Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2005

Педагогическая мастерская

Мотивация ученика как основа прочных знаний

Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса всегда строилась у нас на консервативных принципах «должен», «обязан», что, естественно, затрудняло реализацию основного понятия демократизации и гуманизации образования. Но с начала 90-х годов прошлого столетия произошли перемены в общественном сознании. Вступающие в жизнь выпускники должны стать конкурентоспособными, то есть иметь высокий образовательный уровень, обладать прочными знаниями и способностью принимать быстрые, правильные, самостоятельные решения, работать с информацией, соединять, когда требуется, знания из разных областей.

Эти требования привели к появлению новых форм обучения, позволяющих учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, способности, склонности к профессиональному ориентированию и возможности самореализоваться в быстро меняющейся социальной среде, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современный личностный подход к обучению позволяет максимально раскрыть многогранность индивидуальных особенностей ученика, что в дальнейшем поможет ему быстрее ориентироваться в окружающем мире и самореализоваться. Так как личностный подход к обучению предполагает самоутверждение каждой отдельной личности, утверждение гуманистических отношений (когда каждый ученик осознает себя личностью и учится видеть личность в окружающих) и обогащает других учеников своей культурой, – формируется интенсивность общения, основанная на интересах и особенностях детей.

Анализ традиционной системы построения учебного процесса с методологической точки зрения не дает оптимальных результатов, то есть прочных и устойчивых знаний, не способствует формированию ученика как личности. Поэтому, переосмыслив имеющийся опыт учебного процесса, в нашей школе перешли на модульную организацию учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие каждого ученика. При такой системе учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, решение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.

Технология проектного обучения

Опираясь на теоретические установки и практические находки специалистов в области исследовательского обучения, американский педагог У. Киллпатрик разработал широкоизвестную в мировой педагогике проектную систему обучения (метод проектов). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. Такая работа превращает школу в консультирующий, планирующий, руководящий работой учащихся центр.

В практике педагогов-новаторов в центре находится процесс познания, организованный как совместная деятельность всех его субъектов, а не процесс преподнесения готовых знаний, так как такие знания не порождают заинтересованности в их расширении, реализации, что в свою очередь приводит к пассивности учеников.

Модульная организация учебно-воспитательного процесса основывается на новых педагогических развивающих технологиях: КСО (коллективные способы обучения), позволяющая в группах сменного или постоянного составов формировать мотивацию не только внешнюю, но и внутреннюю; технология деловой игры, предоставляющая возможность учащимся в игровой форме находить самостоятельный ответ и на практике закреплять полученные знания. Здесь доминируют личностно ориентационные цели. В частности, технология поискового характера (проектная и исследовательская технологии, Дальтон-план, обеспечивающие навыки сотрудничества в учебно-познавательной деятельности) формирует мотивацию каждого ученика в работе класса и помогает добиться не только того, «что я узнал» или «мы узнали», но и что можно сделать по-другому.

Ученик, участвуя в деятельности урока, развивается, у него формируется соответствующий мотив, поэтому вовлечение его в процесс обучения зависит от условий, созданных преподавателем, рефлексии и принятия им мотивов к данному виду деятельности.

А поскольку результат рефлексии будет оценен учителем и другими учащимися, ученик будет стремиться к самореализации, а учитель – к поощрению, что вызывает у ребенка реакцию положительных эмоций и побуждает его к самовыражению и получению прочных, устойчивых знаний.

Такая мотивация дает возможность ученику достичь положительного результата и тем самым мотивирует его на будущую деятельность, ведь он уже получил поощрение учителя, признание соучеников, упрочил свой авторитет в классе и теперь желает самостоятельно найти пути достижения успехов в учебе по другим предметам, так как к нему пришла уверенность: «Я сам смог сделать правильно» или «Я сам раскрыл причинно-следственную связь», «Я это смог». А такой пример позитивно влияет на других учащихся, помогает формировать у них мотивацию к обучению.

Но у одних учащихся мотивация к обучению формируется быстрее, у других – постепенно. Поэтому важно прослеживать динамику развития ученика, принятие им мотивов к познанию, совместно вырабатывать цели и средства достижения этих целей, и самое главное – это принятые им, а не навязанные учителем формы сотрудничества к данному виду учебной деятельности, искренняя заинтересованность учителя в успехе каждого ученика.

Технология модульного обучения

Модульная технология обучения, одна из молодых альтернативных технологий, в последнее время приобретает широкомасштабное использование. Свое название модульное обучение получило от термина «модуль», одно из значений которого – «функциональный узел». Под модульной технологией обучения следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на системы «функциональных узлов» – профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно (или при какой-то «мягкой» поддержке – консультации учителя) добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Средством же модульного обучения при этом служат учебные модули. Модуль может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также темпу обучения.

Благодаря открытости методической системы учителя, заложенной в модуле, добровольности текущего и гласности итогового контроля, возможности свободно осуществлять самоконтроль и выбирать уровень усвоения, отсутствию жесткой регламентации темпа изучения учебного материала, выполняется гуманистический принцип направленности на ребенка. Таким образом, создаются благоприятные морально-психологические условия, в которых ребенок ощущает себя свободным, защищенным, уверенным в своих силах.

Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может ученик достичь по завершении модуля, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении. Реальный же результат всецело зависит от самого ученика.

Статус «субъекта» как одного из важнейших показателей личностно ориентированного обучения обеспечивается модульной технологией естественным образом, а не по разрешению извне. Он сам планирует способы, темп и место работы. Сам оценивает свои возможности и уровень притязаний. Сам принимает решение о продвижении к следующему уровню.

Такая мотивация определяет педагогику сотрудничества, а учебно-познавательный процесс носит совместный характер.

При новых педагогических развивающих технологиях предполагается такая мотивация, когда ученик сам оперирует учебным содержанием. В этом процессе изменяется парадигма «учитель–ученик»: ученик учится сам, а учитель осуществляет мотивированное управление его обучением.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные развивающие педагогические технологии способствуют формированию мотивации учащихся, определяют педагогику сотрудничества, обеспечивают личностный подход в обучении, создают условия для свободного развития учащихся. Ведь чем выше уровень культуры и образованности человека, чем больше он знает о культуре, достижениях других народов, чем больше уважает их традиции, тем цивилизованнее общество. И основными ценностями в нем являются гуманность, мир, доброта, взаимопонимание, взаимоуважение и красота.

Идея школы – Дальтон-план (Dalton Plan)

Дальтон-план – «лабораторный план», система индивидуализированного обучения. Среди главных ценностей Дальтон-учителей – свобода, самостоятельность и сотрудничество.

Дальтон – американский городок, где в 1920 году была организована первая школа Дальтон-план. Своей идеологией эти школы обязаны Хелен Паркхерст, которая, придя в школу учить детей, стала привлекать своих учеников к организации процесса обучения. Ей было скучно учить местных ребятишек так, как ее учили в детстве. Она собирала детей в кружок и договаривалась, что они будут делать в течение недели. Учебным пространством постепенно становился не только класс, в котором были уничтожены прежние стройные ряды парт. Теперь заниматься можно было и в коридоре, потому что туда перекочевала часть школьной библиотеки, или за общим столом, где умещались сразу несколько ребят, работающих над общей проблемой.

Годовой объем учебного материала в таких школах разбивается на месячные «подряды», которые делятся на ежедневные задания. Каждый ученик заключает с преподавателем «контракт» о самостоятельной проработке учебного материала. Учащиеся работают в предметных лабораториях (отсюда другое название Дальтон-плана – «лабораторный план»). Разделение по классам сохранялось лишь для обособленных от основного учебного процесса занятий (гимнастикой, музыкой и т.д.).

Дальтон-план – странное явление в педагогическом мире. Его приверженцы упорно настаивают: это не система, подлежащая тиражированию, это просто образ жизни: и ребенок, и взрослый совместно выстраивают свой образ личности и мира. И при этом есть то, что явно можно распространять, – система заданий, конструктивное сотрудничество или даже расстановка мебели в классе. По словам самой Хелен Паркхерст, «Дальтон-план скорее делает акцент на важности образа жизни ребенка во время выполнения им своей работы и на его поведении как члена общества, а не на предметах его учебной программы. Именно общая сумма этого двойного опыта определяет его характер и его знания».

Элементы Дальтон-плана до сих пор используются в школах США, Голландии, Англии.

Элеонора ЗАДОНСКАЯ,
замдиректора школы-лаборатории №1079, г. Москва
Фото А. СТЕПАНОВА

Приложение

Рейтинг@Mail.ru