Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2005

Технологии

Директор школы как менеджер-лидер

Современный руководитель – это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Современный руководитель – это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Современный руководитель – это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь трудности. Современный руководитель – это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов.

Таким образом, современный директор школы должен обладать вышеперечисленными человеческими качествами и иметь черты менеджера-лидера. Он

– доступен любому работнику, тон обсуждения любых проблем всегда доброжелателен;
– понимает, что управлять – значит делать дело руками коллег. Отсюда большую часть своего времени он отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системе поощрения. Он лично знаком со значительной частью работников;
– противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив;
– терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;
– в трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений;
– не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием;
– стремится развивать коллективные формы работы единой командой;
– всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой;
– формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других;
– с готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников;
– не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.

Менеджер-лидер вместе с тем мыслит

– протокольно – отличает факты от мнений, реальное от кажущегося, действительное от желаемого;
– безынерционно – накопленный опыт и знания не мешают ему принимать оригинальное решение при рассмотрении новых, нетрадиционных проблем;
– методично – последовательно, не отвлекаясь от цели, осмысливает коммерческие, управленческие и психолого-педагогические ситуации;
– мобильно – переносит накопленный опыт на новые области знания с учетом их особенностей, места, времени, условий;
– доминантно – выделяет главное и не тонет в мелочах;
– конструктивно – не только вскрывает причины недостатков, но и умеет находить наиболее рациональные пути и способы их устранения, умеет качественно улучшать дело.

Менеджер-лидер мыслит не по принципу «или/или» (или то, или другое), а по принципу «и – и» (и то, и другое). Сама жизнь и новая обстановка заставляют его быть стихийным диалектиком. Он оперирует, казалось бы, взаимоисключающими понятиями.

Лидер должен «сам быть носителем тех изменений», которые желает видеть у других. «Лидеру придаются функции «социального архитектора», «изучающего и создающего то, что называется «культурой труда», – те неосязаемые элементы, которые сложно выявить, но которые исключительно важны: поведение, ценности и нормы.

Принципы управления

  1. Принцип уважения и доверия к человеку:
    – уважать личное достоинство человека;
    – предоставлять личности свободу выбора;
    – доверять человеку на основе взаимоуважения;
    – не проявлять чрезмерно высокую требовательность;
    – способствовать раскрытию возможностей к развитию инициативы;
    – поощрять достижения и личный вклад каждого в дела школы;
    – гарантировать каждому сотруднику и ученику личную защищенность в коллективе.
  2. Принцип целостного взгляда:
    – строить свои отношения с учителями не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;
    – вникать в жизнь, духовный мир и стремления сотрудников;
    – делать все возможное, чтобы время, проведенное на работе, было светлым и радостным;
    – встречаться с учителями в неформальной обстановке.
  3. Принцип сотрудничества:
    – знать и учитывать личные качества учителей;
    – ценить в учителе компетентность, инициативу, ответственность;
    – бережно относиться к проявлению любой педагогической целесообразной инициативы.
    Этот принцип осуществляется через технологию педагогических взаимодействий. Одна из форм такого взаимодействия – творческие группы.
    Обычно учителя сами объединяются в творческие группы по критерию близости методической темы и с планом работы приходят на заседание научно-методического совета. План работы творческой группы составляется на один год, перспективный – на 3 года. Характер общения между членами группы – неформальный. Главное внимание в группе – к поисковой работе.
  4. Принцип социальной справедливости:
    – равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку среди учителей;
    – систематически освещать в коллективе деятельность администрации;
    – предоставлять равные «стартовые» возможности;
    – приводить в соответствие заслуги труда педагога с их общественным признанием.
  5. Принцип индивидуального подхода во внутришкольном управлении:
    – глубоко изучать систему работы каждого учителя;
    – систематически повышать качество и глубину педагогического анализа урока учителя:
    – помочь учителю создать свою собственную творческую лабораторию;
    – вселять в учителя профессиональную уверенность;
    – постепенно выравнивать профессиональное мастерство педагогов, доведение отстающих до уровня передовых;
    – учитывать и корректировать временные эмоциональные состояния членов педагогического коллектива;
    – определять для каждого учителя его индивидуальные цели и рубежи их достижения и этим обеспечивать ему путь к успеху.
  6. Принцип обогащения работы учителя:
    – отслеживать повышение квалификации учителей;
    – проводить семинары, «круглые столы», симпозиумы по проблемам методики преподавания отдельных предметов;
    – проводить с учителями консультации по поводу их сегодняшних и будущих профессиональных потребностей;
    – знакомить педколлектив с литературными и поэтическими новинками.
  7. Принцип личного стимулирования:
    – справедливо использовать моральные и материальные стимулы;
    – иметь хорошо продуманную систему стимулов. Вежливость, улыбка, внимательное и чуткое отношение к человеку – более сильно действующие стимулы, чем награждения; помнить, что стимулы – действенные инструменты создания обстановки здорового микроклимата.
  8. Принцип единого статуса: все работники школы, учителя и учащиеся должны находиться в одинаковых демократических условиях.
  9. Принцип перманентного повышения квалификации:
    – обеспечить постоянное повышение квалификации учителей через работу методических комиссий, творческих семинаров, проблемных творческих групп, самообразовательную работу учителя внутри школы; формировать стимулирующие мотивы развития внутришкольной системы повышения квалификации педагогов.
  10. Принцип консенсуса:
    – объективно оценивать точки зрения членов коллектива при обсуждении проблем и принятии решения;
    – четко и логично аргументировать точку зрения, чтобы ее восприняло большинство в коллективе;
    – осуществлять логический анализ ошибочных суждений, вскрывать противоречия, добиваться пересмотра противоречивых точек зрения;
    – «мобилизировать» мнение наиболее влиятельной части педагогов.
  11. Принцип коллективного принятия решения:
    – принимать коллективное решение только по важным, перспективным, стратегическим вопросам;
    – принимать жизненно важные решения при активном участии тех, кому придется их выполнять;
    – вовлекать в процесс выполнения решения несогласное «меньшинство».
  12. Принцип участия в управлении учителей и делегирование полномочий:
    – не привлекать учителей к управлению без их желания;
    – приобщать учителя к управлению, учитывая его индивидуальные особенности;
    – добиваться, чтобы учитель рассматривал участие в процессе управления как акт доверия, как одну из возможностей его профессионального роста;
    – оказывать учителю на порученном ему участке внимание и помощь;
    – добиваться общественного признания результатов управленческой деятельности учителей.
  13. Принцип целевой гармонизации:
    – что бы в школе ни делалось – все должно делаться на основе осмысленной, предварительно сформулированной педагогической целесообразности;
    – стремиться сформировать целевое единство педагогического коллектива.
  14. Принцип горизонтальных связей: способствовать установлению связей учителей друг с другом для достижения конечного результата – развития личности ребенка.
    Данный принцип работает в рамках деятельности школы. Творчески работающие педагоги объединены в «мини-команды» с определенными задачами.
  15. Принцип автономизации управления: во главе автономных участков управления должны находиться высококвалифицированные педагоги, избираемые на собрании всего коллектива, прошедшие соответствующую подготовку; за эту работу обязательно нужно определить материальное вознаграждение.
  16. Принцип постоянного обновления:
    – любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой; если уверенности в успехе изменений нет, то их лучше не проводить;
    – не бояться сопротивления изменениям со стороны учителей; помнить, что процесс перемен в школе – это процесс перемен во взглядах, методах, решениях организационных проблем и т.д. учителя.

Технология успеха

Технология успешного управления школой состоит из трех основных этапов:

  • сбор информации о состоянии управляемого объекта;
  • ее переработка;
  • выдача командой информации.

Успех управления зависит от наличия внутришкольной системы информации.

Каждый директор школы должен иметь «обязательный минимум информации» о тех людях, которыми он управляет, об их взаимоотношениях и связях; о состоянии, ходе развитии тех процессов, звеньев, участков работы школы, за которые он отвечает и на которые пытается оказывать управленческие воздействия.

Координация – основная задача управленческой деятельности.

Успешное управление – это реализованная цель. Цель – желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Цель обязывает к организации, необходимости программно-целевого планирования и разработке конкретной программы достижения.

Пожалуй, одна из основных задач руководителя – создавать системы: система внутришкольного контроля, система внеклассной и внеурочной воспитательной работы, система работы с родителями и т.д.

Управлять современной школой успешно можно только в том случае, если подчинять свои действия определенным правилам, четкому режиму. Системный подход к управлению заключается в четком, скрупулезнейшем распределении функциональных обязанностей не только среди руководителей, но и среди всех членов педагогического коллектива.

При распределении функциональных обязанностей необходимо придерживаться следующих требований:

определение обязанностей и прав работников должно быть четким, оформленным в письменном виде;
каждый должен отвечать определенному лицу за результаты своей работы;
обязанности должны быть четко разделены;
права решения делегируются «вниз» в максимально возможной степени.

Чтобы управление было демократичным и эффективным, а сотрудники интеллектуально росли, необходимо делегирование полномочий.

Делегирование – это проявление доверия, это инструмент включения сотрудника в процесс управления, а следовательно, демократизация последнего.

Одной из важнейших управленческих функций является контроль.

Контроль в определенной степени должен рассматриваться как УСЛУГА, которую управленец оказывает своим сотрудникам.

В ходе контроля управленец обязан закладывать в каждого сотрудника «чувство успеха», чувство победителя и постоянно поддерживать его, потому что победа – это жизнь и движение вперед.

Ни одна функция управления (сбор информации, анализ и оценка ситуации, формирование и выбор управленческих решений, выдача заданий и корректировка хода работ, оценка результатов) не может быть реализована без делового общения. Чтобы успешно управлять людьми, нужно создать все условия, чтобы люди хотели быть управляемыми. Главная роль тут принадлежит общению.

Человек, не способный к общению, никогда не станет хорошим руководителем, так как через общение и посредством личного примера он оказывает необходимое влияние на людей.

В деловом общении важна информация:

Персонифицированная (внешний вид; социальное и материальное положение; состояние здоровья; профессия; вкус; аккуратность).

Текстовая – рекомендательные письма, положительные отзывы и характеристики, демонстрация материальных доказательств.

Информация состояния – физическое и эмоциональное состояние партнеров (недомогание, усталость, душевное волнение, расстроенные чувства, испорченное настроение).

Информация окружения (место, обстановка, окружение, «атмосфера», шум, запахи, температурный режим, присутствие посторонних людей, дефицит времени).

Учитывая информационные «потоки» делового общения, можно расположить к себе, «завоевать» внимательного и доброжелательного собеседника. Не учитывая их, можно, наоборот, задеть, возмутить, травмировать его – и тогда собеседник превращается во врага.

Для того чтобы общение было деловым, надо:

  • Уметь владеть собой. Не делать скоропалительных выводов.
  • Уметь до конца все внимательно выслушать, понять, продумать. Принимать решения и действовать только тогда, когда мнение будет подтверждено уверенностью.
  • Быть беспристрастным. В управлении эмоции неуместны.

Главная заповедь управления – располагать (привлекать, притягивать) к себе коллег.

Взаимное уважение между руководителем и коллегами является необходимым условием их служебных взаимоотношений.

Истинное руководство – это искусство общения, искусство так влиять на людей с помощью личного примера и убеждений, чтобы они признали руководителя как самого способного и достойного человека в организации.

Чтобы расположить человека к себе, пробудить в нем эмоциональное отношение (приязнь, симпатию, дружбу, любовь), человека надо искренне уважать, ценить.

Успех директора школы зависит не только от наличия деловых качеств, но и от умения их ярко подавать окружающим.

Успех на 80 % связан с развитостью навыков общения.

В трудной ситуации следует максимально использовать собственные ресурсы. Ресурсы любого человека практически неограниченны. Поверив в неограниченность своих ресурсов, человек начинает процесс постоянного самосовершенствования, но происходит это лишь тогда, когда он:

  • искренне и глубоко верит в свои возможности;
  • знает особенности физического и психологического развития, обладает навыками управления различными состояниями и использования своего потенциала;
  • обладает волей, ибо процесс совершенствования должен быть планомерным и целенаправленным.

Чтобы контролировать свои поведенческие и эмоциональные реакции, распознать и оценить ситуацию, достойно выйти из конфликтной ситуации, уметь быстро восстановиться и переключиться, привести себя в творческое состояние, необходимо:

  1. Принять себя таким, какой ты есть, признав собственную уникальность.
  2. Признать уникальность других. Найти в себе качества, помогающие понять мнение, точку зрения, поведение другого.
  3. Изучить свои предпочтения, реакции, состояния в различных жизненных обстоятельствах, отрезках времени, исследовать свой характер, особенности его проявления в различных ситуациях, контролировать работу своего организма.
  4. Найти собственный алгоритм достижения равновесия.
  5. Перестать тревожиться и научиться жить сейчас.
  6. Научиться прощать.
  7. Научиться избавляться от страха и предпочесть любовь страху.

Директорами не рождаются, директорами становятся!

Елена МАРТЫНЦЕВА,
директор СОШ № 36,
г. Норильск

Приложение

Рейтинг@Mail.ru