Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №38/2004


Партнерство

Тимуровцы вернулись?!

Сотрудничество школьников и бизнесменов может быть успешным и продуктивным

... Сима Симаков, только что охотившийся за беглой козой, которая скакала по кустам и оврагам не хуже индийского тигра, одного человека из своей команды оставил на опушке, а с четырьмя другими вихрем ворвался во двор. Он сунул малышу в рот горсть земляники, всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки, и вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу.

А.Гайдар. «Тимур и его команда»

Красных звезд на заборах домов, откуда человек ушел в Красную Армию, современные дети не рисуют, равно как не укладывают дрова в поленницу и не наполняют бочку колодезной водой, как это делали герои «Тимура и его команды». Новая эпоха диктует моду на новые добрые дела. И она же подсказывает, что школьники сегодня могут не просто выступать в роли благородных пионеров, но и быть равноправными партнерами бизнесменов. «Вы дерзайте, мы поддержим!» – примерно такой лозунг крутился в головах сотрудников компании «Русал»*, которые 1 января нынешнего года взяли да и объявили конкурс «100 классных проектов». К участию в нем были приглашены школы Республики Хакасия, Красноярского края, Иркутской и Новокузнецкой областей. Рассказывает руководитель пресс-службы компании «Русал» Вера КУРОЧКИНА.

– Идея конкурса родилась в нашей компании около года назад. Для помощи в ее реализации мы обратились в российское представительство Британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF). С их помощью были разработаны Положение о конкурсе, четкие критерии отбора заявок и методическая база. Представители CAF полностью осуществляли администрирование проекта. Нам очень хотелось создать программу, которая позволила бы оценить и поощрить те классы в школах, которые придумали и уже частично реализовали по-настоящему интересные, зачастую уникальные проекты.

В конкурсе могли участвовать только учащиеся 6–11 классов государственных средних общеобразовательных школ. Принципиальные условия состояли в следующем:

  • каждый отдельный проект должен придумываться и выполняться всем классом;
  • проект обязан быть социально значимым;
  • каждый класс – участник конкурса – представлял в установленной форме перечень документов, подтверждающих характер проекта, его реализацию на практике;
  • участники конкурса должны составить хотя бы приблизительный бизнес-план проекта.

При этом социальную тематику конкурса мы трактовали несколько шире, чем обычно принято. То есть, говоря, например, о благоустройстве территории, мы имели в виду не просто уборку на школьном дворе, но создание парка вокруг школы или цветника. Шефство над детской площадкой рядом со школой, уход за местным водоемом и создание рядом с ним скверика со скамейками и клумбами, постановка спектакля и выступление с ним перед воспитанниками детских домов – вот те идеи, которые мы имели в виду, объявляя конкурс.

Положительная сторона этой акции, на наш взгляд, заключалась в том, что каждый учащийся мог в ходе разработки проекта применить свои познания, выделиться среди сверстников в той области знаний, которая ему близка и интересна. Дети могли подсчитать финансовые затраты, другие – нарисовать схему цветника или парка вокруг школы, третьи – сшить костюмы для выступления. А составление бизнес-плана, описание своей идеи – замечательный тренинг для всех ребят. В этом отношении с нами были солидарны и местные управления образования, с которыми мы постоянно сотрудничали. Ведь именно они помогали донести всю информацию о конкурсной программе до директоров школ.

Что касается регионов, школы которых могли принимать участие в акции, остановились на тех территориях, где расположены предприятия нашей компании. Не скрою, смысл конкурса мы видели также и в том, чтобы сделать школы открытыми, чтобы они становились тем ядром, центром, вокруг которого собираются дети, их родители, педагоги. Мы хотели, чтобы школа с ее помещениями, преподавателями и творческим задором детей взяла бы на себя организацию досуга не только самих школьников, но и окружающего ее местного сообщества. Разумеется, для этого школам необходима финансовая помощь. И как раз эту помощь наша компания готова оказывать.

О начале конкурса было объявлено в январе этого года. Из поступивших заявок мы должны были впоследствии отобрать 100 самых лучших проектов и вручить потом каждому классу-победителю премию в размере 100 тысяч рублей. Количество заявок, пришедших на конкурс, превзошло все наши ожидания. Мы рассчитывали получить 140–170 проектов, а получили более 400! Причем наиболее активными оказались школьники из сельских районов (около 70% от общего числа поданных проектов). Заявки принимались до конца мая, после началась сложнейшая многоступенчатая процедура отбора.

Первый этап отбора провели эксперты CAF, которые приняли работы, четко совпадавшие с нашими требованиями, и отсекли все то, что отклонялось от них. Второй этап был, можно сказать, экспериментальным: на каждом из предприятий «Русала» в регионах, где проводился конкурс, из детей сотрудников компании были созданы детские комитеты-жюри. Для отбора ребят была организована викторина в форме обучающей игры. Ее победители и вошли в состав детских комитетов, которые были отправлены на две недели в лагеря. Там-то и выбирались проекты, которым предстояло впоследствии получить денежную премию. В итоге из 400 проектов были отобраны 140. Мы были убеждены (и не ошиблись), что дети – самые справедливые и строгие судьи, потому что никто лучше не мог оценить то, что придумано их сверстниками. Детское жюри чутко реагировало на все предложения. Дети спорили, аргументировали, доказывали, принимали взвешенные решения. Последним этапом отбора стала работа представителей общественных организаций, деятелей культуры и спорта, а также представителей «Русала», которые из 140 работ выбрали 100 самых лучших. Замечу, что педагоги школ в состав жюри не входили.

Завершился конкурс 1 сентября нынешнего года, когда на торжественных школьных линейках состоялось вручение дипломов и сертификатов на сумму в 100 тысяч рублей 100 классам-победилям. Отдельные проекты были отмечены призом зрительских симпатий в виде фотоаппарата. Кроме того, каждый класс – участник акции – получил диплом, подтверждающий участие в конкурсе.

А те детские комитеты, которые выступали в роли судей, теперь стали кураторами отобранных проектов. В течение всего учебного года они должны отслеживать работу классов согласно плану, указанному в заявке. А мы с помощью подобного кураторства попытаемся понять, насколько заявленные цели соответствуют реальным делам, что у ребят получается, а где требуется наша помощь, и что нам нужно скорректировать в своей дальнейшей работе. Ведь отныне программа «100 классных проектов» станет ежегодной.

Сейчас мы работаем с сотрудниками CAF над содержанием следующего конкурса и планируем объявить о новом этапе акции 1 ноября нынешнего года. Мы планируем, что наша программа станет грантовой, и по-прежнему хотим, чтобы в процессе работы над проектом дети узнавали для себя что-то новое, росли в интеллектуальном смысле. Возможно, что в этом году к нашей программе будет подключена Украина, где расположен Николаевский глиноземный завод, принадлежащий «Русалу», но центром проекта останутся сибирские регионы. И наша цель по-прежнему будет состоять в том, чтобы школы ассоциировались в сознании людей не только с местом, где учат детей, а стали бы культурными, досуговыми, интеллектуальными центрами. Мы уверены, что партнерство бизнеса и школы может и должно быть продуктивным. Главное – чтобы обе стороны были искренне заинтересованы в диалоге.

Среди победителей конкурса «100 классных проектов»:

  • Средняя общеобразовательная школа №7 г. Анжеро-Судженска Кемеровской области, класс которой представил проект «Живи, родничок». Согласно заявленному плану, школьники совместно с жителями одного из районов города занимаются благоустройством родника, расположенного на территории района.

  • МОУ средняя общеобразовательная школа №1 г. Саяногорска Республики Хакасия. Ребята создали проект «Дом без одиночества». Цитата из заявки: «Если внимательно посмотреть вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым дорого самое обыкновенное человеческое внимание и общение. Вот почему проект нашего класса направлен на оказание конкретной помощи пожилым и одиноким людям микрорайона».

  • МОУ «Железнодорожная средняя общеобразовательная школа №2», Иркутская область. Дети представили проект «Танцевальный калейдоскоп», в рамках которого они организуют концерты и танцевальные номера для жителей поселка, учащихся и педагогов школы, родителей, а также для ребят, проживающих в приюте «Солнышко» (п. Эдучанка).

_______________
* Компания «Русал» образована в 2000 году. Сегодня она – один из лидеров мировой алюминиевой отрасли. Единственная частная алюминиевая компания, входящая в тройку мировых лидеров. Благотворительность как направление существовала в компании всегда. Основные направления, по которым оказывается помощь, – медицина, образование, спорт.

Рейтинг@Mail.ru