Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2004


Специальное образование

«Мы даем не рыбу, а удочку»

Уникальное обучение инвалидов спасает их самих и имидж России

wpe29E.jpg (22424 bytes)

Руководить школой, ученики которой обречены на узкий круг профессиональных возможностей, морально тяжело: видеть, что интеллект позволяет им получить от жизни не меньше остальных и при этом понимать – реализовать способности удастся далеко не всем. Казалось бы, что ж поделаешь – инвалиды по слуху…
Но вы в состоянии сломать жуткий стереотип, как минимум дав прочитать ученикам эту статью. Выпускники вашей школы имеют право стать студентами вуза, куда стремится попасть молодежь всего мира, получить уникальную специальность, а по окончании трудоустроиться с вероятностью… стопроцентной.

Поддержка – максимальная

В России 1952 школы для инвалидов. 177 из них – для инвалидов по слуху, в том числе 87 – для позднооглохших и слабослышащих детей. Здесь учится 20 тыс. плохослышащих школьников – это лишь треть нуждающихся. Остальным везет меньше: они попадают в обычную общеобразовательную школу, где не всегда работает коррекционный класс.

В любом случае, получив аттестат, никто из них и не мечтает «замахнуться» на поступление в самый крупный технический вуз России, так как не подозревает, что Московский государственный техуниверситет им. Баумана ждет их – глухих и слабослышащих.

Здесь недуг – не препятствие к учебе. Полный комплекс поддержки включает радиоклассы, индивидуальные слуховые аппараты, проведение аудиологического обследования и мониторинга слуховой функции, бесплатное слухопротезирование, сурдоперевод, запись лекций, социально-бытовую и правовую помощь. Помочь стать полноценными студентами знаменитой «Бауманки» призван Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важно подчеркнуть: он действует не при университете, а внутри.

…Попав в центр, мгновенно веришь, что вуз отдает этим студентам самое лучшее. Проходя по старому зданию университета, навевающему мысли о фундаментальности советской науки, никак не ожидаешь попасть в аудиторию ХХI века, больше похожую на офис уважающей себя компьютерной фирмы: техника, техника, техника… И студенты, которые не обращают на нас, посетивших их в горячую пору подготовки к сессии, никакого внимания. Для них сейчас главнее чертежи на экране монитора.

Любовь Яковлева, студентка третьего курса факультета роботостроения, в центре считается старожилом. Пришла помочь первокурсникам.

– Я училась в московской школе № 22 для слабослышащих и позднооглохших детей. У нас уже были выпускники, учившиеся в Бауманском университете, и мы с одноклассниками, окончив 12-й класс, тоже пришли поступать. Из семи человек семеро поступили, но учиться осталось пятеро.

Школу я окончила на «пятерки» и «четверки», готовилась на подготовительных курсах этого вуза. Но надо сказать, что условия приема для нас более щадящие, чем при массовом поступлении, в частности пониженный проходной балл. Балл каждый год меняется, но тот, который был тогда, позволил мне поступить.

Учеба на дневном факультете идет шесть лет вместо пяти. Нам дан дополнительный год на адаптацию. В отличие от студентов, поступивших на определенный факультет и имеющих конкретный набор дисциплин, мы занимаемся сразу по всем предметам, чтобы приспособиться и выбрать одно направление. Факультет – любой. Кстати, диплом по окончании выдается обычного образца, разве что во вкладыше список с оценками длиннее за счет специальных предметов.

После трех лет обучения в центре мы попадаем в общий поток. В аудитории приглашаются сурдопереводчики или используются специальные технические средства: преподавателю прикрепляется микрофон, а студенты носят слуховые аппараты и так называемые «информационные петли», позволяющие принимать речь педагога.

Центр очень мощный. Поддержка – максимальная.

Преподаватель теоретической механики Михаил Ильин с глухими и слабослышащими студентами МГТУ работает не один год, и наблюдений накопилось немало. Например, Михаил Михайлович отмечает, что эти ребята приучены работать: в центре занятия не прогуляешь, вот и учатся порядку. Может быть, поэтому, попадая в общий поток, они постепенно становятся лидерами. Кроме того, студенты центра изначально хорошо знают компьютер – в детстве, ограниченные в общении, проводили за ним много времени.

Со стороны может показаться, что ребята прекрасно все воспринимают, тем не менее потеря информации идет – что-то все равно не слышат, скорее догадываются. Михаил Ильин выработал собственную систему обучения. Если твою речь воспринимают по губам, объяснение не продолжишь, отвернувшись к доске, чтобы сделать запись. Соответственно лекция растягивается по времени.

В сурдопереводе некоторые термины совпадают, поэтому Ильин заранее набирает на компьютере основные определения, которые нужно правильно записать. Потом распечатывает их и раздает или выводит на экран. Набралось около двухсот определений. Теперь проблем не возникает.

Конечно, приходится ему и старательно артикулировать.

Михаил Ильин учитывает рекомендации психологов, работающих со студентами. Тех, кто может великолепно учиться, но испытывает скованность, к доске никогда не вызывает и использует другой подход.

– Я не чувствую разницы между учащимся центра и обычным своим студентом. Может быть, слабослышащие и глухие ребята болеют чаще. Но интеллектуальное развитие у них абсолютно точно ничем не хуже! – уверен преподаватель.

«Имиджмейкеры» России

В соответствии с мировой статистикой 10–12% населения России является плохослышащим и ждет социальной поддержки. Цифра растет, как ни странно, с повышением уровня благосостояния страны: в развитых странах это 25%. Дело в том, что там есть социальная и медицинская культура и больными считаются люди даже с небольшой потерей слуха. Примерно с 35 лет у человека начинает ухудшаться слух. У кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Все случаи регистрируются. Отсюда и 25%.

Вероятность появления глухого ребенка у глухих родителей на порядок выше, чем у слышащих. Впрочем, и последние не застрахованы. Вторая основная причина глухоты – качество здравоохранения. 80% глухих – результат неправильного лечения детских заболеваний.

О проблемах инвалидов по слуху директор центра Александр Станевский узнал во всех грустных деталях, когда тридцать три года назад у него родилась глухая дочь. Он с законной гордостью рассказывает, что она училась в музыкальной школе, окончила МГТУ, работала, уехала в Грецию, где стала менеджером международного уровня и тоже училась, вернулась с двумя дочками на руках и собирается открывать фирму. Ее портрет висит в Организации Объединенных Наций как символ достижений человечества.

– Но это все внешнее, – вдруг прерывает он сам себя. – Проблема страшная. Этот мир не приспособлен для глухих, и жить приходится, ежедневно совершая подвиг. В свои тридцать три года моя дочь почти вся седая…

…Еще во времена Средневековья людей, которые не слышали и соответственно не говорили, вели на костер – бесполезно существование того, кто не несет слово божье. Это подвигло монахов-францисканцев прятать глухих и придумать сурдоперевод.

Только в ХIХ веке за глухими в законодательных актах было признано гражданское право.

В течение столетий размышляли и над тем, учить их или не учить. И в 1934 году – сенсация! СССР берется не просто учить: Бауманское училище будет давать высшее техническое образование интегрированного типа. Так с 1934 года здесь началось обучение глухих. Кто об этом позаботился? Бывшему императорскому училищу принять молодежь, а также передовиков производства из числа глухих рабочих и крестьян поручил ЦК ВКП(б). В училище не знали, что нигде в мире глухие не получают высшего образования, были вдали от сурдопедагогических и дефектологических методик, но взялись – и получилось.

С 30-х годов до перестройки через университет (до 1989 года – училище) прошло около 1000 глухих студентов. Эти люди проложили дорогу на рынок труда и попали в достаточно защищенную социальную область – оборонную промышленность. Возник опыт работы с этим контингентом и у самого рынка труда: неоднозначное отношение к таким работникам стерлось.

Однако в конце 80-х годов «Бауманка» начала стремительно терять эту программу. У институтов появились свои требования к качеству образования выпускников школ, до которых школы недотягивали. И эти «ножницы» в качестве образования привели к тому, что в 91-м году в МГТУ училось лишь восемь глухих студентов.

Решили посмотреть, что делается в мире. Сравнили и увидели: наработки МГТУ очень хорошие – и занялись их развитием. Пришли к новой организационной форме, не имеющей аналогов в мире, к принципиально новому содержанию этого образования и технологиям (к слову, все это нашло официальное признание в стране (Премия Президента РФ в области образования) и мире (медаль ЮНЕСКО). И в 94-м Бауманский университет оказался единственным образовательным учреждением, уполномоченным государством обучать глухих студентов. Государство дает заказ на подготовку из числа не имеющих слуха, и программа финансируется отдельным образом. Экс-министр образования РФ издал приказ о создании целой системы непрерывного образования инвалидов, в основу которой положены «бауманские» подходы. Такая передовая система может изменить имидж России. Но это дело будущего, а пока делаются следующие большие шаги.

Введение понятия «образовательно-реабилитационные программы» как специальных образовательных услуг не имело поддержки в правовом плане, и министерство поручило ввести изменения в стандарт – учить инвалидов, как всех, нельзя.

Одновременно создается инфраструктура: по решению министерства «Бауманка» открыла такие же центры в Уральском екатеринбургском педагогическом университете, Красноярском государственном торгово-экономическом институте, в Российском государственном педагогическом университете им. Герцена Санкт-Петербурга и государственном университете во Владимире. Если министерство после реформирования не поменяет прошлых планов, то появятся еще четыре центра, в том числе в Новосибирске и Москве. Сама «Бауманка» дает юридическое образование, учит бизнес-менеджменту, биомедицинским технологиям, выпускает и социологов – все для производственной сферы. А в распространяемых центрах студенты получают технические и педагогические знания. (В педвузах, кроме всего прочего, идет обучение специалистов для работы с инвалидами. Учебные программы по дефектологии в вузах во многом не подходят для сегодняшнего дня. А здесь педагогов научат быть в единой информационно-технологической среде. Коррекционным школам нужны современные методики, ведь дети выпадают из жизни в силу того, что их учат люди, не видевшие компьютера.)

В рамках программы Минтруда оборудовали центрами для инвалидов девять техникумов.

Открытие центров потребовало провести технологический эксперимент – наладить телекоммуникационные связи, то есть создать сеть между школами, ПТУ, техникумами и вузами, и погрузить инвалидов в единое образовательное пространство для инвалидов.

Сейчас подписывается контракт на подготовку кадров для обеспечения системы обучения глухих. Учительница со стандартным багажом знаний, придя в аудиторию, оснащенную в стиле хай-тек, растеряется. Так же, как профессор, читающий курс квантовой механики традиционным способом. Но они смогут перестроиться, если научить. Итог сотрудничества с международными коллегами – 80-часовая программа подготовки специалистов. В текущем году по приказу министерства ее освоят 175 человек из семи федеральных округов.

Не работа выбирает инвалида, а инвалид – работу

– Кроме государства учить инвалидов никто не заинтересован, – делится наболевшим Александр Станевский. – Спросите ректора: «Хочешь учить?» Ответит: «Нет». И не потому, что он плохой человек. Когда мы начали эту программу, то прошли через суды – правового поля нет. Нет нормативов организации учебного процесса, нет кадрового обеспечения; у преподавателей, работающих с инвалидами, и отпуск другой, и выслуга лет иная… У меня учатся несколько глухих студентов, у которых глухота – следствие диабета. Им нужно четыре раза в стуки колоть инсулин. Если что-то случится, будет отвечать ректор. Захочет ли после этого ректор иметь студентов-инвалидов? Не захочет, пока не получит четких разъяснений.

Сейчас в Бауманском университете учатся 180 студентов из 29 регионов страны. Руководство центра дивится одному американскому вузу, где одновременно обучается свыше 1200 глухих студентов, ведь ключевым понятием образования для глухих является качество. Суть «бауманского» подхода – элитарное образование для всех. Только за счет высочайшего качества образования и элитарности глухой может выжить в этом мире. Инвалиды с дипломом МГТУ трудоустраиваются стопроцентно. И не их выбирают, а они. Средний заработок, на который соглашаются, не ниже пятнадцати тысяч рублей. Выпускник «Бауманки» прав: он поступил сюда, пройдя конкурс 70–100 человек на место; получил отличную специальность (в университете на семь-восемь лет вперед просчитывают востребованность профессий на рынке труда); в конце концов, он окончил вуз, всемирно признанный эталоном качества.

– Наверное, это звучит жестко, но правильно: сделаем из инвалидов налогоплательщиков, – считает Станевский. – Почему мы платим налоги на пособие человеку, у которого интеллект в норме? Он сам может работать, а профессии обучим – дадим удочку, а не рыбу.

Деньги, вкладываемые государством в обучение инвалида-бауманца, – не затратные расходы, а инвестиционные. Мы создали популяцию инвалидов, связывающих свое благополучие и социальную безопасность с трудом. И новому руководству министерства нужно увидеть, что оно имеет, и понять: инвалиды – не на паперти!

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru