Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2005

Опыт

Когда в товарищах согласье есть…

…Пойдет на лад их дело. Да простят мне уважаемые читатели столь вольное отступление от знаменитой рифмы великого баснописца. Просто уж очень точно эти переиначенные строчки отражают настроение, царящее в одном из образовательных учреждений Екатеринбурга. Имя ему – Детский сад–школа № 201 «Согласие».

Дух согласия здесь был заложен с самых первых дней ее существования, ибо инициаторами и создателями школы 13 лет назад стала семья Нагибиных. Дочка тогда пошла в первый класс, но спустя два месяца родители – Ирина и Вячеслав НАГИБИНЫ, педагоги по образованию, – поняли, что они больше не хотят иметь с массовой общеобразовательной школой никаких дел. А поскольку ребенка учить все-таки было нужно, да еще подрастал и сын, они решили рискнуть и открыть свою школу, в соответствии со своими замыслами и пониманием целей образования, одновременно надеясь, что их подходы и философия окажутся со временем близки и другим таким же родителям.

Риск удался, как говорится, на все сто. Во-первых, ежедневно 300 учеников – от самых маленьких до самых больших – с радостью приходят сюда. А во-вторых, сегодня можно смело сказать, что детский сад–школа «Согласие» стало семейным предприятием. Директором является Ирина Николаевна, должность замдиректора занимает ее муж – Вячеслав Викторович, их дочь – Мария – организовала в рамках «Согласия» Школу для будущих мам, где молодых женщин подготавливают к родам, а сын Дмитрий координирует спортивную работу в рамках «Центра социального служения», открытого недавно на базе школы (подробнее о центре речь пойдет ниже). А еще сегодня «Согласие» – это:

  • группы, в которых проходят развивающие занятия для малышей от 1 года до 1,5 лет;

  • группы развития для детей с 1,5 до 6 лет;

  • детский сад для детей с 3 до 7 лет;

  • школа полного дня с 1 по 11 класс.

Младшие и старшие ученики учатся на разных площадках. Начальная школа (а также дошколята, группы раннего развития и Школа для будущих мам) располагается в здании детского садика, с которого когда-то и начиналось «Согласие». Сегодня не верится, что 13 лет назад в этом садике были голые бетонные стены, потому что куда ни кинешь взгляд, всюду встречаешь окрашенные спокойной, светлой краской стены, подобранные к ним в тон приятные для глаз шторы, картины, которые можно долго разглядывать. Обходя вместе с Ириной Николаевной помещение за помещением, я поймала себя на мысли, что не встретила ни одной комнаты или зала, которые были бы оформлены одинаково.

…Вот в большой комнате маленькие детки играют на мягком бежевом ковре, вокруг – игрушки, книжки, вкусно пахнет едой. Напротив них – группа дошкольников: здесь глазам предстает пестрая картина, которую создают всевозможные развивающие игры, мелкие таблички с цифрами, коробочки с карточками, палочками, мелками, рисунки на стенах, поделки детей на полочках. Заведующая дошкольным отделением, Светлана Павловна Бондарь, с гордостью показывая свои владения, тихо рассказывает: «К каждому ребенку у нас свой, особый подход. Мы стараемся воздействовать на детей спокойными разговорами, объяснениями. Бывает, приходит к нам ребенок в первый раз, не хочет после обеда ложиться спать. Воспитатели с ним посидят на кроватке, потом почитают в другой комнате книжку, займут чем-то, через неделю прилягут вместе с ним, расскажут какую-то историю про одеяло, покажут красивую пижамку, и ребенок потихоньку привыкает к новой обстановке, глядишь – уже и спит спокойно днем».

Самые юные ученики «Согласия» чувствуют себя здесь как дома. Уют и комфорт, вкусная еда, заботливые воспитатели, всевозможные игры и игрушки – что еще надо в этом возрасте для полного счастья!

Идем на другой этаж и попадаем в царство начальной школы. Зал в голубых тонах, нежно-голубые шторы, выставка великолепных детских работ – роспись по батику. Классы пустуют: в начальной – физкультура. Из окон видно, как дети бьют по шайбе клюшками. Лед залит тут же, в так называемой «коробке» в двух шагах от здания. «У нас нет возможности заниматься зимой лыжами, не позволяет территория, – поясняет Ирина Николаевна. – Но мы нашли замечательный выход – коньки. Катаются все без исключения, в том числе, разумеется, и преподаватель физкультуры. Причем и ребята, и девочки с удовольствием играют в хоккей. Время от времени педагог показывает им и некоторые элементы фигурного катания». Каждый класс также имеет свое «лицо». Высокие светлые шкафы вдоль стены с полочками для каждого ребенка сделаны на заказ в Самаре. В одном классе развешаны работы детей, в другом – масса цветов, в третьем на стенах всевозможные плакаты – каждый учитель оформляет класс в соответствии со своими вкусами и вкусами своих подопечных. «Педагогам надо непременно давать возможность обустроить свое рабочее место, пространство, свой класс, где они ежедневно проводят по 7–9 часов, только тогда этот класс станет для них домом, да и к самому процессу преподавания они станут подходить также творчески», – убеждены руководители школы.

Средняя и старшая школы имеют свое учебное помещение. Это стало возможным несколько лет назад, когда некоторые массовые школы, соседствующие с «Согласием», начали терять учеников. Во-первых, детей становилось меньше, а во-вторых, лучшие ученики уходили в соседние школы, к более сильным и надежным директорам. В какой-то момент в одной из больших школ, рассчитанной на 1200 человек, осталось всего 400 учеников. Тогда Нагибины, которым не хватало площадей в арендуемом здании детского садика, пришли к администрации района и попросили предоставить им в аренду часть опустевшей школы – полтора этажа. Им разрешили. Здесь тоже пришлось все делать заново: красить стены, покупать современную мебель, кое-где делать перепланировку. Решили и проблему со школьным питанием. В школе была столовая, которая брала готовые блюда, сделанные на комбинате школьного питания, и разогревала у себя. Нагибины решили готовить в школе. Продукты стали закупать сами, а перед работниками столовой поставили задачу: сделать питание домашним. Со временем определился круг постоянных надежных поставщиков продуктов, и сегодня питание здесь действительно домашнее. Причем в этой же столовой обедают и те дети, которые учатся не в «Согласии», а в соседствующей с ними через стенку массовой школе.

Слева: старшеклассники проводят для своих младших товарищей «экологический день» на природе. В его рамках организуются и викторины по истории, и «веревочные курсы».
Справа: Первые шаги маленьких балерин

Вдохновленная достигнутым, эта семейная школа с увлечением строит планы на будущее. Например, недавно здесь вызрела идея сделать школу центром социального служения микрорайона. «Мы поняли, что нельзя использовать те возможности, которые мы имеем (а по сравнению с другими школами мы имеем достаточно много) только для себя, – рассказывает Вячеслав Викторович. – Например, у нас есть хороший компьютерный класс, небольшой, но уютный спортзал. Стали думать, что можно еще сделать, и постепенно пришли к проекту «Центр социального служения «Согласие», цель которого – предоставить детям микрорайона возможность бесплатно заниматься спортом, овладеть навыками работы на компьютере, посещать творческие клубы».

Сегодня центр предлагает такие благотворительные программы, как:

  • спортивный город;

  • компьютерная грамотность для всех;

  • клубный город (клубы «Юность Отечества», «Клуб скаутов»).

Раз в неделю школьники собираются на урок по психологии общенияВ рамках центра, помимо обучения детишек микрорайона компьютерной премудрости (кстати, в роли педагогов выступают старшеклассники «Согласия»), уже запущен проект дистанционного обучения детей-инвалидов, под который получен грант. Скаутское направление стало возможным благодаря Иннокентию Григорьеву, который возглавляет молодежное движение при екатеринбургской епархии. А в круг членов попечительского совета центра удалось вовлечь архиепископа Верхотурского и Екатеринбургского Викентия и заместителя председателя правительства Свердловской области Семена Спектора.

Кажется, запас идей и желание постоянно двигаться вперед у руководителей «Согласия» неисчерпаемы. Каким образом здесь удается все задуманное? Как можно дополнять друг друга не только в семейной жизни, но и на работе? Что необходимо таким небольшим школам, как «Согласие», на сегодняшний день? Вот что думают об этом Ирина Николаевна и Вячеслав Викторович Нагибины.

– Вы успешно работаете бок о бок вот уже много лет. Вы постоянно вместе – и дома, и на работе. Это просто или сложно?

И.Н.: Наверное, в нашем случае можно говорить о привычке, так как в разных школах мы работали с Вячеславом всего около семи лет. А потом как занялись «Согласием», так уже постоянно были вместе. Многие удивляются, как нам это удается. Ведь мы и педсовет можем дома продолжить, и еще какие-то проблемы обсудить. Кроме того, с недавнего времени рядом с нами работают и дочь, и сын. Но мы никогда не устаем от общения друг с другом. Более того, взаимопонимание и согласие помогают нам делать школу успешной. Ведь школа начиналась именно с названия «Согласие»!

Изучение информационных технологий – неотъемлемая часть учебного процессаПравда, споров по поводу той или иной проблемы в школе, какого-то новшества стало гораздо больше, нежели раньше. Мы твердо стоим на ногах, в чем-то успокоились. И теперь постоянно хочется сделать в школе что-то еще лучше, еще выразительнее, поэтому дискуссии, попытки докопаться до истины, не исчезают. А когда в начале 90-х мы только начинали организовывать школу, то все делали крайне быстро, синхронно и без разногласий, тратя минимальное время на рассуждения. Тогда надо было просто выстоять. Найти здание, сделать ремонт, найти учителей, убедить в успехе задуманного – спорить было некогда.

В.Н.: Думаю, нам сильно помог тот факт, что параллельно с организацией школы мы еще и постоянно учились. Учились быть руководителями, уметь объяснить, доказать, отказаться, потребовать – всему этому мастерству высшего класса. Учились неистово и, как говорится, «на ходу». Эта ситуация нас сплотила и словно зацементировала основу наших отношений на работе.

– Каким образом вы распределяете между собой обязанности в школе?

И.Н.: У нас четкое разделение труда. Вячеслав Викторович стратег, а я тактик. Поэтому там, где надо разработать какой-то план, выстроить политику образовательного учреждения, – бразды правления передаются ему …

В.Н.: …А в тех случаях, когда надо общаться, договариваться, чувствовать всевозможные подводные течения, решать вопросы межличностного общения, что-то организовывать, – на первую роль выходит Ирина Николаевна. Она занимается кадровыми вопросами, разрешением ежедневных проблем, тысячей важных мелочей. На мне же «висит» идейная и финансовая часть семейного проекта.

Вообще в семейной школе много плюсов и примерно такое же количество минусов. Рабочие проблемы переходят в домашние и наоборот. Допустим, придумал я что-то, с радостью рассказываю Ирине Николаевне, а с ее стороны начинается такой детальный анализ моего предложения, что порой из задуманного проекта вырисовывается принципиально новая идея. И это замечательно. А если бы я был, скажем, один в школе, думаю, мне было бы гораздо сложнее, потому что коллеги скорее всего побоялись бы спорить со мной как с руководителем, не стали бы детально прорабатывать предложенное, а вероятнее всего, согласились бы во всем, взяли бы «под козырек». И неизвестно, принесло бы это пользу для дела.

– Вы создавали школу для своего ребенка, то есть фактически для себя. Поэтому наверняка у вас был особый критерий отбора педагогов. Где и как вы искали сотрудников?

И.Н.: Был круг знакомых, близких к школе, к которым мы обратились с вопросом, где можно найти хороших учителей. И потом, принимая на работу, имели в виду в первую очередь два принципа: человек должен быть профессионалом и творческой личностью. Нам было важно, чтобы учитель умел ладить с любым ребенком. Но ошибок поначалу все равно не избежали. Потому что, пока человек не поработает в такой школе, как наша, трудно понять, подходит ли он школе и нужна ли ему школа нашего типа – «Согласие». Ведь даже такая вещь, как небольшое количество детей в классе, диктует свои правила поведения на уроке. Чем меньше детей, тем труднее их учить – этот закон жизни наша школа полностью подтвердила. А вообще настоящие педагоги – не в пенсионном возрасте; творческие и гибкие личности, умеющие ладить с детьми, – это ценнейший материал на сегодняшний день.

В.Н.: Поиск кадров перерастает в сумасшедшую проблему. Поясню на примере. Нам в прошлом году понадобился конкретный педагог. Мы знали, что он работает в такой-то школе в городе. Мы позвонили ему в надежде, что он примет наше предложение, а в ответ услышали: «Огромное спасибо, но я уже год как ушел из школы, работаю в рекрутинговой фирме, доволен». И это не единичный пример. Если педагог ушел из системы, вернуть его не просто. Другими словами, из месяца в месяц происходит вымывание творческих педагогических кадров в бизнес-среду.

Да, в этом году с 1 января федеральные надбавки за категорию несколько повысились, но это все равно копейки, не решающие принципиальной проблемы. И даже наши профсоюзы, с которыми я обсуждал вопрос оплаты труда педагогов, говорят, что через 3–5 лет в области вообще некому будет платить зарплату.

Государство считает, что когда через три года в школах будет наименьшее число учеников и останется оптимальное количество педагогов, оно и вбросит туда принципиально иную, достойную зарплату. Думаю, что «наверху» осознанно делают именно такую ставку. Так что образование не забросили: про него помнят и думают, но, к сожалению, думают слишком цинично.

– Есть ли, на ваш взгляд, какая-то идея, которая могла бы стать работоспособной в системе образования?

В.Н.: Мне лично нравится идея перехода к социальному заказу. Пусть меня как руководителя контролируют на этапе средней школы в форме промежуточных экзаменов и в старшей школе, скажем, в форме ЕГЭ. Но тогда в остальном оставьте в покое и дайте работать. У нас же всегда и везде над директором, как дамоклов меч, висит контроль: вы должны выполнить норму по патриотической работе, по воспитательной работе и т.д. Девяносто процентов школ пишут в своих отчетах: «Выполнено, выполнено, выполнено». А кому это нужно?

К счастью, мы в своей школе можем позволить себе больше свободы. Ведь финансовая свобода диктует и другие свободы тоже. Допустим, вместо одного секретаря я могу нанять троих и они будут выполнять разные функции, освобождая учителей от ненужной нагрузки по той же отчетности. Но массовая школа сделать такого, как правило, не может. Более того, в некоторых школах расписание до сих пор от руки пишут!..

Если смотреть в целом на то, что предлагает сегодня Минобразования и науки, то по форме все вроде бы логично. Но на деле это та формальная логика, которая доводится до абсурда. Надо заниматься патриотической работой? Конечно, надо! Однако в ответ на согласие наваливаются формальные планы, отчеты, требования… Когда делом-то заниматься?

– А что вы думаете по поводу ограничения финансовых свобод школы? На вас это как отразится?

В.Н.: Да, легализации денежных средств мы снова лишились. Многие школы по этому поводу волнуются. Но могу сказать одно: если ты знаешь, что у тебя хорошая школа, что к тебе идут дети и родители, – волноваться не стоит. Да, тебе могут помешать в каких-то планах, перспективах, но сильной школе никакие нововведения чиновников не могут нанести серьезного ущерба.

– Когда-то вы начали с нуля. Можете ли сегодня поделиться рецептом успеха руководителя школы?

И.Н.: У меня такой рецепт: ответственность, плюс талант договариваться с людьми, плюс умение найти общий язык с чиновниками в управлении образования. Добавьте к этому бескорыстие и удовольствие, получаемое от работы. Почему именно это в качестве добавки? Да потому, что, во-первых, в нашем деле большого куша не получишь никогда, а во-вторых, если руководить школой с радостью и верой в успех, то он к тебе обязательно придет.

В.Н.: А я бы поместил в рецепт осознание категорий времени и места. Поясняю. Иногда есть идея – очень чистая, очень возвышенная, и так хочется, чтобы она перестала быть идеей… Но надо понимать, что ты живешь в том мире, в котором ты живешь, и потому, возможно, именно эта идея сегодня неприемлема. Может быть, она будет востребована через пять, десять, пятнадцать лет. Но сейчас, нравится нам или нет, мы должны играть в игры той страны, в которой живем. Делать то, что нужно и что реально возможно.

Двигайтесь потихоньку, с каждым годом придумывая что-то новое, пусть незначительное для чиновников, но очень важное для вас самих и для вашего коллектива.

Подготовила Яна САРТАН,
Москва – Екатеринбург – Москва

Рейтинг@Mail.ru