Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/2004


Предпрофильная подготовка

Модель «портфолио» выпускника основной школы МОС Крапивинского района Кемеровской области

Основная цель, которую преследовали авторы, заключалась в объективном отражении работы ученика по курсам по выбору в рамках осуществления предпрофильной подготовки.

Авторами определено содержание портфолио, разработаны критерии оценивания по блокам, подготовлены памятка составителю портфолио и памятка рецензенту, описаны способы представления (предъявления) портфолио, составлен комплект документов, входящих в портфолио ученика, критерии оценки представленных материалов портфолио.

«Портфолио ученика» – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая, наряду с результатами экзаменов, является определяющей образовательного рейтинга выпускника основной школы.

Цель создания: «портфолио» призван отражать работу ученика по избранному курсу предпрофильного обучения.

Содержание «портфолио» включает в себя следующий материал:

– титульная страница: название предпрофильного курса, имя ученика, период создания «портфолио» (дата начала и окончания), имя учителя;
– собственно содержание «портфолио» ученика:

  • обоснование выбора курса, анализ собственных результатов по одному из курсов;
  • записи, доклады, рефераты, творческие, олимпиадные работы (важно включить работу, иллюстрирующую индивидуальность);
  • использование информационных технологий (пример использования информационных технологий в работе по проекту, по программному материалу);
  • если это групповой проект, то детальное описание группового проекта, в котором принимал участие;

– любимая работа (этот раздел должен быть предварен отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему именно этому виду работы отдается предпочтение), любимой работой может быть олимпиада и ее результаты, участие в конкурсе и победа в нем и т.д.

«Портфолио ученика» включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и внеурочное время в течение двух лет (8–9 класс).

Учет документов, входящих в «портфолио», осуществляет классный руководитель. Ответственным лицом является заместитель директора по УВР.

Учащийся презентует содержание своего «портфолио» на родительской или ученической конференции, общешкольном родительском или классном собрании, ученическом собрании, совете старшеклассников, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку.

На презентацию он выходит с комментарием к собственному «портфолио» который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ (сертифицированных и несертифицированных), он должен представлять полную картину предпрофильной подготовки по избранному курсу, а также с рецензией. В качестве рецензента выступает педагог или независимый консультант с педагогическим образованием.

Комментарий дается в письменной форме (в форме письма или вступления с кратким изложением своих мыслей).

Итоговым документом по «портфолио» ученика является зачетная книжка, имеющая графы «предмет», «тема», «вид деятельности», «дата», «количество баллов», «подпись педагога».

Зачетная книжка заверяется школьной печатью и подписью заместителя директора по УВР и выдается выпускнику основной школы.

Результат «портфолио» включается в суммарный образовательный рейтинг ученика и зачисление в профильные классы на III ступени ведется по рейтингу.

Памятка пишущему комментарий к «портфолио»

1. Проведи тщательную работу по отбору материала в «портфолио» только по одному курсу предпрофильной подготовки.
2. Подумай над тем, что получилось, что вызвало трудности.
3. Есть ли то, что не включено в «портфолио»?
4. По какому принципу ты организовал информацию?
5. Что нового ты узнал в процессе ее подготовки?
6. Можно ли представить себе жизненную ситуацию, в которой данные знания можно было использовать для ее решения? Приведи примеры.
7. Была ли работа над «портфолио» полезна для дальнейшего твоего продвижения?
8. Помни, что описанию подлежит каждый отобранный материал.
9. Не забудь, что комментарий ты представляешь в форме письма или вступления к читателю.

Памятка пишущему рецензию на «портфолио»

1. Каково было Ваше первое впечатление от «портфолио»?
2. Что удивило Вас в комментарии ученика?
3. Что вызвало в Вас чувство гордости?
4. Что Вы можете сделать, чтобы помочь Вашему ученику в дальнейшем?
5. Насколько аккуратно и логично организован материал «портфолио»?
6. Как часто он консультировался с Вами?
7. Насколько самостоятельно ученик создал свой «портфолио»?
8. Какие дополнительные материалы, технологии он использовал при оформлении «портфолио»?
9. Используйте следующий вариант оценки:

– полностью соответствует (!)
– не совсем соответствует (!–)
– неприемлемо (–)
– отсутствует (0)
– приемлемо (+).

Комплект документов, входящих в «портфолио» ученика

1. Задания ученику по отбору материала (по каким параметрам его отбирать: самостоятельные, классные, домашние, творческие и т.д.).
2. Памятка пишущему комментарий к «портфолио».
3. Памятка пишущему рецензию на «портфолио» и критерии оценки вложенных в «портфолио» работ.
4. Критерии оценки презентации «портфолио».
5. Критерии оценки презентации «портфолио» (по пятибалльной системе):

– самостоятельность;
– определение сроков создания «портфолио»;
– отражение собственной позиции ученика (самооценка) относительно представленных работ;
– процесс решения проблем;
– логика рассуждений;
– культура речи.

Рейтинг@Mail.ru