Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №32/2004


Профильная школа

Богатство – еще не счастье, но...

«Профилизация образования имеет большую социальную значимость и позитивно воспринимается обществом». Не со всем в высказывании министра образования и науки можно безоговорочно согласиться. Вот к этим его словам придраться сложнее: «На сегодняшний день очевиден дисбаланс между спросом и предложением на рынке  труда, да и потребности рынка меняются каждые 5–7 лет». Собравшиеся в Государственном университете – Высшей школе экономики участники семинара «Проблемы взаимосвязи рынков труда и школьного образования в условиях введения профильного обучения» на опыте знают, что это действительно так.

В Москву для обсуждения проблемы съехались директора школ и межшкольных учебных комбинатов, представители рабочей группы по введению профильного обучения Минобразования и науки РФ, сотрудники региональных и муниципальных органов управления образованием, департаментов федеральной государственной службы занятости населения, районных центров занятости и торгово-промышленных палат…

Надуманный спор

Переход общеобразовательных школ на профильное обучение – не за горами: по Постановлению Правительства РФ от 9 июня 2003 г. и утвержденному Министерством образования и науки РФ плану, профилизацией ознаменуется 2006 год. Проходит ли эта реформа спокойно или ей, как и остальным, хватает тех, кто посматривает на нее косо? Наверное, любая перестройка имеет славословящих и недовольных. Опасения Исаака Калины, директора Департамента государственной политики в области образования Минобразования и науки, что называется, по существу:

– В любом учебнике экономики всегда есть фраза, обращенная к руководителям предприятия: если вы не понимаете запросов потребителя, то вы не понимаете сути своего производства. Сегодня я – чиновник, но имею право считать себя и потребителем разработок, ведущихся по профилизации образования, так как у меня большой стаж работы учителем, завучем, директором школы, заведующим районным управлением образования и начальником областного управления. Я искренне хорошо отношусь к теме профильного обучения. Но, когда у нас что-то происходит в образовании, от идеи до воплощения многое искажается. Задумка государства оказать гражданам некую замечательную услугу, пройдя «частокол» чиновников, почему-то превращается в полную свою противоположность, то есть в некоторую повинность школ и вузов перед нами, чиновниками (это, на мой взгляд, произошло с идеей ЕГЭ).

– Что, по-вашему, должны уяснить чиновники, чтобы идея осталась позитивной от входа до выхода?

– Все хорошее в природе растет снизу вверх. А идея, вырастающая сверху вниз, редко оказывается удачной: сверху и град падает, который убивает всходы…

– Вряд ли можно каким-то образом исказить мысль основывать профильное обучение на потребностях рынка труда…

– Я помню одну из старых коллегий. На одного из наших товарищей буквально ногами затопали, когда он сказал, что система образования должна соответствовать требованиям экономики. Ему бурно противоречили: образование не имеет права подчинять себя экономике, оно самодостаточно!

Думаю, спор – что первично и вторично – надуман. Первичен только наш ученик, которому мы все желаем успеха в жизни. Не надо нам чураться соответствия рынку труда, ведь это подчиненность системы образования не насущным проблемам экономики, а потребностям человека, который у нас учится. У ученика появилась возможность выбора. Это хорошо хотя бы потому, что учит ответственности: легче всего прожить жизнь ничего не выбирая, а потом все неудачи свалить на кого-то другого. Никто без ошибок по жизни не проходит. Но взрослые могут помочь выбрать более-менее верный путь. И если тот не будет соответствовать запросам рынка труда, то вряд ли молодой человек, простите за приземленность, сумеет заработать себе на жизнь в таком объеме, чтобы считаться успешным. Я согласен с Лермонтовым: богатство – это еще не счастье, но все-таки оно ближе к нему, чем бедность.

– Считаете ли вы нужным напрямую привлекать работодателей к реформе по профильному обучению?

– Да, но не отдельных директоров заводов. В стране зарегистрировано около ста объединений работодателей. Это представители профессионального сообщества. Объединения, наряду с учеными и методистами, должны принимать участие в разработке стандартов профессионального образования, направлений подготовки, в оценке качества профобразования и т. д. Не учитывать интересы работодателя – значит обрекать выпускника вуза на непременное переучивание, что происходит сегодня. Я недавно разговаривал с заместителем руководителя по кадрам большого конструкторского бюро. Он всех приходящих выпускников институтов тут же на шесть месяцев отправляет на переподготовку. Это же не дело!

Когда работодатель начнет жестко, требовательно принимать на работу, тогда вуз заинтересуется не тем учеником, кто принес ему в кассу много денег или больше всех баллов набрал на ЕГЭ, а абитуриентом, осмысленно выбравшим профессию, которую он будет изучать и впоследствии заниматься ею.

Школе нужна поддержка извне

В Новгороде уже в 90-е годы начали готовить специалистов в учреждениях профобразования, ориентируясь на потребности экономики области. Как рассказывает заместитель главы администрации Новгорода Татьяна Алексеева, существует целая система по изучению рынка труда, формированию муниципального и регионального заказа на подготовку кадров на всех уровнях образования. Помогают этому специально созданные структуры – консультативные советы при органах местного самоуправления и областного масштаба. В частности, в Великом Новгороде работает центр кадровых ресурсов при Институте образовательного маркетинга и кадровых ресурсов.

Новгородские разработки пошли еще дальше. Все территории выпускают справочники для поступающих в вузы. А здесь, издав брошюру «Твои дороги, выпускник», заодно создали пособие для учителей «Твои дороги, выпускник. Часть 2», призванное научить школьника не «утонуть» в этой справочной литературе. Темы – планирование профессионального будущего, приобретение профессии, поиск работы, трудоустройство, правовая консультация и работа с родителями, порой своими амбициями влияющими на выбор ребенка. Такого рода книг у педагогов под рукой фактически нигде нет.

Сотрудники Березниковского центра занятости в Пермской области вспоминают, как до создания информационно-методической базы профконсультанты посещали почти все выпускные классы города с информацией о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, выступали на родительских собраниях, по итогам тестирования выпускников проводили анализ профессиональных намерений ребят и выводы доводили до учителей.

Потом организовали ярмарку учебных мест, где представители училищ ведут прием будущих абитуриентов, где демонстрируется фильм обо всех училищах города, снятый центром занятости, а школьники получают информационные папки, брошюры с описанием ситуации на рынке труда и проблемах трудоустройства в городе.

Но ярмарка не может заменить повседневной работы с подростками. В центре занятости ведут прием два профконсультанта. Специалисты центра и директора школ провели совместный семинар и определили основные направления сотрудничества. Кстати, после семинара возросла заинтересованность школ в профориентационной деятельности силами самих образовательных учреждений.

В Чувашии «Республиканская молодежная биржа труда» приступила к реализации акции «Сделай правильный выбор». Обратившись на биржу, выпускники школ получат бесплатную информацию обо всех высших и среднеспециальных учебных заведениях России и Чувашской Республики, о специальностях в интересующих их техникумах и вузах, о рейтингах профессий и прогнозе наиболее востребованных, правовых основах молодежного трудоустройства. Биржа проводит лекции по профессиональной ориентации учеников и экскурсии на крупнейшие предприятия Чебоксар.

Роза Непопалова, руководитель Западного управления Минобразования и науки Самарской области, называет систему управления образования в регионе уникальной. Из четырех муниципальных территорий – две сельские. И, организуя работу по профильной и предпрофильной подготовке, приходится также учитывать запросы сельских муниципалитетов.

– Мы считаем для себя важным держать связь с рынком труда территорий. Только так наши выпускники будут везде обеспечены работой, а работодатели – качественно подготовленными кадрами. Изначально вопрос прорабатывался с работодателями каждой территории в отдельности. Но вовремя поняли, что отрыв друг от друга – это неверно, и создали межмуниципальный совет по кадровой политике, куда входят союзы работодателей всех четырех территорий, центры занятости и учреждения профобразования. Из значимых итогов – повышенное внимание к практике и стажировке молодежи: раньше это не очень приветствовалось на предприятиях, а сейчас они задумываются о кадрах, которые соответствовали бы их корпоративным интересам.

Западный образовательный округ имеет центр в Сызрани (это третий по величине, после Самары и Тольятти, город Самарской области). Ученики сельских и городских школ в основном продолжают свое образование здесь: родители не хотят отпускать ребенка далеко (такая тенденция сохраняется); кроме того, содержание его в другом крупном городе обходится излишне дорого; да и 70% выпускников, согласно данным мониторинга, хотят себе применения дома. Поэтому, выстраивая предпрофильную и профильную подготовку, учитывали эти запросы.

В Сызрани опросы населения вообще стали хорошей традицией. Два года назад спрашивали мнение учеников лишь нескольких школ, входящих в эксперимент. Теперь охватили целый город. Роза Непопалова перечислила некоторые факты, собранные ресурсным центром.

Так, каждый второй выпускник девятого класса планирует пойти в десятый класс, то есть не торопится уйти в профессиональную школу и создает себе два года возможности для выбора профессии.

Предпочитаемые типы профессий: 21% детей хотел бы профессионально работать с людьми, столько же – с техникой, 24% относятся к смешанному типу. Исходя из этого, строится набор предпрофильных и профильных курсов.

Опрос по видам деятельности показал, что восьмиклассники выбирают пользующееся спросом на рынке труда управление в сфере обслуживания. На втором месте тоже популярные профессии – токарь, слесарь, рабочий-универсал. Интуитивно ли они делают выбор или отслеживают ситуацию, в Сызрани пытаются разобраться…

Опрос заявил о необходимости тщательнее поработать над предпрофильными курсами: 23% учеников восьмых классов затруднились ответить, какой профиль обучения они собираются выбрать, став десятиклассниками.

Опыт экспериментальных школ выявил, что те профильные курсы, которые были наработаны педагогами, не отвечают всем запросам детей. И раз этого мало, попросили помощи: учреждения профессионального образования получили задание предложить предпрофильные и профильные курсы; с аналогичной просьбой обратились и к работникам предприятий. Далее проводится экспертиза курсов, и дорога в школу им открыта.

Изменилась и судьба учебно-производственного комбината, прежде выполнявшего профориентирующую роль. В Сызрани посчитали, что этого недостаточно, и переорганизовали его в центр профориентации и профессиональной адаптации. Там собрана информация по профессиям и видам деятельности, востребованным на рынке труда; ребенка консультируют психолог и социальный педагог – консультации помогают ему, в числе прочего, сформулировать запрос на предпрофильную или профильную подготовку, который он сделает в общеобразовательном учреждении.

«У нас в Тольятти система профобразования далека от картины на рынке труда. Ребенку и родителю нужна достоверная информация», – уверена Ирина Кочукина, замдиректора департамента образования мэрии. Стремление к достоверности, например, открыло общественности, что профильные курсы, проводимые педагогами в школах, у детей получили не такую высокую оценку, нежели курсы, подготовленные в системе профобразования, – они дают большее представление о профессии.

Тольяттинская система образования тесно взаимодействует с местными центрами занятости, торгово-промышленной палатой и поэтому имеет полную аналитическую информацию о состоянии рынка труда и прогнозы на будущее. Дети узнают их первыми, до остальных – доносят обязательные публикации в прессе.

Правда, к прогнозам в Тольятти относятся осторожно. Точное попадание – задача почти невыполнимая. И в выигрыше окажется человек, которого в детстве научили не бояться смены ситуации: для него не проблема при необходимости продолжить получение образования.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru