Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №40/2004


Тема номера

Преодолеть инертность

В Приморском крае пытаются активизировать деятельность по выстраиванию взаимодействия школы и общества

Год назад Азиатско-Тихоокеанская школа (АТШ) во Владивостоке начала реализацию проекта «Внедрение модели общественно активной школы в Приморском крае». Его воплощению в жизнь также способствует финансовая поддержка фонда «Евразия» и компании «Вестерн Юнион». А еще партнерами школы в этом направлении стали Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО) и группа «Конструирование будущего» из Санкт-Петербурга. Подробности о проекте и о деятельности школ рассказывает преподаватель истории АТШ, руководитель программы «Управленческая подготовка» Юлия БУРИЛИНА.

– Юлия, сформулируйте, пожалуйста, основную идею проекта.

– Основная его задача – развитие сообщества, привлечение родителей и жителей района, в котором она находится, к решению социальных и других проблем, стоящих перед школой и сообществом. Цель – школа превращается в некий «гражданский центр» микрорайона и получает реальную помощь и содействие от местного сообщества, коммерческих структур, власти. Между ними устанавливается диалог и взаимовыгодное сотрудничество. Образование становится важным делом для всех, школа и жители микрорайона обретают чувство принадлежности друг другу. В то же время вокруг школ начинается процесс самоорганизации и развития местных сообществ, способных самостоятельно решать не только задачи образования, но и другие проблемы с помощью привлечения местных ресурсов.

Кроме образовательных, проект решает и ряд других задач: адаптация не только школьников, но и педагогов к быстроменяющейся жизни, построение на местах структур местного самоуправления в виде попечительских советов в школах, превращение школы из закрытой системы в открытую. Все это позволяет не только улучшить качество образования, но и повысить престиж профессии учителя.

Что? Где? Когда? Эти вопросы лучше всего выяснять с помощью схемы

– Согласно какому принципу вы приглашали школы для участия в проекте?

– Изначально для участия в программе были выбраны те образовательные учреждения, которые делают нечто большее, чем просто осуществляют учебный процесс. Это могла быть какая-то деятельность, связанная со школьным самоуправлением, проведением научных конференций и т.п.

На сегодняшний день активно в проекте участвуют школа № 7 поселка Артемовский, Хореографическая гимназия, Муниципальная гимназия и средняя школа № 35 города Артема, владивостокская школа № 22, гимназия № 29 Уссурийска, школа № 1 Арсеньева, гимназия «Исток» и школа № 17 «Родник» из Дальнегорска, школа № 16 поселка Тайга, а также две школы из Находки – «Лидер-2» и школа № 7 «Эдельвейс».

– Каким образом вы работаете со школами?

– Одним из мероприятий, проведенных для школ в рамках проекта, был, например, семинар-тренинг «Школа и общество», который состоялся у нас полгода назад. В нем приняли участие педагоги 14 школ из Владивостока и Приморского края. Эта встреча позволила школам, которые уже вели подобную деятельность, посмотреть на нее под другим углом, осмыслить какие-то вещи и начать действовать уже в больших масштабах, рассмотреть новые возможности для привлечения местного сообщества к реализации различных совместных проектов.

В качестве задания на семинаре руководителям школ было предложено продолжить общественно активную деятельность с учетом полученных на семинаре знаний и советов. И, надо признать, у некоторых из наших школ это получилось прекрасно. Например, у директора Хореографической гимназии Артема была давняя мечта выступить со своими воспитанниками за рубежом. Этим летом мечта осуществилась: хореографический ансамбль попал в международный детский лагерь в Северной Корее. Переговоры с лагерем помимо директора школы вел начальник комитета по международному сотрудничеству администрации Артема, а профинансировать поездку той части школьников, чьи родители не могли оплатить билеты, помогли предприниматели, знакомые с деятельностью школы и поддерживающие ее.

Этот и другие примеры лишний раз доказывают, что искусство ведения переговоров, планирование своей деятельности, постановка задачи и конструктивный диалог с властью, предпринимательскими структурами и родителями являются сегодня теми ключевыми умениями, которыми в современном мире должен мастерски владеть руководитель образовательного учреждения.

– Чем занимается ваша школа в рамках данного проекта?

– За последний год силами наших учеников мы провели серию деловых игр в школах Владивостока. Все они были направлены на профессиональное самоопределение учащихся и развитие организаторских способностей. Кроме того, ребята проводили и акцию «Милосердие» – собирали одежду и игрушки для детей из Детского дома.

– Известно, что привлечь в нашей стране взрослых людей к школьной жизни непросто. Ведь, например, в скандинавских странах школы становились клубами, объединяющими людей, постепенно. Такая культура складывается десятилетиями, а не в один год. Что вы делали для того, чтобы люди повернулись к школе лицом?

– Школы использовали разные «зацепки». Скажем, если школьники реализовали проект по благоустройству школьной территории, где любят гулять и жители близлежащего микрорайона, то дети проводили среди них опросы, приглашали к участию в своем проекте. В результате кто-то помогал деньгами, кто-то стройматериалами, а кто-то непосредственно вместе со школьниками и педагогами благоустраивал территорию.

Стоит отметить, что чаще и активнее всего на предложения о сотрудничестве реагируют родители, чьи дети обучаются в данной школе. Однако на конференции, которая прошла во Владивостоке перед началом этого учебного года, мы продуктивно обсудили механизмы привлечения власти и бизнеса к работе школы. Во встрече, кстати, принимали участие сами представители этих структур. Как выяснилось в ходе диалога, большинство школ зачастую просто не понимает, в чем может состоять интерес различных фирм к их учебному заведению помимо благотворительности. А между тем бизнесмены, как правило, заинтересованы в том, чтобы научить чему-либо школьников на своем личном примере. Они могут рассказать ребятам и о вузе, который окончили, и о том, какие навыки необходимо иметь для той или иной деятельности, и помочь организовать и провести какую-либо акцию в школе, выступить в роли консультанта или даже кредитора...

– По истечении года работы в рамках проекта можете ли вы назвать свое главное достижение?

– За счет проведения небольших выездных семинаров и консультаций для педагогов на местах удалось активизировать деятельность по выстраиванию взаимодействия школы и местного сообщества, а также активизировать контакты с другими школами. Мы считаем это одним из важнейших результатов, поскольку государственные школы и педагоги отличаются своей инертностью. И мы рады, что в большинстве случаев нам удалось ее преодолеть и активизировать деятельность на местах.

Рейтинг@Mail.ru