Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2005

Опыт

Под знаком МЧС

Из опыта работы первого кадетского класса МЧС в Томской области

Крупнейшие техногенные и природные катастрофы, унесшие множество человеческих жизней, со всей отчетливостью дают понять: никто из живущих на Земле не застрахован от беды. А значит, мы должны уметь противостоять ей. Особенно важно научить этому детей, которые всегда остаются самой уязвимой частью общества.

С чего все начиналось

Вышеназванные тезисы послужили отправной точкой для создания в ряде регионов и областей России кадетских классов. Не стал исключением и город Северск Томской области с его спецификой и особенностями технологического производства. На наш взгляд, организация кадетских классов стала возможной по ряду сложившихся условий:

– интерес детей к данному виду деятельности;
– единство классного руководителя и ученического коллектива в организации жизнедеятельности такого класса;
– активное содействие родителей как в плане участия в воспитательном процессе, так и в плане материальной поддержки;
– наличие материальной базы в школе для организации занятий по спасательному делу;
– установившиеся связи школы с учреждениями города, которые помогают в организации воспитательного процесса.


Вручение оранжевых беретов кадетам
ЗАТО Северск министром МЧС России Сергеем Шойгу
на церемонии посвящения в кадеты 11 ноября 2003 года

 

Мы росли постепенно: в сентябре 2003 года на базе МОУ СОШ № 193 им. В.Маркелова, согласно постановлению главы администрации ЗАТО Северск, был создан первый в Томской области кадетский класс «Юный спасатель», а в 2004 году по просьбе родителей школа открыла и второй кадетский класс.

Таким образом, сегодня у нас два кадетских класса общей численностью 50 человек. Обучение ребят начинается с пятого класса и продолжается до одиннадцатого. Такие возрастные ограничения обусловлены тем, что дети 11–12 лет находятся в том подростковом возрасте, когда происходит не только физиологическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера, самоорганизация, уверенность в себе. На этом этапе важно поддержать и развить интеллектуальную активность, повысить мотивацию обучения. Применяя игровые элементы, опираясь на привлекательную для подростков идею служения Отечеству на гражданском и военном поприще, мы решили, что необходимо создать систему на основе оптимального сочетания общего образования и социально значимых программ дополнительного образования. Такая игра имеет все характеристики, присущие спасательному делу: романтика в сочетании с трудом и ответственностью, высокой степенью дисциплины и умением действовать в нестандартной ситуации.

Прием детей в пятые кадетские классы у нас проводится в июле-августе, при этом преимущественным правом при зачислении пользуются:

– дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
– дети военнослужащих, проходящих военную службу в зонах военных конфликтов;
– дети из многодетных и малообеспеченных семей,
– дети одиноких матерей (отцов),
– дети, находящиеся под опекой (попечительством).

Замечу, что при формировании кадетского класса значительное внимание мы уделяем состоянию здоровья ребенка, так как учебная программа дополнительного образования предусматривает повышенную физическую нагрузку.

Создавая классы «Юный спасатель», педагогический коллектив школы сформулировал задачи, которые решает в ходе учебно-воспитательного процесса:

  1. Предоставление, наряду с основным общим (полным) образованием, начальных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии и дальнейшего обучения в соответствующих вузах.

  2. Создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного и физического формирования личности воспитанников, всестороннего развития их способностей и творческого потенциала.

  3. Воспитание любви к Родине, ответственного понимания служебного и гражданского долга.

  4. Формирование высокой культуры, морально-психологических, деловых и организаторских качеств.

  5. Привитие воспитанникам чувства чести и достоинства, уважения к правам и свободам человека.

  6. Оказание помощи родителям в воспитании и формировании у учащихся навыков самостоятельности, трудолюбия и дисциплинированности.

Правовой базой для создания кадетского класса стали:

  • распоряжение Президента РФ от 09.04.1997 № 118-рп «О создании образовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)»;

  • постановление Правительства РФ от 15.11.1997 № 1427, утвердившее «Типовое положение о кадетской школе (школе-интернате)»;

  • постановление главы администрации ЗАТО Северск от 26.06.03 № 2427;

  • постановление главы администрации ЗАТО Северск от 13.09.04 № 3097;

  • Устав школы.

 


Вынос кадетского знамени МЧС России
на церемонии посвящения в кадеты,
ноябрь 2004 года

Знаменательным событием для юных кадетов стало принятие клятвы и вручение знамени МЧС России еще в 2003 году. Посвящение в кадеты проходило на высоком уровне с вручением каждому кадету оранжевого берета. Причем вручали ребятам береты министр МЧС России Сергей Шойгу и мэр города Николай Кузьменко.

Отдельная работа связана у администрации школы c подбором кадрового состава преподавателей. Мы убеждены в том, что педагоги должны не только хорошо знать свой предмет и любить преподавать, но и уметь подходить к детям с чувством такта и чуткостью. Большая надежда у нас на молодых и перспективных педагогов, супругов Бургундасовых – Алексея Валерьевича и Марину Николаевну. Значительная группа педагогов привлечена в школу из учреждений дополнительного образования, Управления внутренних дел, Управления государственной противопожарной службы № 8. Например, пожарное дело преподают сотрудники УГПС; правила дорожного движения – сотрудники ГИБДД; занятия по рукопашному бою ведет призер областных и российских соревнований по восточным единоборствам; спортивному ориентированию и радиопеленгации ребят обучает педагог дополнительного образования из центра «Поиск».


Фрагмент спектакля «Служба спасения – 01»
на областном конкурсе детского творчества
«Телефон спасения – 01»
в номинации «Театральная миниатюра»

 

Несмотря на обилие специальных дисциплин, содержание образовательного процесса в кадетских классах определяется государственным образовательным стандартом основного общего, среднего (полного) общего образования. В основу учебных планов кадетских классов положен принцип общедоступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, учитывающий специфику кадетского образования. Помимо основного общего образования учащиеся осваивают программы дополнительного образования, которые направлены на расширение знаний по истории, культуре русского народа, на подготовку к защите Родины, учатся основам безопасности жизнедеятельности, умению вовремя прийти на помощь и квалифицированно оказать ее.

В учебном плане кадетских классов предусмотрено значительное увеличение групповых занятий по профилирующим дисциплинам (информатика, иностранный язык, введение в специальность спасателя, физическая подготовка, стрелковая подготовка, шахматы), что подтверждает укоренение принципа индивидуализации и дифференциации обучения. При этом освоение дополнительных предметов осуществляется за счет часов, предназначенных на кружковую деятельность.

Все программы спецкурсов у нас являются авторскими, разработанными педагогами школы и утвержденными экспертным советом методического кабинета управления образования Северска и Центра Госсанэпиднадзора города.

Приведу классический распорядок дня наших учащихся:

08.40 – планерка;
09.00 – 14.10 – уроки;
14.20 – 15.00 – прогулка;
15.20 – 18.30 – дополнительные занятия согласно расписанию второй половины дня.

Питание детей у нас трехразовое – завтрак, обед и полдник.

А на дополнительных занятиях согласно расписанию в течение недели учащиеся изучают такие учебные дисциплины, как, например: юный спасатель; введение в специальность спасателя; стрелковая подготовка; шахматы; рукопашный бой; школа безопасности.

При этом каждый кадетский класс у нас разбит на два отделения, и потому расписание занятий по изучению дополнительных дисциплин составлено с учетом деления ребят на две группы (пример см. в табл.).

Спецкурсы:
содержание и цели

Что касается содержания этих учебных дисциплин (или, как мы их называем, спецкусров), то, скажем, программа по рукопашному бою рассчитана на изучение программного материала в количестве 68 часов в год и позволяет последовательно решать задачи физического воспитания учащихся, формируя у них целостное представление о рукопашном бое. Ведь технические приемы, тактические действия и собственно рукопашный бой таят в себе большие возможности и для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.

Другая наша программа – спортивное ориентирование и топография – содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков на различных этапах многолетней подготовки. Программный материал объединен здесь в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

– привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
– содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся;
– подготовка инструкторов и судей по спортивному ориентированию.

Благодаря этому курсу кадеты знакомятся с правилами поведения и техникой безопасности на занятиях и соревнованиях, экипировкой и снаряжением ориентировщика, топографией, условными знаками и спортивной картой. При этом в силу специфики спортивного ориентирования организация оздоровительно-спортивных лагерей и учебно-тренировочных сборов является обязательной и играет большую роль в подготовке юных ориентировщиков.

А различные климатические условия и наличие материальной базы может служить основанием для корректировки рекомендуемой программы.

Занятия по курсу «Юный спасатель» предполагают приобщение учащихся к вопросам безопасности; изучение и развитие заинтересованности в предупреждении возможных ЧС и ЭС; укрепление морально-психологического и физического здоровья. Изучить возможную опасность, научиться ее предвидеть, правильно действовать при ее возникновении – вот задачи, которые ставит эта программа. Ее девиз соответствует девизу МЧС «Предотвращение! Спасение! Помощь!», и именно этому стараются научить ребят педагоги, ведущие этот курс.

Мне часто задают вопросы: «У детей такой плотный учебный график, не устают ли они?» Этот вопрос мы стараемся держать под контролем, и потому весь учебный процесс у нас сопровождают два психолога. Три раза в год психологи проводят психодиагностику, а раз в месяц организуют консультации для родителей и учащихся. Кроме этого, в расписании кадетов, как видно из табл., обозначен психологический практикум. Он направлен на выполнение программы по профилактике саморазрушительного поведения посредством психологического сопровождения и адаптации учащихся в коллективе.

Таблица

Расписание дополнительных дисциплин в 5-м кадетском классе

Исследования, проводящиеся специалистами – психологами и врачами, позволяют сделать нам следующие выводы по утомляемости, самочувствию и заболеваемости в 5-х и 6-х классах:

  1. У пятого кадетского класса утомляемость в среднем ниже на четыре процента, чем у пятого обычного класса, за счет организованности обучения, отдыха и дополнительных тренировок, повышающих физическую выносливость.

  2. Заболеваемость в пятом кадетском классе ниже, чем в пятом обычном классе, на 25 процентов.

  3. Утомляемость в шестом кадетском классе была ниже, чем в шестом обычном классе, в среднем на четыре процента.

  4. В шестом кадетском классе учащиеся за полтора года обучения укрепили здоровье, имеют высокую выносливость и социальную активность.

В общем, можно говорить о том, что дети кадетских классов практически не болеют и не пропускают занятий даже тогда, когда вокруг свирепствует грипп. Кроме того, они отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них укрепляются и развиваются память, творческое воображение. Они более уверенны в себе, уравновешенны, собранны.

Воспитательная работа и самоуправление

 


Работа со страховочным снаряжением.
Семинар руководителей МЧС Сибирского региона

Несколько слов о воспитательной работе, которая строится в кадетских классах на основе развития самоуправления. Выбраны командиры класса и командиры отделений. При этом у каждого есть свои строго определенные права и обязанности, закрепленные в Положении о кадетских классах, принятом на общих собраниях учащихся. У кадетских классов есть также свое знамя, гимн и форма спасателя. А учебные занятия начинаются с обязательного доклада дежурного по классу о готовности к уроку.

Мы считаем, что воспитательный процесс в кадетских классах в первую очередь направлен на то, чтобы преодолеть детскую агрессивность, сплотить на духовных идеалах, воспитать такие качества, как честь и доброта, уважение к человеку, готовность защитить слабого, способность преодолевать трудности, своевременно оказать квалифицированную помощь.

Чтобы мотивировать детей на саморазвитие, в кадетских классах действует схема стимулирования подготовки ребят. Для этого созданы «ступени роста» – эта технология была позаимствована нами в одной из российских школ, где также сформирован кадетский класс. Она нам очень понравилась и успешно прижилась у нас.

Вот ее схема.

I ступень:

  • учеба на «4» и «5»;

  • дисциплина без замечаний;

  • участие в организации классных дел;

  • участие в спортивных соревнованиях;

  • шахматы (3-й разряд).

II ступень:

  • учеба на «4» и «5»;

  • дисциплина без замечаний;

  • активное участие в делах класса;

  • участие в спортивных соревнованиях;

  • шахматы (4-й разряд).

III ступень:

  • учеба на «4» и «5» ( допускаются 1–2 «тройки»);

  • дисциплина без замечаний;

  • участие в делах класса (+, —);

  • занятия в спортивных секциях;

  • занятия в шахматном кружке (+, —).

Разумеется, одним из важных звеньев в любой воспитательной работе должно быть подведение итогов и награждение за успехи. По итогам соревнований по ступням мы подводим итоги дважды в год – в день рождения кадетского класса и по окончании учебного года. Выполнившим программу очередной ступени вручаются почетная грамота и благодарственное письмо родителям от администрации школы. Кадетам, окончившим учебный год с отличием и прошедшим первую ступень роста, присваивается очередное звание.

По окончании школы и получению общего (полного) среднего образования каждому выпускнику кадетского класса будут выдаваться сертификаты за подписью заместителя главы администрации по ГО и ЧС, а также рекомендации желающим поступить в учебные заведения системы МЧС России.

Мы надеемся, что инициатива по созданию кадетских классов будет иметь и дальше свое счастливое и продуктивное продолжение. И в настоящий момент видим такие перспективы, как:

  1. Создание и развитие элементов учебно-материальной базы, обеспечивающей реализацию дополнительных образовательных программ «Юный спасатель».

  2. Совершенствование системы социальной защиты воспитанников кадетских классов.

  3. Широкое привлечение различных учреждений и организаций Северска к оказанию шефской помощи кадетским классам.

Александр ОКУНЕВ,
директор МОУ СОШ № 193 им. В.Маркелова,
ЗАТО Северск,
Томская область

Рейтинг@Mail.ru