Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2004


Дополнительное образование

Свободный выбор в судьбе школьника

Практически во всех школах сегодня существуют разнообразные кружки. Заходишь – и здание полуразрушенное, и туалет странным образом оборудован в виде деревенских «дырок», а в коридоре рядом с раздевалкой расписание занятий кружков. В школе численностью больше 200 человек кружков бывает не менее 10, а иногда и 25…

Диалог с педагогом

Слегка пораженная таким неожиданным положением дел, начинаешь разговор с директором, с учителями.

– Зачем вам столько кружков?

– Так детям податься некуда кроме школы! Вот и стараемся, чтобы хоть они интересно жили.

wpe290.jpg (13611 bytes)– Но у вас так много кружков, спортивных секций, что удивляешься: когда ребята успевают делать домашние задания? Ведь всем известно: если ребенок чем-то серьезно увлекся, то обо всем другом он забывает.

– Чтобы они могли в наши кружки ходить, даже домашние задания даем все реже.

– Так что, они домашние задания не делают?

– Почему, делают. У нас ребята хорошо учатся! А вы попробуйте их увлеките. Им же сейчас совсем ничего не нужно, все на свете не интересно.

– Подождите. Если им ничего не нужно, зачем у вас столько кружков?

– Чтобы они хоть чем-то заинтересовались. Вон у нас футбольная команда какая, первое место в районе взяли! Мальчишки тренируются как ненормальные – хотят и в областных соревнованиях победить.

– Что же важнее, уроки или кружки?

– Конечно, уроки! Знания должны быть крепкие, как в советские времена.

– Но ведь мальчишки тренируются, много пропускают, потом уезжают на соревнования – снова прогулы. Программу им не освоить.

– А мы поможем. Знания важнее всего!

– А вы какой предмет преподаете?

– Химию.

– Если кто-нибудь из ваших футболистов отстанет от класса, не будет знать, чем отличаются кислоты от солей, что вы будете делать?

– Помогу, объясню, подтяну. А вообще, если это будет строго между нами, прощу я ему эти прогулы и спрашивать ничего не буду! Потому что для меня счастье, что они хоть чем-то заинтересовались! А химия-то не каждому нужна.

– Получается, что для вас кружок важнее, чем урок.

– Ну все не совсем так. Тут каждый раз приходится решать по-новому.

Как видно из приведенного выше диалога, многие учителя уже сегодня признают равноправие всех сфер образовательных услуг.

Правда, это открытие приходится держать в тайне. Но вот чего утаить нельзя – так это проблем, которые неизбежно возникают как следствие такого подхода к образованию.

Может ли кружковая работа заменить урочную

Этот вопрос так часто задают себе и родители, и дети, и учителя, что не так давно по Москве прошел слух: мол, те, кто посещает кружки, будут получать отметки по этим предметам именно в кружках. Однако есть и другой, более реалистический путь. Урок, на который обычно приходят в соответствии с расписанием, можно сделать открытым занятием, таким же как кружок. Тогда ребята будут там работать по-другому, более осознанно, активно.

В некоторых школах уже сегодня пробуют ввести «свободное» посещение занятий. К сожалению, при этом оговаривают массу условий. Ребенок должен, например, объяснить, куда уходит и почему, поставить в известность учителя и родителей, отработать позже пропущенный материал. При этом учителю никаких условий не ставится – он остается в позиции правящего человека.

На мой взгляд, половинчатая свобода хуже заключения в рамки обычной классно-урочной системы. Она приучает учеников к манипулированию этим словом, к свободе показной, декларируемой, а не реальной. К этому ли мы стремимся?

При действительной же свободе выбора занятий, способов работы, тем есть вероятность «выпадания» отдельных предметов общеобразовательного цикла, тех, которые ученик вообще не посещал. Никакие оправдания детей в этот момент не рассматриваются: есть аттестат государственного образца, стандарты образования, которые каждый должен освоить. Какая тут свобода?

Похоже, до тех пор, пока по окончании школы дети обязаны получать аттестаты единого образца, в которых отметки ставятся за знания некоторых учебных текстов, кружковая (свободная, творческая) форма работы не сможет заменить урочную. Хорошо, если они смогут и дальше мирно сосуществовать. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Как могут взаимодействовать учителя основного и дополнительного образования

Из-за того что кружок считается «дополнительным» образованием, а урок – «основным», часто возникают конфликты между общеобразовательной школой и кружками, которые посещают ученики во внеурочном пространстве. Распространенная с советских времен формула: получишь двойку – выгонят из кружка (или из спортивной секции) – до сих пор не сдает свои позиции в головах взрослых людей.

В результате страдают дети, чьи увлечения и интересы приносятся в жертву отметкам и знаниям.

О таких конфликтах хорошо знают во Дворцах творчества и других местах, где организована активная кружковая работа. Мне известно, что в числе старейшин одного биологического кружка есть несколько молодых людей, которые так и не смогли получить аттестат о среднем образовании. Они очень хорошо знают лес, могут провести любые экскурсии, участвуют в исследовательской работе, которая проводится совместно со старшими коллегами. Но не имеют права продолжить образование в вузе. Когда-то, всего несколько лет назад, они были самыми обычными школьниками, которые, на свою беду, влюбились в лес, походы, экспедиции, пропустили много уроков, получили неудовлетворительные отметки по ряду школьных предметов.

wpe291.jpg (9027 bytes)Мне могут возразить: а почему они не идут в вечерние школы? Не хотят. Их обидели совершенно напрасно, наказали только за то, что они в свои пятнадцать-шестнадцать лет могли увлеченно работать, быть специалистами в одной области человеческого знания.

Кто виноват в том, что произошло с этими ребятами? Те, в чей кружок они ходили? Школьные учителя, родители или они сами, потому что не бросили все ради получения аттестата?

Однако существует и другой опыт. Если одни и те же педагоги работают в рамках расписания уроков и как ведущие кружков, их отношение к вопросу сильно меняется. Они видят детей в разных ситуациях, начинают ценить их активность в кружках и спортивных секциях, становятся терпимее к их ошибкам и недоработкам в рамках общеобразовательной программы. Таких школ сегодня много в России. Некоторые начинают эту работу с начального звена: в пересменок ведут занятия своих кружков, учат ребятишек тому, что сами любят делать. Шить, разгадывать кроссворды, танцевать, показывать карточные фокусы, разводить комнатные растения. Да мало ли талантов у школьных учителей?!

В эти кружки приходят ученики разных классов начальной школы. Кому где интересно. А потом учителя возвращаются в свой класс... Толя, например, увлекается цветоводством: знает все комнатные растения, разбирается в удобрениях, может вылечить заболевшие растения. Об этом его учительница узнала, только когда он пришел к ней в кружок. Там она и Толя – полноправные коллеги, сотрудники.

Но вот на уроках математики (у той же учительницы!) он не может правильно выполнить ни одного упражнения. Что делать? Раньше, до открытия кружков, учительница бранила Толю за нерадивость, жаловалась его родителям.

Теперь учительница не может осуждать Толю за его увлечение. Она вынуждена (именно вынуждена, а не имеет право, если захочет!) помогать Толе. Они ведь друзья, коллеги. Она ищет новые способы работы с мальчиком, пытается понять, почему математика ему не дается. Она становится настоящим учителем, который нужен Коле.

Некоторые школы вступают в активное взаимодействие с Дворцами творчества, расположенными неподалеку.

Сергей всегда учился слабо, а когда ему исполнилось четырнадцать, совсем от рук отбился. Решил ограбить свою школу. По счастливой случайности, директор заметил свет, пришел, остановил... Но вот что случилось. Директор выдвинул только одно условие для Сережи: выбрать себе кружок в ближайшем Дворце творчества и регулярно его посещать. Вот так наказание! Мальчика буквально за руку повели выбирать интересное дело. Он трижды менял свое решение. Наконец выбрал и... стал пропускать уроки в школе. Ему повезло: в его школе к таким пропускам, вопреки стандартам и ЕГЭ, относятся нормально. Ждут, когда парень повзрослеет, помогают подтянуться и по пропущенным предметам. Школа работает «в одной упряжке» с Домом творчества.

Это кажется парадоксальным только тем, кто не понимает значимости творческой деятельности, основанной на собственном выборе. Большинству учителей ясно: научится подросток серьезно работать в одном месте, у него появится шанс освоить и обязательную программу. Если же прибегнуть к насилию, результатом будет стойкая ненависть и к учебе, и к школе. А она потом обязательно проявит себя. Рисковать не стоит.

Ольга Леонтьева

Рейтинг@Mail.ru