Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2005

Тема номера

«Сказка пишется трудно»

В школу всегда было принято приходить за знаниями. Им в жертву приносилось здоровье глаз, позвоночника, желудка и нервной системы… Даже как-то привычно стало, что одно исключает другое. Но попытки прекратить это опасное соперничество велись.
В настоящее время – все настойчивее. И если раньше, как правило, через физкультуру и спорт, то теперь атака на «нездоровую» школу идет по многим направлениям.

…В московской средней общеобразовательной школе № 1061 забота о здоровье учеников признана делом первостепенной важности, в связи с чем администрация хочет мобилизовать как можно больше ресурсов. Сама школа их предложить почти не могла. Однако директор Маргарита ПЫЛЬНОВА не довольствовалась принципом «чем богаты – тем и рады».

– Маргарита Петровна, какие причины заставили вас пересмотреть школьный уклад и начать переход к нововведениям?

– Наша школа находится в столичном районе Кунцево, который считается экологически чистым. Но хорошая экология не решает всех проблем со здоровьем. Пятнадцать лет назад школу построили «под разгрузку», то есть к нам перешли дети из соседних учебных заведений. При этом сами загрузились очень сильно: сразу открылось 40 классов. На сегодняшний день у нас 30 классов, 754 ученика. Достаточно большая школа.

Мы вывели средний социальный статус семей учащихся: нет очень богатых родителей, как нет и слишком нуждающихся. Основная «прослойка» – дети, которые нуждаются в дополнительном питании, дополнительной медицинской, социальной помощи.

Решать этот вопрос мы начали с обсуждения на педсовете. Написали образовательную программу и с просьбой включить нас в эксперимент вышли в правление образования. Хочу подчеркнуть, что мы не являемся «школой здоровья». Это особый тип школ. А нам Департамент образования Москвы дал официальный статус «школа содействия и укрепления здоровья». Так работаем второй год.

При каждой такой школе созданы центры содействия и укрепления здоровья. Это самостоятельные органы внутри школьного образования. В них входят медицинские работники, которые изначально были при школе (медсестра и врач), а также заместитель директора по социальной защите детей, психологи, в том числе социальный психолог, родители, специалисты ЛФК, массажа, замдиректора по науке и учителя-предметники. Главная задача центра – мониторинговые исследования: отслеживание результативности нашей работы в направлении «школа содействия и укрепления здоровья» и ее корректировка.

Все это наши сотрудники, они находятся на бюджетной заработной плате. А дополнительные ставки мы получаем в управлении образования как школа такого статуса. Другими словами, оплата сотрудников центра не требует от школы финансовых вливаний.

– Учителям требовалась помощь, чтобы изменить подходы к работе?

– Мы «спотыкались» в кадровом плане. Заниматься вопросами здоровья должны профессионалы. Нам удалось «отучить» часть учителей-предметников на кафедре валеологии в Московском институте открытого образования. На следующий год я буду выискивать возможность «отучить» других. Но обеспечить стопроцентную подготовку коллектива нереально. Помогает то, что в Западном округе Москвы хорошо работает система семинаров. Мы посещаем все из них, так или иначе связанные с опытом «школ здоровья». Также окружное управление образования обеспечивает нас литературой, раздаточными пособиями. До нас доносятся все новые достижения.

Есть и другой аспект кадрового вопроса. Когда мы начали работать по этой теме, только 30 процентов учителей поддержали идею. Другие присматривались: пойдет–не пойдет. Сегодня их около 50-ти.

Правильно отмечают: историки считают свой предмет самым главным, математики – свой: «Почему я должен с кем-то считаться?» Надо было перестроить учителя. И сегодня мы сравниваем количество домашних заданий по разным предметам, чтобы педагоги распределяли нагрузку. Стараемся под ребятишек сделать расписание, организуем подвижные переменки. За десять минут до начала урока – зарядка. Не все, но большая часть людей, которые понимают ее значимость, зарядку проводят. Есть паузы на уроках. Очень хорошо в этом направлении работают учителя начальной школы, где дети знают, что через двадцать минут нужно встать, попрыгать, похлопать.

Возможно, кто-то в душе и не приемлет эти новшества. Но мы на всех педсоветах, совещаниях при директоре ставим один и тот же вопрос – нравственное, физическое и психическое здоровье ребенка. Я ни на кого не давлю, но надеюсь переубедить опытом, накопленным в коллективе.

– Какие еще общие требования существуют к «школам содействия и укрепления здоровья»?

– Двухразовое бесплатное питание детей. И я могу заявить, что вопрос о голодных обмороках отсутствует. До этого были случаи… Дети получают очень хорошую, сбалансированную пищу, причем с учетом их вкусов.

Кстати, недавно социальные психологи провели тестирование родителей о сбалансированном питании дома. И оказалось, что 25 процентов учеников не получают на обед и первое, и второе, и третье. В лучшем случае – первое. И очень жалко, что родители не интересуются вкусовыми пристрастиями своих детей.

В школе три урока физкультуры в неделю. Но кадры отсутствуют. И чтобы компенсировать двигательную активность детей, проводим «дни здоровья», спортивные праздники, работают секции.

– Наверное, разговор о проблемах придется выделить отдельно…

– Проблема с материально-технической базой. У школ, которые уже «с рождения» определены как «школы здоровья», таких проблем нет. А мы пытаемся свои решать. Например, добились того, чтобы в пищеблоке количество жарочных и варочных площадей соответствовало нормам. Это бюджетные деньги. Мне не понадобилось это «выбивать» – у нас понимающее руководство, – однако держать проблему в голове пришлось.

Как хорошо было бы детям иметь по два комплекта учебников (один дома, другой – в школе)! Эта проблема финансовая. Решать ее – государству…

Но главная проблема у школ – с отсутствием медиков. Врач приходит два раза в неделю, а медсестра вообще только на прививки!

Сегодня мы блестяще сотрудничаем со своим физкультурным диспансером. Они бесплатно делают массаж, ЛФК – тоже бесплатно. Часть массажистов я приняла на свои ставки специалистов, а все остальное организуют они. Во время уроков (мы договорились с учителями, что здоровье – в первую очередь) ребенок в течение десяти дней проходит курс массажа. И таких ребятишек уже много.

В районе появился центр Валентина Дикуля. Там бесплатно протестировали на современном оборудовании всех наших детей 8–11-х классов. Договор был осуществлен силами муниципалитета. Я прекрасно понимаю, что это была рекламная акция. Но и мы выиграли! Детям поставлен диагноз, и родители знают, что ребенка надо лечить.

Есть идея открывать в школах физиотерапевтические кабинеты. Я выступала с ней во многих местах у нас в районе. Вы представляете, ребенок, который месяц дома отболел, в школе во время и после уроков проходит физиотерапевтические процедуры. Его в поликлинику вести не надо: сколько бы родители сэкономили времени, а в будущем – не взяли больничных листов!

Медицинское обслуживание – самый больной для меня вопрос. Когда я слушаю, как хорошо в некоторых российских школах оно осуществляется, то кажется, что нахожусь в сказке. А у нас сказка пишется трудно. Я являюсь депутатом Районного собрания и вижу ту межведомственную разобщенность, которая существует между здравоохранением и образованием. Здравоохранение думает, что мы хотим взять его инициативу в лечении детей. Лично я этого не делаю. И даже не ставлю перед собой подобных планов. Моя задача – организовать такой учебно-воспитательный процесс, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно.

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru