Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2005

Документы

Подведем итоги

Информация об итогах работы федеральных органов исполнительной власти в 2004 году, в том числе – Министерства образования и науки России, была размещена под самый Новый год на сайте Правительства РФ. К сожалению, к моменту обнародования этих данных первый номер нашей газеты был уже сдан в типографию. Но мы подумали, что пусть и с некоторым опозданием, но вам все же надо быть в курсе того, что произошло в системе образования в ушедшем, 2004 году.

«В области образования:

Разработаны предложения «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», которые рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 года.

– Подготовлен проект Стратегии Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 года и комплекс мероприятий по разработке приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

– Сформирован и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации № 1139-р перечень учебных заведений, которые должны остаться на федеральном уровне, включающий 1264 учреждения профобразования (из них 251 учреждение НПО, остальные – техникумы, колледжи и вузы).

– Также сформирован и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 1565-р перечень учреждений, передаваемых в субъекты Российской Федерации, в который включены 2931 учреждение НПО и СПО, из них 417 – техникумы и колледжи.

– Федеральной адресной инвестиционной программой по Федеральной программе развития образования на 2004 год выделен лимит капитальных вложений в объеме 1 264 065 тыс. рублей на строительство профессиональных образовательных учреждений. За 11 месяцев 2004 года выполнение составило 1 726 515 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета 1 179 612 тыс. рублей, регионального бюджета 30 738 тыс. рублей, внебюджетных источников 516 165 тыс. рублей.

– Были введены корпуса Липецкого государственного технического университета, учебный корпус Северо-Кавказского горно-металлургического университета, пусковые комплексы Кубанского государственного университета, Пермского государственного университета, Ульяновского государственного университета, Южно-Уральского государственного университета и ряда других.

– По результатам выполнения годовой программы будет введено учебно-лабораторных площадей 200–250 тыс. кв. метров.

– В соответствии с федеральной целевой программой «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 2002 и последующие годы» в 2004 году осуществляется восстановление объектов образования с объемом лимитов государственных капитальных вложений 303,82 млн. рублей.

– В результате проведенных восстановительных работ по состоянию на 1 ноября 2004 г. введены и сданы в эксплуатацию 10 образовательных учреждений на 3 285 мест общей площадью 17 330 кв.метров, введены 5 пусковых комплексов учебно-лабораторных корпусов высшего профессионального образования, общежитие на 300 мест и столовая.

– Кроме того, ведется восстановление 3 учреждений начального профессионального образования и одного учреждения среднего профессионального образования. До конца текущего года предусмотрен ввод в эксплуатацию еще 12 средних школ с общим числом ученических мест 9 695.

– Проведен эксперимент по введению единого государственного экзамена в 65 субъектах Российской Федерации.

– В 2004 году в 8 субъектах Российской Федерации выпускники имели право выбора экзамена по всем общеобразовательным предметам (в 2003 году – 4 региона); от 6 до 11 предметов выбрали 35 субъектов Российской Федерации (в 2003 году – 19 регионов). 1 предмет для проведения ЕГЭ выбирает незначительное число субъектов Российской Федерации (в 2003 году – 2, в 2004 году – 4).

– В 2004 году к числу новых регионов–участников эксперимента присоединились ведущие вузовские центры страны – Санкт-Петербург и частично Москва. Ежегодное увеличение количества участников является косвенным свидетельством успешного эксперимента.

– В 2004 году проведены инспекционные проверки деятельности органов управления образованием ряда субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, в частности:

Дальневосточного федерального округа:
Республики (Саха) Якутия с 19 по 22 сентября 2004 года;
Хабаровской области с 19 по 22 сентября 2004 года;

Северо-Западного федерального округа: Республики Карелия с 15 по 18 ноября 2004 года;
Вологодской области с 15 по 18 ноября 2004 года.

– По итогам инспекторских проверок были проведены межрегиональные совещания «Соблюдение законодательства в области образования» – в Дальневосточном федеральном округе (23–24 сентября 2004 г.) и в Северо-Западном федеральном округе (25–26 ноября 2004 г.).

– В октябре 2004 г. проведены мероприятия по контролю качества образования в вузах и филиалах, расположенных на территории Ставропольского края.

– Всего было проверено 61 образовательное учреждение, реализующее программы в области экономики, менеджмента и права.

В области науки:

– Разработан проект Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года и подготовлены (увязанные) согласованные со Стратегией предложения к проектам программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 годы). Подготовлены материалы к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и параметры прогноза на период до 2007 года в научно-технической и инновационной сферах деятельности.

– Разработан комплекс базовых документов в сфере инновационной деятельности: «Основные направления политики Российской Федерации в области развития национальной системы на период до 2010 года»; комплекс мероприятий по реализации «Основных направлений политики Российской Федерации в области развития национальной системы на период до 2010 года». Указанные документы на заседании Правительства Российской Федерации 18 ноября 2004 г. приняты за основу для дальнейшей проработки.

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 540 утверждена федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002–2006 годы, государственным заказчиком-координатором которой является Минобрнауки России. (Подготовлено постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 540 «О внесении изменений в федеральную целевую научно-техническую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002–2006 годы и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

– Подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации проект обобщенного доклада Президенту Российской Федерации, включая предложения по корректировке Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации, увязанные с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 годы).

– В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2004 г. № МФ-П7-3826 подготовлен и внесен 30 сентября 2004 г. проект указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 г. № 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» и в Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 267 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и их научных руководителей», проект постановления Правительства Российской Федерации «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и их научных руководителей, докторов наук и государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации».

В области экономики и финансов:

– Подготовлены предложения министерства к проекту Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 годы), разделы «Модернизация образования» и «Наука и инновации».

– Подготовлен доклад о результатах и основных направлениях деятельности Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования на 2005 год. (постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». – Созданы МВК по премиям Правительства Российской Федерации в области образования, а также в области науки и техники. Подготовлены проекты Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации о присуждении премий в области образования.

В области молодежной политики:

– Серьезным стимулом к активизации патриотического воспитания подростков и молодежи стала широко развернувшаяся подготовка к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Десятки тысяч юношей и девушек принимают участие во всероссийской эстафете «Равнение на Победу!», встречах с ветеранами фронта и тыла под девизом «Во славу Великой Победы!», других массовых акциях. Экспедиции юных поисковиков ежегодно обнаруживают и организуют захоронения останков сотен и тысяч павших советских воинов, нередко устанавливая и имена героических защитников Родины.

– С 27 июля по 5 августа 2004 г. в городе-герое Смоленске прошли Всероссийский слет юных патриотов «Равнение на Победу» и Всероссийский финал военно-спортивной игры «Победа». В них приняли участие 67 команд из различных регионов Российской Федерации, победители республиканских, краевых, областных финалов военно-спортивных игр и мероприятий патриотической направленности. Общее число участников – 1000.

– 19 октября 2004 г. проведена всероссийская конференция «Роль дефектологической науки в контексте модернизации российского образования».

– 30 сентября – 1 октября 2004 г. в г. Дзержинский Московской области проведено всероссийское совещание руководителей органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, в котором принял участие министр образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А., – первое такое совещание в новом формате федеральных органов власти.

– Организован II Всероссийский студенческий форум, который состоялся 7–19 ноября 2004 г. в г. Томске.

В области международной деятельности:

– В соответствии с решением Саммита Россия – ЕС разработан План действий по формированию Общего пространства Россия – Европейский Союз по науке, образованию и культурным аспектам.

– В сентябре 2004 г. в г. Санкт-Петербурге проведена Международная конференция «Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования». В конференции принимали участие руководители национальных аккредитационных агентств и органов по гарантии качества образования, представители министерств, международные эксперты из Великобритании, России, Нидерландов, Латвии, Казахстана, Германии, Франции, Финляндии и Эстонии в количестве 25 человек.

– Подготовлены постановления Правительства Российской Федерации:

  • от 21 октября 2004 г. № 572 «Об утверждении новой редакции Программы поддержки интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств»;
  • о подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об изучении русского языка во Французской Республике и французского языка в Российской Федерации.

– Организовано подписание международных договоров с США на основе соглашений, достигнутых в ходе российско-американских встреч на высшем уровне в Кемп-Девиде (сентябрь 2003 г.) и на Си-Айленде (июнь 2004 г.), организовано подписание следующих международных документов: меморандум о взаимопонимании между Минобрнауки России и Министерством торговли США о сотрудничестве в области технологий и инноваций – 19 апреля 2004 года.

– В развитие Плана действий Группы Восьми «Наука и технологии в целях устойчивого развития» подготовлены и подписаны международные документы о присоединении России к международному партнерству по водородной энергетике, связыванию углерода, нетрадиционному использованию метана.

– Подписание Соглашения с ЮНЕСКО по реализации одного из компонентов проекта «Содействие в восстановлении и развитии системы образования Чеченской Республики» – 7 декабря 2004 года.

– В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» разработаны и приняты следующие нормативные документы:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2004 г. № 681 «О порядке рассмотрения предложений о присвоении статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса»;
  • постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. № 407 «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. № 1404-р «О внесении изменений в перечень военных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования».

Приложение

Рейтинг@Mail.ru