Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2005

Тема номера

Дом полезных привычек

Завершить тематические страницы «Управления школой», посвященные работе администрации в школах, где обучают здоровью, мы хотим рассказом немецкого учителя. Это иллюстрация к вопросу о месте внеклассной воспитательной работы. В России целиком перенять опыт школы им. Вёлера будет не под силу – по финансовым соображениям. Но давайте «не заметим» суммы в двести пятьдесят тысяч евро. Интересен сам ход – через многоплановую досуговую деятельность показать детям чрезвычайно широкий спектр темы здоровья.

Из истории «Экологического дома»

1991 г.

  • Два учителя, дюжина учеников и их мечта заменить старый сарай на дом, требующий минимального количества энергии для своего содержания... Так возник экологический союз.
    Ему с трудом удается убедить членов школьного комитета содействия, школьную администрацию и преподавательский состав в необходимости разработать проект дома низких энергетических затрат (ЭКО-дом).
  • Экологический союз работает дальше над проектом дома, изучает литературу, консультируется с экспертами, собирает первые деньги на строительство.

1995 г.

  • Идея ЭКО-дома привлекает внимание прессы.

1996 г.

  • Немецкий федеральный фонд «Окружающая среда» соглашается выделить 253 тыс. евро на строительство. Получено согласие департамента на разработку проекта по строительству ЭКО-дома.

1997 г.

  • «Праздник сноса старого сарая» положил начало сносу деревянного строения.

1998 г.

  • Начало строительства ЭКО-дома школы им.Вёлера.
  • Праздник по случаю завершения возведения дома.
  • Праздник по случаю открытия ЭКО-дома.
  • Открытие большого холла и начало работы киоска.
  • Открытие комнаты для занятий.
  • Члены ЭКО-общества подключают оборудование для солнечной батареи и измерительные приборы.

2000 г.

  • Начало работ по внутренней отделке пирамиды на крыше.

Что особенного в нашем ЭКО-доме?
















Старый деревянный сарай уступил место ЭКО-дому

Стены построены таким образом, что хорошо сохраняют тепло благодаря хорошей изоляции снаружи. Для изоляции стен использовались специальные изоляционные материалы, которые изначально были экологически чистыми: пробка, пробковое полотно, хлопок, старая бумага, конопля.

Летом специальная система кондиционирования заботится о прохладе.

На крыше расположен солнечный аккумулятор, который обеспечивает дом теплой водой.

Установка на крыше соседнего здания вырабатывает 30% электричества для ЭКО-дома.

На южной стороне расположены большие окна, которые пропускают достаточно света даже зимой, что способствует экономии энергии. В первой половине дня используется меньше электрического света и отопления.

Таким образом, мы экономим потребление электричества и тепла и уменьшаем выброс углекислого газа в атмосферу – в таком большом городе, как Франкфурт, это очень важно для окружающей среды.

ЭКО-дом располагает большим холлом, комнатой для занятий, буфетом, который предлагает школьникам здоровое питание. На крыше находится теплица, которая в настоящий момент обустраивается членами ЭКО-общества.















«Мы соревнуемся с мальчишками и можем доказать,
что работаем не хуже, а иногда и лучше них»

ЭКО-общество

Большая часть работ по отделке ЭКО-дома проводилась и проводится членами ЭКО-общества. В работе принимают участие как ученики средней и старшей ступени, так и учителя. Большаинство членов ЭКО-общества – девочки, которые с удовольствием выполняют отделочные работы, к слову сказать не всегда легкие. Мальчики большей частью охотно работают с техникой, но иногда становятся и к плите, чтобы «наколдовать» здоровый обед для своих товарищей.

Кати, 15 лет:

«По моему мнению, основа совместной работы в ЭКО-обществе – что девочки работают наравне с мальчишками, выполняя различные отделочные работы. Даже когда что-то не ладится, все равно мы получаем массу удовольствия. Нельзя не упомянуть совместную работу учеников средней и старшей ступени. Старшеклассники помогают нам советом. У нас совместные проекты с ребятами из Англии, Франции, Литвы. К нам часто приезжают гости издалека: из Японии, Кореи, России, чтобы познакомиться со школой и ЭКО-домом».


Пирамида венчает дом

Джеки, 15 лет:

«Участие в ЭКО-союзе – большое удовольствие, так как мы – одна большая команда. Большинство из нас – девочки, мы соревнуемся с мальчишками и можем доказать, что работаем не хуже, а иногда и лучше них. Даже когда не получается, мы не сдаемся, и в конце концов все образуется. Однако мы не всегда показываем мальчикам, что они лишние здесь. Если дело касается приборов, инструментов, забивания гвоздей или закручивания шурупов, лучше них никто не справится».

Лиза, 14 лет:

«Встречи по субботам приносят много удовольствия, и, кроме того, мы делаем еще что-то полезное. Работа с приборами чаще всего не составляет для нас труда. Утверждение, что девочки плохо понимают в технике, – всего лишь слух! Также изоляция крыши, вкручивание шурупов, забивание гвоздей, если вам показали, как это правильно сделать, не составляют большого труда. Я нахожу это все очень интересным, и эти навыки могут пригодиться, например, когда я вешаю картины или книжные полки в своей комнате или буду делать дома ремонт. У старшеклассников свои собственные задачи, но мы помогаем друг другу, особенно если речь идет о приготовлении пищи. Летом всегда много работы в теплице. Зимой, когда в теплице холодно, настроение у всех все равно хорошее. И хотя господин Пиеч постоянно твердит о том, что мы должны работать, а не болтать, мы устраиваем паузы, и он приносит нам мармеладные «тянучки».


«Господин Пиеч не дает нам лениться,
но в паузах приносит мармеладные «тянучки»

Aлександра, 14 лет:

«Это здорово – быть членом ЭКО-союза. Я думаю, мы отличаемся от других союзов тем, что старшеклас¬сники работают вместе с нами. Мальчики отвечают большей частью за электронику. Сейчас мы занимаемся изоляцией пирамиды на крыше. Мужская часть коллектива отвечает за «силовую» поддержку нашей работы. Мне очень нравится эта работа еще и тем, что она отличается от привычных девчоночьих хобби. У нас есть возможность научиться некоторым ремесленным работам. Мне кажется, ЭКО-союз – не обычная группа, и мне бы не хотелась с ней расставаться».

Обучение здоровью в ЭКО-доме

Задача ЭКО-дома – показать ученикам, родителям, учителям, как в ближайшем будущем должны строиться дома.

Так как к здоровому образу жизни в здоровой окружающей среде принадлежит и здоровое питание, все чаще темой занятий по экологии и биологии становится «Здоровое питание».


Школьники в ожидании «здорового»
обеда в буфете ЭКО-дома
Практически без внимания долгое время оставалась тема воздуха, которым мы дышим во время занятий в школе. Наконец учителя и ученики школы обратились к вопросу чистоты воздуха в классных помещениях. Целью группы, работающей над этим проектом, было показать приемы проветривания помещений, позволяющие создать здоровый климат, и таким образом, чтобы сократить потери тепла зимой. Нас особенно интересовало, как быстро увеличивается концентрация CO2 в классных помещениях во время занятий.

Из многочисленных научных исследований известно, что максимальное соотношение между потоками свежего воздуха и потерей тепла возникает тогда, когда классная комната проветривается в течение пяти минут на перемене, а во время занятия окна остаются закрытыми. Такое проветривание оказывается оптимальным с точки зрения защиты окружающей среды. Мы хотели проверить, насколько этот метод поддерживает низкое содержание CO2 во время занятий или для этих целей надо использовать другие способы проветривания.

Человек выделяет различное количество CO2 в зависимости от вида деятельности. Показателем высокой концентрации CO2 являются понижение способности концентрации, головная боль, усталость. Если разумно применять тот или иной способ проветривания, можно поддерживать здоровую атмосферу в помещении.

…Работа в ЭКО-доме продолжается постоянно: мы рассказываем о солнечной энергии, о способах, позволяющих экономить энергию, о здоровом питании. Мы делаем доклады об изменении климата, об энергетическом кризисе в странах третьего мира. Но на первом месте стоит подготовка наших учеников к выживанию в мире, где их ожидает много опасностей.

Райнхард ПИЕЧ,
учитель школы
им. Вёлера, Германия

Рейтинг@Mail.ru