уровне комитетов. А случись что-то – попадает директору, и ни один прокурор не интересуется, что не работает система оповещения. Сейчас вся надежда на средства массовой информации. Педагогическая пресса должна активно пропагандировать охрану труда в школе, печатать все документы. Тогда директор будет знать, что ему надо выполнять.

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА

От редакции. Мы возьмем на себя непосильную для чиновников ношу и в сотрудничестве с ЦК профсоюза в ближайшее время начнем публикацию всей необходимой документации в помощь школьным директорам.

Но не перестанем тешить себя надеждой, что когда-нибудь каждый все-таки будет заниматься своим делом…

Рейтинг@Mail.ru