Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2005

Школа и власть

Что день грядущий…

Анализ планов развития дошкольного и общего школьного образования

Обозначенные в докладе Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» (озвучен на заседании Правительства РФ в январе нынешнего года) положения вызвали разную реакцию тех, кто так или иначе связан с системой образования. Сегодня анализ этого доклада представляет Программа АРО «Помощь детям-сиротам в России»1.

В докладе продекларирована следующая общая цель модернизации российской системы образования: приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.

Системные цели и задачи

Формирование современной системы непрерывного профессионального образования:

  • переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;
  • переход к профильному обучению в старших классах;
  • модульные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • единая система зачетных единиц (накопление данных о результатах образования и профессиональной подготовки в целом);
  • общенациональная система оценки качества образования.

Повышение качества профессионального образования:

  • переход на двухуровневую систему высшего образования (оба уровня должны стать самостоятельными уровнями подготовки кадров);
  • переход на нормативное подушевое финансирование на всех уровнях профессионального образования;
  • повышение доступности качественного профессионального образования для малоимущих граждан, в том числе за счет усиления адресности оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий, создания прозрачной системы конкурсного приема в учреждения профессионального образования;
  • расширение сети подготовительных отделений в высших учебных заведениях;
  • обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля;
  • реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования;
  • введение «предшкольного» образования (нулевой класс);
  • развитие общественно-государственных институтов оценки качества образования;
  • реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, в том числе расположенных в сельской местности2.

Предполагаемые мероприятия в дошкольном образовании

Состояние сферы

Сеть дошкольных учреждений с 1995 по 2004 г. в среднем по России сократилась на 27%, в некоторых субъектах до 35%. Вместе с тем начиная с 2000 г. начался медленный рост детей до 6 лет. К 2004 г. в большинстве крупных городов проблема обеспечения работающих матерей с детьми услугами ДОУ вновь стала актуальной. В настоящее время уровень охвата детей дошкольными учреждениями составляет 59%. При этом только 55% детей 5-летнего возраста посещают ДОУ. В период 2002–2004 гг. размер бюджетного финансирования из расчета на 1 воспитанника в ДОУ увеличился на 31%, соответственно возрос и размер родительской платы, что способствует дальнейшему снижению доступности услуг ДОУ для малообеспеченных семей.

Институциональные преобразования

В целях обеспечения равенства стартовых возможностей детей из разных социальных групп при приеме в школу предполагается введение обязательных образовательных программ «предшкольного образования» (классы «раннего развития», подготовительные классы, специальные образовательные услуги в ДОУ). Предшкольное образование не носит обязательного характера.

Министерство в своей концепции не задает жесткий формат реализации этой образовательной услуги. Отмечается лишь, что она должна осуществляться преимущественно в игровой форме. Реализоваться же может либо в «нулевых классах» ОУ, либо в ДОУ.

В целях снижения рисков недополучения услуг ДОУ для детей из малоимущих семей предлагается внедрить следующий подход к их финансированию:

  • финансирование дошкольных образовательных программ должно осуществляться субъектом РФ по утвержденным им нормативам путем предоставления целевой субсидии муниципальным образованиям;
  • содержание ребенка в ДОУ: социальные услуги должны финансироваться на долевой основе муниципальным образованием и родителями. Причем родительская плата должна осуществляться в зависимости от доходов семьи; будет ли она дифференцированной от доходов семьи или будет установлена, как всегда, нижняя планка – прожиточный минимум, пока не установлено.

Мнение эксперта

Если Минобразования и науки РФ не примет как обязательную методику расчета нормативов финансирования образовательных услуг ДОУ из средств субъектов РФ, при введении программ предшкольного образования возрастет риск внутриотраслевого перераспределения средств, связанного с разграничением полномочий по финансированию отрасли. В ряде субъектов РФ данная образовательная услуга для удобства распределения финансовых средств и контроля за их расходованием может быть закреплена за общеобразовательными учреждениями. Конкуренция за деньги по осуществлению образовательных услуг вызовет дальнейшее сокращение сети учреждений ДОУ, которые в этих субъектах будут финансироваться только из средств местных бюджетов. Правильный (с точки зрения обеспечения доступности граждан к образовательным услугам) посыл по выравниванию стартовых возможностей детей при поступлении в школу может быть нивелирован неудачным внедрением: предшкольное образование в ОУ – дополнительные затраты (специальные педагоги, организация дополнительного питания, послеобеденного сна и т.п.). Вместе с тем предшкольные классы не являются обязательными и не несут задачи социализации детей, поэтому они не достигнут для детей из семей социального риска тех результатов, которых аналогичные программы достигли бы в учреждениях ДОУ.

Для ДОУ в подобных программах подготовки к школе нет новизны, но проблема заключается в том, что надо восстановить сеть ДОУ и сделать эту услугу более доступной. Предоставление социальной поддержки малообеспеченным семьям и детям из семей социального риска в виде целевого дифференцированного пособия или ваучера для посещения ДОУ может стать выходом. Но и развитие сети, и осуществление программ социальной поддержки детей доступны только для самодостаточных муниципальных образований. Скорее всего в дотационных регионах с дотационными муниципальными образованиями пойдут по первому пути организации предшкольного образования со всеми вытекающими отсюда рисками.

Предполагаемые мероприятия в общем школьном образовании

Введение профильного образования:

  • Повышение гибкости системы образования в расчете на потребности отдельных потребителей (индивидуализация образования).
  • Свободный выбор старшеклассниками набора необходимых предметов (профильные модули).

Снижение недельной нагрузки учебного плана и индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможности выбора образовательных программ дает возможность развитию официальных дополнительных платных услуг.

Интеграция системы общего образования с дополнительным и предшкольным в целях усиления воспитательной составляющей и повышения социального и культурного потенциала у детей с ослабленными внутрисемейными отношениями. Для этого предполагается:

  • внесение изменений в стандарты начального, основного общего и среднего (полного) общего образования; изменения в стандарте связаны, во-первых, с уменьшением Базисного учебного плана; во-вторых, с позицией, что будут подлежать стандартизации только условия обучения;
  • развитие модели «школы полного дня»;
  • отработка различных механизмов финансирования дополнительного образования учащихся ОУ.

Мнение эксперта

Снижение нагрузки в школе на 25% приведет к увеличению платных образовательных услуг в рамках обязательной образовательной программы; это снизит доступность к качественному универсальному образованию детей из малообеспеченных семей, детей из семей социального риска, детей-сирот и увеличит разрыв в стартовых возможностях выпускников школ, что будет поддерживать дальнейшее расслоение общества.

Рейтинг@Mail.ru