Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2005

Опыт

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; № 1–4/2005

ТЕМА 1.2.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ

Не открою тайны, если скажу, что эти вопросы не относятся к разряду любимых занятий в управленческом спектре деятельности руководителей ОУ. И сложилось четкое и достаточно устойчивое мнение, что уж этот-то блок работы является прерогативой заместителя директора по УВР, и слава Богу, хоть этими-то

методиками, дидактиками и другими прочими… -тиками

руководитель может не заниматься. Но с первых же строк хочу тебя настроить на другое, противоположное отношение к данным вопросам. Безусловно, деталями методического обеспечения работы с кадрами руководитель заниматься не должен, но определять стратегию и видеть тактические пути решения методических проблем в ОУ руководитель обязан. Поэтому, как бы на тебя не навевали скуку эти термин, постарайся вникнуть, разобраться и… полюбить эту работу.

А разобраться придется уже потому, что работа с кадрами является одним из основных блоков деятельности руководителя. Ведь не бывает такого, а если бывает, то только в сказках, что приходит в школу учитель и… его не надо учить, переучивать, он сразу понимает и принимает дух и стиль педагогического коллектива, работает в четкой системе единых педагогических требований, и уроки у него — одно загляденье, и знания детей не просто соответствуют стандарту, а намного его превышают, и…

Мечтать, конечно, не вредно… Но пора уж с небес на землю… От сказки к реальной жизни…

А сказка все-таки будет. Сказка о том, как из «лягушки» наша методическая работа превратится в «прекрасную и любимую всеми царевну».

Но если не возникла любовь с первого взгляда, то заслужить приязнь в душе директора ОУ методическая работа сможет, ежедневно и ежечасно оказывая школе неоценимую помощь в качестве подготовки и уровне педагогического мастерства учителей.

И для этого давай вернемся к первому взгляду, может быть, мы просто что-то не увидели в нашей прекрасной незнакомке? Итак, все знакомство с самого начала. Ее зовут…

А с таким именем точно начнутся сложности понимания. Поэтому разберемся с истоками слова.

Метод [греч. methodos] —

  1. способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни;
  2. прием, способ и образ действия.

Методика [греч. methodike] —

  1. совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы;
  2. отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету.

А еще есть методология… Но сейчас не об этом…

Вот-вот, отсюда-то и начинается непонимание. Как учитель ты воспринимаешь методическую работу чаще всего как отработку приемов обучения по твоему, любимому, конкретному учебному предмету. Зато как руководитель сразу же ставишься в тупик железным вопросом: «Какая методическая тема вашего образовательного учреждения?», и все познания в греческих истоках этого слова рушатся о скалы неприступного смысла. И тут же возникает соблазн: «Есть же заместитель, он это знает, это его вопрос…». Не отступай в начале пути. Иначе потом и вовсе не захочется вникать в эти смыслы и значения, а время может быть упущено.

Итак, ты на перепутье. С одной стороны — столбовая дорога «твоего» учебного предмета, знания основ и нюансы которого ты, как специалист в этой области, передаешь детям. С другой стороны, перед тобой как учителем — столбовая дорога, определяющая путь, цель которого — приобретение знаний в области того, чему, как и каким образом учить детей разного возраста с их индивидуальными особенностями. Третий путь определен перед каждым учителем, поскольку, придя в школу, в данное конкретное учебное заведение, он не работает как одиночка, не репетиторствует, пусть даже с целым классом, он работает во взаимодействии с коллегами на общий результат, имя которому — дети и их успешность в реализации своего потенциала.

Конечно, эти пути-дорожки условны. И проходим мы их не по-очереди, а ежедневно, сталкиваясь с ох! какими преградами. И радость от успешного продвижения в одном направлении иногда сменяет грусть от сложных препятствий в другом. Но главное заключается не в том, что эти пути — только «долгая дорога в дюнах»: это наш общий путь самообразования и самореализации как Специалиста, как Учителя, как Личности в одной педагогической команде. И только тогда, когда этот личностный смысл пройдет сквозь преграды отчужденности, бюрократизма и формальности в написании вороха бумаг… J лягушка превратится в прекрасную царевну.

Эти условные пути каждый педагог должен будет пройти сам, взяв старт от только ему присущего уровня. И пройти этот путь он должен в соответствии со своим индивидуальным темпом, оценивая свои результаты на каждом этапе, видя свою перспективу и устанавливая себе новые задачи.

Уже слышу недоуменные возражения коллег по управлению:

— Тогда получается, что методическая работа — это личное дело учителя?

И радостные возгласы педагогов:

— Правильно, правильно, методическая работа — это мое личное дело.

А главное, что и те, и другие будут правы.

НО…

…только при одном условии: если результат этой методической работы будет серьезно проанализирован, прослежен во времени и будет соответствовать целям и задачам образовательного учреждения а J,L.

Угадай с одного раза, кто J…………., а кто L……………???

Не угадал. Правильный ответ: все в ауте L…

Однако же моя задача не пугать народ методической работой, а, наоборот, привить любовь…

Так и слышатся слова и интонации Жванецкого:

— Я — твое родное государство. Ты куда?

— Да я тут…

— Вернись! Ты меня любишь?

Перефразируя великого юмориста, продолжим нашу тему:

— Я – твоя методическая работа. Ты куда? Вернись! Ты меня любишь?

И поскольку никуда нам (ни управленцам, ни педагогам) от методической работы не деться, лучше вникнем в суть этой деятельности и организуем ее в образовательном учреждении с добрым сердцем. На одно направление методической работы мы уже намекнули, завершая разговор о повышении квалификации кадров, определив, что это будет диагностика уровня профессиональной подготовленности работника. Но это только малая часть предстоящей работы, потому что диагностики ради диагностики не бывает. Мы проводим ее для того, чтобы, оценив этот уровень как стартовую площадку для профессионального взлета, оценить, определить и организовать дальнейшее самообразование педагога.

§ 4. Устройство методической работы

Поэтому первую и наиважнейшую функцию методической работы определим так:

что будет сродни повышению квалификации, но на уровне образовательного учреждения. А если точнее, то методическая работа возьмет на себя функцию «подготовительного отделения» системы повышения квалификации, поскольку именно на рабочем месте можно увидеть успехи и проблемы педагога, чтобы определить для него наиболее адекватную систему профессиональной подготовки. Но не только обучением занимается методическая работа. Мы за последние годы забыли термин, который лет 10–15 назад широко употреблялся в практике образования, имя которого было у всех на слуху.

Это — передовой педагогический опыт, удивительные результаты которого существуют в каждом образовательном учреждении — и не в единственном варианте.

Очевидно, отказ от этого термина произошел в тот момент, когда отвергалось все, что было связано с навязыванием идеологических конструктов социализма, а в слове «передовой» мы слышали отзвуки социалистического соревнования, которое сверху настоятельно внедряли в систему образования. И выбросив из словарного запаса этот термин, мы перестали использовать на самом-то деле нужный элемент нашей практической жизни.

«И опыт, сын ошибок трудных…»

Образование, просвещение как раз и принадлежат к тем уникальным направлениям, которые от самых истоков не представляли собой рожденное в тиши кабинетов творение, а наоборот, от практики создавали науку — педагогику, основой которой всегда был, есть и будет педагогический опыт, результаты которого мы видим по прошествии многих лет, когда происходит становление личности наших детей. А на том кратковременном отрезке, называемом периодом обучения в ОУ, мы можем оценивать интерес ребенка к обучению, его успехи и проблемы в таком многотрудном процессе. И всему этому мы учимся не только по книгам и «методичкам», но и на опыте своих коллег, по крупинкам отбирая для себя наиболее интересные и результативные подходы, способы, элементы, т.е. все то, что потом складывается «в копилку» профессионального мастерства. При этом те же подходы, способы, элементы, приобретая каждый раз индивидуальный оттенок, дают уникальный спектр разнообразия деятельности педагога.

Эта функция методической работы будет определять ее второе направление:

Любой представленный педагогический опыт — это результат многотрудной работы, направленной на решение главной проблемы, которая стоит перед каждым педагогом, — как лучше научить детей? И решать мы эту проблему можем разными способами: спонтанно, «наткнувшись» на интересное для себя открытие, или целенаправленно, проанализировав все возможные ресурсы и направления поисков, выбрав наиболее подходящие пути и начав планомерную деятельность по отбору содержания, способов и методов решения задачи, пускаясь в океан педагогических инноваций. И даже если эти инновационные идеи и опыт уже известны в других образовательных учреждениях, для конкретного ОУ они становятся серьезной работой по включению нового элемента в систему «налаженной» жизни учреждения. И в этом случае мы выходим на третий пласт методической работы:

Как видишь, во всех трех предложенных направлениях настойчиво присутствует слово «система». И не для красного словца, а по делу. Думаю, что настало время разобраться в этом термине. Система [греч. systema — целое] — имеет много значений, в том числе:

  1. множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство;
  2. порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательности действий;
  3. форма, способ устройства, организации чего-либо;
  4. совокупность единиц, родственных по своим задачам и организационно объединенных в одно целое и т.д.

— Ну как, полегчало?

Нет? А что так?

На самом деле, мы так часто употребляем это слово, что когда настает время и мы задаемся вопросом: «Что же такое система?», становится трудно. Но мы не отступаем, а, наоборот, стараемся вникнуть в задачу. А задача у нас не из легких. На примере методической работы ОУ понять, что такое система. И для начала запомним следующие важные позиции:

Итак, если методическая работа — это система, то она представляет собой «совокупность единиц, родственных по своим задачам», вытекающих из следующего педагогического постулата:

и тогда «родственными единицами» становятся:

  • уровень преподавания,
  • уровень и содержание программ,
  • способы, техника и формы организации обучения,
  • оценивание результатов обучения.

А «организационно объединить в одно целое» этот процесс мы сможем, определив

УРОВНИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в образовательном учреждении:

Теперь же попытаемся объединить все варианты предложенных направлений и размышлений в единую систему координат, определяя таким образом «множество
закономерно связанных друг с другом элементов,
представляющее собой целостное образование», имя которому —

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОУ.

Направление методической работы

Видишь, какой кубик Рубика получается…

Комбинаций море… Играй хоть всю жизнь.

§ 5. Определение методической темы

Понимая, что тебе сейчас не до игр, а тем более игр в кубики, воспользуемся лишь образом кубика Рубика и как первопроходцы составим одну его сторону: направления методической работы в ОУ, начав с системы обучения педагогов, тщательно подбирая состав элементов и устанавливая взаимосвязи между ними. Далее пойдем уже известным путем, задавая нехитрые вопросы, по каждому из выделенных направлений:

Известный путь мы применили не только в постановке вопросов, но и в формулировании возможных тем. А вот этого-то делать категорически нельзя. Иначе мы скатываемся на всё ту же обочину формализма и бумагооборота, от которых так всем в образовании плохо. Поэтому-то сплошь и рядом методические темы учителей звучат примерно так:

L«Развитие познавательной активности обучающихся на уроках…»

или L«Активизация обучающихся на примере решения задач» и т.д.,

в общем, L«обучение посредством обучения»…

Методическая тема должна быть сформулирована при условии четкого понимания нами

  • ПРОБЛЕМЫ каждого педагога,
  • ПРОБЛЕМЫ преподавания предмета в ОУ,
  • ПРОБЛЕМЫ преподавания в ОУ в целом.

А формулу проблемы, как ты помнишь, мы схематично отображаем следующим образом:

Значит, нам прежде всего предстоит «докопаться» до реальных причин, вызывающих ту или иную проблему и представляющих собой то настоящее и стоящее направление, по которому необходимо для каждого педагога, для каждого методического объединения, внутри каждой школы искать свой индивидуальный путь методической работы. А путь, как известно, всегда озарен целью, цель же, в свою очередь, представляется нам тем самым планируемым результатом, которого мы хотим достичь.

Невольно возникает вопрос к приведенному примеру методической темы: «Развитие познавательной активности…»:

— Каков результат методической работы?

И слышится ответ:

— Как какой результат? Познавательная активность детей растет…

И если мы говорим о конкретных целях методической работы, значит, мы реально должны видеть и оценивать ее результаты. Поэтому давай попробуем использовать следующий ход: от результатов мы сформулируем цели и содержание методической работы по направлению «Обучение педагогов в ОУ». А результаты мы уже имели возможность оценивать, проводя аттестацию педагогических кадров. Но тогда, зная, что впереди будет вопрос методической работы, благополучно миновали этот сложный участок дороги. А сейчас отступать некуда…

Итак, степень, уровень профессиональной подготовленности педагога мы оцениваем, анализируя следующие параметры:

Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам). Приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001 г. № 20-52-1350/2—5

3.3. В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их:

  • квалификации,
  • профессионализму,
  • продуктивности (устойчивых результатов деятельности).

А далее в этом документе дается информация о том, что же входит в эти понятия для II, I и высшей категорий, а для нас, работников ОУ, явно вырисовывается задача определения этих понятий для педагогов, не имеющих квалификационной категории:

Как не вспомнить тут знаменитые знания, умения и навыки (те самые ЗУНы), которые пронизывают все содержание образовательных программ для обучающихся. Вот теперь педагоги сами на этом и попались. И их тоже через эти ЗУНы «пересчитают». Ну а если серьезно, то напомним, что дидактические составляющие действий складываются из:

  • ЗНАНИЙ — набора представлений как обязательных установок о порядке действий;
  • УМЕНИЙ — знаний, превращенных в действия;
  • НАВЫКОВ — умений, превращенных в автоматизм, который не означает, что педагог как робот повторяет все, что он знает и умеет. Навык означает для нас, что педагог овладел этим методом так, что его использование в практике не вызывает у педагога технологических затруднений. И учитель, педагог готов решать творческие задачи при помощи этого метода, варьировать его использованием для достижения лучшего результата.

Нельзя не упомянуть в связи с термином «продуктивность» дебаты, которые в 70–80-х годах были связаны с определением отрасли образования к той или иной сфере народного хозяйства страны. Какой же ужас испытали тогда педагоги, когда мы все, скопом, были отнесены к сфере обслуживания.

Как говорил мастер Безенчук из «12 стульев»:

— «Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? Разве ж она может покупателя удовлетворить?..

Наверное, отголоски этого процесса и напоминает сегодня термин «продуктивность», поскольку результатом деятельности отрасли не могло быть что-то нематериальное — в виде культуры, образованности, общего развития человека, а должен быть представлен конечный продукт, в его количественном и качественном выражении. Поэтому наша бедная страна, «выпускающая 100% штук» людей с полным средним образованием, в процентах оценивала не результат, а миссию сферы образования.

Поэтому, да простят мне авторы нормативного документа, использовать термин «продуктивность», при всем важном его значении, в работе школы и оценивании деятельности педагога и язык не поворачивается, и душа протестует.

Поэтому будем использовать в дальнейшем тоже не всегда радующий искрометностью, но зато соответствующий ситуации термин «результативность».

Но раз уже зашел разговор об этих терминах, значит, наступило время дать им определения по словарю:

Продукт [лат. productus] — вещественный или нематериальный результат человеческого труда.

Продуктивность [лат. productivus] — производительность, плодотворность.

Результат [лат.resultatus — отраженный] —

  1. итог; то что получено по окончании какой-либо деятельности;
  2. показатель мастерства.

Результативность — совокупность итогов.

Итак, среди сонма этих схем нам предстоит выстроить целенаправленную цепочку действий, которые должны привести к определенному результату, потому что, как вдумчивые управленцы, мы не можем, не имеем права и не должны организовать методическую работу ради… методической работы. А организовываем мы ее для получения результата:

И тогда, следуя этой схеме, мы решаем такую управленческую задачу:

И для четкой постановки цели нам необходимы результаты текущей деятельности педагога, назовем их стартовыми, анализ которых позволит нам, выделив их причины через оценку уровня профессиональной подготовленности педагога, поставить четкие цели, т.е. наметить те результаты, до¬стичь которых мы и будем стремиться на данном этапе.

Сериал «Гримасы директорских будней», а точнее «Гримасы учительских будней»:

Как часто, становясь руководителем, мы забываем те времена учительской жизни, когда приход на урок директора или завуча становился для нас серьезным испытанием. С каким трепетом мы ожидали разговора «по душам» после урока, который, если бы не приход начальника, как нам казалось, был бы гораздо лучше. Так вот, «разбор полета» всегда сопряжен для учителя с тревогой непонимания и недооценивания и… ожиданием понимания и поддержки от руководителя. Гримасы же встречаются на каждом шагу. Пример из моей учительской бытности, когда после посещения урока директор сказала мне на бегу следующие слова: «Хороший урок, но ЧЕМ-ТО (?!) он мне не нравится…». Через много лет сама, став руководителем и посещая уроки (может быть, не так часто, как хотелось бы и требуется), я помнила то свое ощущение растерянности и недоумения от сказанной мне по итогу урока фразы.

Я понимаю сейчас тебя, когда времени на посещение уроков (свои бы провести, не пропустив) не хватает катастрофически, да и что ты, учитель физики, скажешь учителю литературы или немецкого языка (в школе и институте изучая английский) по итогам посещенных уроков? Вот! И для этого тоже мы затеяли разговор о методической работе в школе.

Итак, посещая уроки и внеурочные мероприятия, проводя внутришкольный контроль, оценивая результаты освоения обучающимися образовательных программ, руководство ОУ делает вывод о результативности учебно-воспитательного процесса данного педагога.

С одной стороны, методическая работа несет индивидуальные черты, присущие только данному педагогу, поскольку ее точечный характер попадания в цель определит ее успешность реализации и результат практической жизни школы.

Как видишь, играем не только в пазлы, шахматы и кубик Рубика, а еще и в… «Морской бой», но только для ударов «мимо» мы не имеем ни времени, ни учительского на нас терпения.

С другой стороны, наша управленческая задача как раз и состоит в том, чтобы индивидуальную методическую работу каждого педагога привести к единому знаменателю деятельности всего ОУ. И в условиях этой задачи действовать мы будем следующим образом. Для этого необходимо выделить группы педагогов по проблемам.

И педагоги собираются в «кружки по интересам».

Только это будут наши управленческие кружки (круги) по нашим управленческим интересам.

А интерес управленческий наш один: как сделать такую систему методической работы эффективной.

И раз уже дважды упомянули термин «эффективность», то пора бы уж с ним разобраться.

Эффект [лат. effectus — действие, исполнение] — среди многих значений выделим такое: — это следствие чего-либо, итог, результат произведенной работы.

Эффективность [лат. effectivus — производительный] — производительный, действенный, доподлинно выгодный, связанный с достижением и извлечением эффекта.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru