Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №44/2004


Образовательные реформы

Всеобуч с армейским уклоном

В распоряжении автора оказался проект документа с громким названием «Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г.». В нем излагаются грядущие, достаточно крутые перемены в одной из самых головоломных областей национального хозяйства – в образовании.
Как сообщают весьма осведомленные источники, упомянутый документ будет озвучен лидером отрасли уже в первых числах декабря с.г. на заседании правительства, где, собственно, и решится судьба образования на ближайшие шесть лет. А значит, судьба без малого сорока миллионов тех, кто в нем работает и учится.

Сфера просвещения катастрофически опаздывает за жизнью, не улавливает все более тревожные звонки «с Большой земли» на перемены. Вот ключевая мысль, рефреном пронзающая исторический доклад. Впрочем, все это мы уже где-то слышали. И про финансирование, которое десять лет шло по нарастающей, а начиная с 2000 года – опережающими (на фоне других отраслей) темпами; и про качество преподавания, которое, напротив, все это время неумолимо летело под гору. При том, допустим, что число вузов и их провинциальных филиалов за последние 15 лет выросло вшестеро (!), армия фантомных, то есть не работающих по своей специальности, учителей, врачей, инженеров, юристов, экономистов лишь неудержимо размножалась. Иначе говоря, не без помощи наших образователей в стране сформировался чрезмерно громоздкий, перекошенный, неэффективный рынок труда. Вывод: гигантская фабрика дипломов «работает преимущественно сама на себя» (цитата), используя школьников (студентов) главным образом в своекорыстных целях наращивания аудиторных часов, а следовательно, и сумм преподавательских зарплат, гонораров, величины поборов с учащихся и пр.

На международной арене выглядим тоже не ахти. В самом последнем исследовании по чтению (PISA, 2001г.), охватившем 32 страны-участницы, российские ученики завоевали почетное 28 место. Диагноз, выставленный иноземными арбитрами нашим девятиклассникам, смахивает на приговор: трудно идем на контакты, не умеем работать в команде, мыслить проектно и даже (вот ведь конфуз!) не научены выудить требуемый факт из обыкновенной газетной заметки, чтобы затем применить на практике, в решении той или иной житейской проблемы. И вновь звучит стократ повторенная реформаторами разных призывов сентенция: постсоветская школа умеет лишь загружать умы готовыми знаниями, в то время как, читаем в докладе, «рынок труда предъявляет требования не столько к «плотности загрузки» голов информацией, сколько к степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности» потенциального работника.

Словом, риторики и демагогии хватает.

Но вот, кажется, первая логическая нестыковка. Отмечая абсолютно справедливо, что битву за сердца детей школа с позорным счетом проиграла СМИ, массовой культуре, рекламной пропаганде «общества потребления» (то бишь общества, где музыку заказывает пользователь, покупатель товаров и услуг), наши идеологи тут же, через запятую, требуют приноровить работу школьного конвейера к запросам столь ненавистного им… общества потребления! Да-да, того, где балом правит рубль, хаос конкуренции, каприз клиента; где все покупается и продается по заказу г-на Потребителя. Понятно: в сплошь потребительском обществе все еще надеемся воспитывать будущих строителей коммунизма. Ну и какие в связи с этим «альтернативные жизненные установки» предлагается закладывать в сознание молодых? Пора бы определиться!

Дальше – больше.

Всех детей пяти лет предлагают заключить в таинственные учреждения, именуемые «предшколой». По сути, объявляется всеобуч с пяти лет. Вопрос один: и что там с ними будут делать? Хорошо, если играть и выводить на свежий воздух. А ну как усадят за парты по полной программе да еще станут (по неискоренимой советской привычке) тянуть деньги с родителей за все на свете – новые обои и учебники, многочисленные праздники всех народов и времен, за мебель, обогреватель «Тайфун», теле- и аудиоаппаратуру (для директорского кабинета)? Помилуйте, да если сад хороший – сами приведем туда малышей. Но зачем, право, всех сразу, в затылок, по команде? Чтобы «охват учеников образовательными программами» (как пишут авторы) достиг столь любимых бюрократом ста процентов? При этом забывают почему-то упомянуть, что те, чьими руками собираются строить «предшколу», получают такую мизерную зарплату, что уж потребителями их точно не назовешь. Может быть, потому им и легче воспитывать настоящих тимуровцев? Работают не за деньги, а за интерес, высокую идею!

Или взять высшую школу. Отмечая явный рост числа российских бакалавров и магистров, новые реформаторы не скрывают, что намерены пойти дальше, чем предшественники. Мол, раз страна присоединилась к Болонской декларации 1999 года, грех тушеваться, пора развернуть широкий «импорт-экспорт собственных образовательных услуг». И не беда, что наши терпеливые, непритязательные в требованиях профессора производят научный продукт зачастую на собственной коленке или в домашних условиях из-за отсутствия, пардон, рабочего места (уж не говорим о кабинетах, где, кстати, они и могли бы заниматься глаза в глаза со студентами). И пусть скромняги-доценты в свою очередь экспериментируют в основном на пальцах, не располагая нужным оборудованием и – опять же – квадратными метрами для лабораторий. Лекции провели – дружно разбежались по делам. Где же, в каком пространстве развивать у будущих бакалавров «деятельностные компетенции, коммуникативные навыки, склонность к инженерии, самостоятельным исследованиям»?

«Здания вузов проектировались давно и без расчета на полный день работы, – говорит ректор МССИ, профессор Владимир Тихомиров. – Строили актовый зал, рядом узкую келью для семинаров плюс помещение кафедры, где педагогу можно было бы в лучшем случае чайку мимоходом попить. Такой дизайн несовместим с научными исследованиями, любыми попытками сделать образование более эффективным…»

Кстати, творению безымянных идеологов предпослан эпиграф, сорванный с уст всем известного автора: «Создание в России свободного общества свободных людей – главная наша задача». Усядьтесь поудобнее, читатель: свободных людей новой России будут готовить в единой «трудовой армии», рассчитанной на 18 месяцев. Что это такое, можно лишь догадываться, вспоминая страшное наследие Сталина и Троцкого да еще «Гитлер-югенд». Впрочем, обычная армия не отменяется, не обольщайтесь. Просто после трудовой начинаются еще 6 месяцев обязательной военной подготовки плюс полгода воинских сборов. Итого – 2,5 года… на исправление школьных недостатков. Ведь (далее цитата) «по прошествии армейского образования граждане должны получать 100%-е Государственные именные финансовые обязательства или право на бесплатное высшее образование». Вон, оказывается, сколько занимательных перспектив у нашей школы! Спрашивается, какими же именно из арсенала педагогических средств будет подкреплена означенная выше созидательная деятельность?

В тиши высоких кабинетов придуманы пока еще не видимые миру «индикаторы результативности». «Охват детей дошкольными учреждениями», «увеличение числа пользователей персональными компьютерами», «число регионов, участвующих в ЕГЭ», «количество попечительских советов», «удельный вес школ, осуществляющих публичную отчетность о своей деятельности», «удельный вес безработных» и т.д., и т.п. Всего 38 спасительных чудо-критериев. В общем, малополезной писанины скоро хватит всем. Полный простор для показушной активности, приписок, очковтирательства и выбивания денег. Вместо детей учителям скоро будут мерещиться сплошные индикаторы и индексы человеческого капитала.

Что же в остатке? В обмен на то же нищенское существование круг забот учителя безмерно расширяется. Но ничего, успокаивают архитекторы «новой свободы», мы зато повысим привлекательность сей аварийной сферы в глазах потенциальных инвесторов. Уже повысили – спасибо! Поверивший было предыдущей генерации реформаторов некто г-н Невзлин давно уже не ректор РГГУ, а основатель легендарной Федерации Интернет Образование отметил год за решеткой. Вовсе не трудно догадаться, где скоро будут заседать самые деятельные члены новых попечительских советов, если вдруг вдохновятся планами педагогических чиновников!

Антон ЗВЕРЕВ

Рейтинг@Mail.ru