Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2005

Технологии

«Семь НЕ» для учителя

Методическая разработка педагогического совета,
посвященного проблемам воспитания

Мы продолжаем давать вам подсказки, которые можно использовать в повседневной школьной жизни. Например, при проведении педсоветов.
В предыдущих публикациях мы рассматривали основные этапы подготовки педсовета и сценарий проведения педсовета, посвященного педагогическому взаимодействию
(см. № 37 и 47/2004). Теперь обращаемся на педсовете еще к одной теме, волнующей любую школу.
Итак, начинаем!

Обучение и воспитание… Эти понятия еще со времен Я.А. Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Чаще на педагогических советах обращаются к процессу обучения школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. Предлагаем на одном из педагогических советов рассмотреть вопросы, связанные с воспитанием школьников.

Процесс воспитания школьников за последние время претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, когда жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы, школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому.

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющая личностное «я».

Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе. Основным элементом школьного образования является урок, он зеркально отражает проблемы воспитания в школе, отношения в семье, влияние социума и несет на себе отпечаток личности учителя. На уроке ребенок учится работать, он учится анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом, он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с разных сторон изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к науке, морали, искусству.

И, наверное, если мы сможем переступить через заформализованность и консерватизм, начнем больше внимания уделять воспитанию школьника, в центр своей деятельности поставим ученика и будем строить все свои усилия во имя его развития, то и процесс обучения будет более эффективный и результативный.

Предлагаемая тема педагогического совета «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса».

Цель и задачи педсовета представлены на схеме.

Схема 1

Новые формы в организации и проведении педагогических советов, на наш взгляд, должны быть яркие, лаконичные, увлекающие и вовлекающие в активную деятельность всех членов педагогического коллектива.

В ходе работы педагогического совета предлагается создать плакат о правилах действий педагога по воспитанию школьников, выработать правила семи НЕ в воспитательном процессе и десять правил успешного воспитания для конкретного педагогического коллектива.

Осмыслив все сказанное, можно представить коллаж по теме педагогического совета; для создания хорошего настроения и эмоциональной разрядки на педагогическом совете может работать группа эмоциональной поддержки, которая обобщит рассмотренные вопросы и оценит всю работу с долей юмора.

Предлагаемый план проведения педагогического совета

  1. Вступительное слово. Обоснование выбора темы.
  2. Выступление по теме «Личность школьника: определение и особенности».
  3. Выступление по теме «Школьное воспитание: цель и основные направления».
  4. Работа в творческих группах по созданию позитивных программ педагогических действий.
  5. Презентация созданных программ.
  6. Презентация группы эмоциональной поддержки педсовета.
  7. Подведение итогов. Принятие решения.

Все теоретические выступления должны быть лаконичными, четкими, с использованием наглядного материала – схем, таблиц и т.п. Предлагаем схемы для вы¬ступлений «Личность школьника: определение и особенности» и «Школьное воспитание: цель и основные направления».

Теоретическое выступление, основанное на схеме 2 «Личность школьника: определение и особенности», может быть таким.

В обыденной речи мы часто употребляем понятие личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.

Термин «личность» (person) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже – роль артиста. Само происхождение понятия уже вкладывает в него особое содержание – взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общечеловеческих отношений.

Ребенок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности; как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.

Итак, индивидом рождаются, личностью становятся.

Существуют различные подходы к описанию и пониманию личности.

Личность определяется тем,

  1. что она знает,
  2. что она ценит,
  3. что и как она созидает,
  4. с кем и как она общается,
  5. каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами (они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности).

  1. Познавательный потенциал – определяется объ¬емом и количеством информации, которой располагает ученик. Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика.
  2. Морально-нравственный потенциал – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.
  3. Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.
  4. Коммуникативный потенциал – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.
  5. Эстетический потенциал – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.

После кратких теоретических выступлений предлагаются задания творческим группам. Творческие группы формируются до начала работы педсовета, и, придя на педагогический совет, все педагоги рассаживаются по группам.

Схема 2

Задание творческим группам

1 группа

  1. Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
  2. Создать программу действий педагога для воспитания личности учащегося.
  3. Представить данную программу в виде плаката (за основу взять предложенный рисунок).

Данной группе предлагается готовый плакат, где уже есть рисунок, задача участников – вписать в него действия педагога для воспитания личности учащегося. Пример плаката представлен на рисунке 1.

Воспитание личности учащегося

2 группа

  1. Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
  2. Создать систему правил «Семь НЕ», представляющую семь действий педагога, не способствующих воспитанию личности школьника (за основу предлагаем взять результаты микроисследования).
  3. Представить данную программу в виде листовки для общего пользования.

3 группа

  1. Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
  2. Создать систему правил «Десять заповедей успешного воспитания», представляющую десять действий педагога, успешно способствующих воспитанию личности школьника (за основу предлагаем взять результаты микроисследования).
  3. Представить данную программу в виде листовки для общего пользования.

При подготовке педагогического совета проводится микроисследование среди учащихся 9–11-х классов для определения положительных и отрицательных качеств современного учителя с точки зрения учащихся. Учащимся предлагается выбрать 10 положительных и 10 отрицательных качеств педагога (см. предложенную анкету), и далее подсчитывается процент выбора каждого качества.

Результаты данного исследования предлагаются педагогам для анализа и формулировки действий педагога, не способствующих и успешно способствующих воспитанию личности учащегося.

Примеры листовок даны на рисунке 2.

АНКЕТА

Выберите десять положительных качеств современного учителя:

  1. Доброта
  2. Уважение ученика
  3. Чувство юмора
  4. Терпимость (толерантность)
  5. Требовательность
  6. Уравновешенность
  7. Любовь к детям
  8. Вежливость
  9. Индивидуальный стиль
  10. Оптимизм
  11. Честность
  12. Благородство
  13. Увлеченность
  14. Общительность
  15. Дисциплинированность
  16. Порядочность
  17. Мудрость
  18. Пунктуальность

Выберите десять самых отрицательных качеств учителя:

  1. Злой
  2. Жестокий
  3. Пассивный
  4. Неинициативный
  5. Мямля
  6. Несобранный
  7. Истеричный
  8. Неорганизованный
  9. Скучный
  10. Замкнутый
  11. Агрессивный
  12. Ограниченный
  13. Безразличный
  14. Непоследовательный
  15. Нудный
  16. Слабохарактерный
  17. Бестолковый
  18. Безответственный

В качестве примера приведены результаты анкетирования учащихся школы № 901, которые использовались при проведении данного педсовета.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Лучшие качества учителя по мнению учащихся


Отрицательные качества учителя по мнению учащихся

4 группа

  1. Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
  2. Создать коллаж рассматриваемой темы: «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса» (для этого можно использовать рисунки, отражающие процесс воспитания; можно использовать рисунки из детских книжек, рисунки, данные в программе Microsoft Word).
  3. Представить данный коллаж с краткими комментариями.

5 группа. Эмоциональная поддержка педсовета

  1. Провести осмысление охарактеризованных направлений школьного воспитания и понятия личности школьника.
  2. Провести анализ предложенной работы и представленных результатов.
  3. Создать творческое произведение проведенной работы (это может быть частушка, стихотворение, песня, ода и т.п.).
  4. Представить творческий отчет группы.

На выполнение заданий группам отводится не более 20–25 минут, далее идет презентация созданных программ.

В качестве решения педагогического совета предлагается каждому учителю взять за основу в своей работе правила «Семь НЕ» и правила «Десять заповедей успешного воспитания», выработанные в ходе работы. Желательно каждому учителю сделать распечатку этих правил, так чтобы они всегда лежали у него на рабочем столе.

Схемы, которые могут помочь вам при подготовке и проведении педсовета. В данном случае они служат лишь ориентиром, а точнее даже – просто подсказкой к обсуждаемой теме.

Схема 3

Содержание воспитания



Схема 4

Общие принципы воспитания


Схема 5

Подходы к осуществлению воспитания


Елена СОВЕТОВА,
директор ГОУ СОШ № 901, г. Москва

При подготовке к данному педагогическому совету можно использовать следующую научно-методическую литературу:

Щуркова Н.Е. За гранью урока. – М.: ЦГЛ, 2004;

Кулагина И.Ю. Личность школьника. – М.: Творческий центр «Сфера», 1999;

Маленкова Л.И. Я – Человек! – М.: ТОО «Интел Тех», 1996;

Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000;

Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

Рейтинг@Mail.ru