Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №37/2004


Кадры

Долгая дорога «в юных»

Вчера – студент, сегодня – учитель. Молодой учитель, которому, несмотря на диплом, профессия практически неизвестна. Входя в сформировавшийся педагогический коллектив, он переживает целую гамму чувств.
Тактика директора при приеме на работу нового учителя тоже богата оттенками. Сразу возвести его в статус полноправного коллеги-педагога? Или повременить и дать понять, что в ближайшее время придется рассчитывать исключительно на нишу скромного «новичка в педагогике»? А может, позволить жизни самой расставить всех и все по местам?..

... Еще предстоит осмыслить, почему многие работники столичного департамента образования, управлений образования и свыше двадцати директоров школ в разные годы оказались выпускниками из одного учебного заведения – московской школы № 437. Хотя почти за семидесятилетнюю школьную историю из нее никто целенаправленно не делал «кузницы управленческих кадров».

Но сегодня разговор о другом. Обеспечивая Москву кадрами, школа и сама не имела «прорех» в штате. Как замечает ее нынешний директор Андрей Кузнецов, «детей у нас не хватает, а с учителями – полный порядок». Молодежь приходит сюда и остается.

– Андрей Валентинович, какую позицию как управленец вы занимаете по отношению к молодому учителю?

– Только что прочитал в газете об одном молодом учителе, которого на первом же педсовете ругали за неправильно заполненный журнал. Я считаю, что это близорукость, неграмотность руководителя образовательного учреждения. Так нельзя! Все мы когда-то пришли в школу. В ходу была установка: забудь все, чему тебя учили в институте, и учись заново. Выпускники вузов, конечно, обладают знаниями, но методика, педагогические приемы вырабатываются в процессе общения. В своей школе я педагогов не разделяю на молодых и более опытных. Понимаю, что учителя со стажем – настоящие асы, но у молодого учителя свежи в памяти новейшие технологии, новые образовательные модули. И поэтому стараюсь объединить учителей разного возраста в микрогруппах, где они решение одной проблемы отрабатывают сообща. А помогать нужно и молодым, и пожилым – ошибаться может каждый.

Я всегда приглашаю на педсоветы тех педагогов, которые не работают в школе. И на школьные праздники они обязательно получают приглашения. Приходят те, кто давным-давно закончил работать: им 80, 90. Я еще в первый класс не начал ходить, а здесь уже работала милая женщина – учитель труда. Она тоже всегда с нами. И все преподаватели с удовольствием общаются! Учителя – люди нестареющие.

– Значит, ваш управленческий секрет в том, что молодого учителя вы не бросаете на произвол судьбы…

– Я стараюсь в своей школе воплощать отличную идею из прошлого, когда за каждым молодым специалистом закреплялся педагог-наставник.

– Приказом по школе?

– Это добровольное дело. Я никого не уговариваю стать наставником. Просто находятся инициативные люди. У меня в школе есть семидесятилетняя учительница с богатейшим опытом и огромной жизненной энергией. Она, можно сказать, возглавляет школу наставничества в нашем учреждении. Когда я принимаю нового учителя, ей сразу же хочется взять его под свой контроль: подойдет, ненавязчиво познакомится, пригласит к себе на занятия, потом попросится на урок, но так, чтобы человек не воспринимал это как проверку.

Помню, после назначения директором я тоже ощутил на себе тепло такого наставничества.

– С вами любопытно обсуждать место молодого педагога в школе, ведь вы и сами молодой директор. Тяжело?

– Мне кажется, здесь все зависит от того, как человек пришел к должности директора. Мне 34 года, а директором стал в 29. Но до этого я семь лет проработал завучем. Все-таки это тоже руководящая должность. Я ни в коем случае не ретроград и не против того, чтобы молодого человека ставить директором. Можно, но перед этим стаж в должности завуча необходим, причем завуча по учебной работе. Если молодой директор после окончания института не побывал на административной работе, он ощутит, что для воплощения его многочисленных идей не хватает багажа практических управленческих знаний.

– Бытует мнение, что сегодняшней школе больше необходим директор-менеджер. Каков взгляд на это у молодого управленца?

– Такое мнение вбивается. Многие директора действительно в попытках сделать школу красивой и уютной превращаются, образно говоря, в сантехников и поваров, то есть ограничиваются решением технических проблем.

Однако я согласен с Сухомлинским: в книге «Разговор с молодым директором школы» он пишет о том, что директор должен понимать образовательную сущность дела, быть педагогом.

– Молодой директор Андрей Валентинович Кузнецов принимает жесткие решения?

– В любой профессии могут появиться случайные люди. Такого человека я корректно убираю из школы.

Беседовала  Инна АЛЕЙНИКОВА

 

Рейтинг@Mail.ru