Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2005

Школа и общество

Быть. Или не быть.
Вот в чем ответ

Как правило, Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО), полностью уверенный в том, что представляет именно общественные интересы, уже в зале заседаний озвучивает решение, которое должно служить рекомендациями Министерству образования и науки РФ. Но в данном случае все как один предложили послушать, что скажет любой российский гражданин на тему «Как перестать врать при итоговой аттестации школьников?»: какой, помимо ЕГЭ, ход поможет добиться объективности, уйти от лакировки действительности, ставшей нормой?..

Как известно, сегодня документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования (пункт 3 ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца (пункт 6 ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников влияют на результаты аттестации общеобразовательного учреждения, на основе которой выдается свидетельство о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет (пункт 20 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»).

К государственной (итоговой) аттестации допускаются обучающиеся 11 (12) классов, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения) (пункт 1.3 Положения, утвержденного приказом Минобразования России от 03.12.99).

Выпускники 11 (12) классов, получившие на государственной (итоговой) аттестации не более одной неудовлетворительной отметки, допускаются к повторной государственной (итоговой) аттестации по этим предметам.

Не удивительно, если предыдущие строки вы не удостоили внимательного прочтения, а пробежали их с мыслью: кто же этого не знает… Но мы подумали, что если эти прописные истины предлагается обсуждать и реформировать, то будет не лишним внимательно вчитаться в них и поискать корень зла. А зло это заключается в следующем. Независимая процедура оценки показывает, что около 20 процентов детей в России не осваивают школьную программу в полном объеме, хотя документ об образовании с положительными оценками получают более 99 (!) процентов выпускников. РОСРО считает, что вопрос не столько в 20-ти процентах – статистика подобной неуспеваемости школьников характерна для многих других стран, – сколько в 99-ти: этот самообман в состоянии дать лишь моральное удовлетворение.

Анализ мировой практики показывает, что принятие решений по таким вопросам должно обсуждаться с привлечением широкой общественности. Учитывая это, РОСРО предлагает открыть широкую общественную дискуссию и ответить на следующие вопросы:

  1. Нужны ли выпускные испытания в школе? Если нужны, то сколько и какие из них обязательны?

  2. Какой документ об образовании должны получать выпускники:

    • все дети получают аттестат по итогам текущей успеваемости, государственная аттестация не является обязательной (в случае, если выпускник выбрал государственную итоговую аттестацию (ЕГЭ), в аттестат выставляется среднее арифметическое по результатам государственной итоговой аттестации и текущей успеваемости). В аттестат ставятся реальные оценки, в том числе «двойки»:

    • с отметками в аттестате,

    • с отметками во вкладыше к аттестату;

    • все дети получают документ, но без отметок, подтверждающий, что учеником прослушан курс за среднюю школу, а государственная аттестация отменяется;

    • не все получают документ об образовании (только те, кто справился с государственной итоговой аттестацией).

Уважаемые читатели! Ваши размышления мы ждем по адресу редакции: 121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 24, газета «Управление школой», или по электронной почте: upr@1september.ru.
Все они будут переданы в оргкомитет Российского общественного совета по развитию образования.

А вот как высказались по этому поводу участники заседания РОСРО, собравшиеся в Москве, в Государственном университете – Высшая школа экономики.

Виктор БОЛОТОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

– Какой вариант с выдачей аттестата выбрать, не имеют права решать чиновники, так как вопрос касается миллионов россиян – к системе образования имеют отношение 90% населения. Требуется общественное обсуждение.

И вообще я считаю, что нужно бороться с причиной лжи – низкой успеваемостью. И соответствующую борьбу может начать местная власть – школьная. Школьное самоуправление садится и обсуждает: «У нас низкий балл по литературе и математике. Что мы должны сделать, чтобы в будущем году изменить ситуацию? Выделить часы, подключить нового преподавателя, купить современные учебники…»

В масштабах страны это тоже сделать возможно. Как, например, поступила Англия, когда был «пойман» низкий уровень грамотности по английскому языку после четвертого класса? Сказали: вводим в начальной школе дополнительный час занятий языком. И началась борьба, потому что учителя по другим предметам отстаивали важность собственных дисциплин, не было программ для этого дополнительного часа… Три-четыре года шел процесс подготовки, пока не ввели «час грамотности». Но неуспехи школьников не пустили на самотек.

Евгений БУНИМОВИЧ, председатель комиссии по образованию Московской городской Думы:

– Экзаменационная система никогда не была сильной стороной советского образования. Поставить «двойку» на экзамене было событием из разряда радикального диссидентства, чрезвычайным происшествием областного масштаба.

В 70-е годы Ростовская область вышла с предложением учиться без «троек». За год-два она реализовала это предложение. И система свелась к двум отметкам. Наше государство рухнуло как раз в тот момент, когда уже кто-то готовил идею образцового коммунистического города, где нужно было учиться без «четверок». И результат тоже был бы достигнут. Каким способом, думаю, обсуждать не надо: все мы помним покупку одинаковых ручек для легкого исправления ошибок в экзаменационных заданиях, переписывание работ медалистами…

Но при всем при этом отмена школьных экзаменов – ненужное радикальное решение, ведь, зная психологию реального школьника, мы можем догадаться, что в таком случае учиться до конца учебного года тем, кто не собирается идти в вуз, нет никакого стимула.

Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор ГУ – Высшая школа экономики:

– Ситуация с завышением оценок в нашем образовании является одним из тех элементов, которые сильно деформируют и дискредитируют российское образование. Это факт приукрашивания, возведенного в принцип, который замалчивается. Мне кажется, что проблема настолько сложна и так глубоко укоренилась, что начать надо с выполнения базовой функции РОСРО – привлечь к этому внимание больших групп людей и начать дискуссию.

Мое личное мнение: нам не надо идти на такие меры, как невыдача аттестатов. Я бы предложил другой простой метод. Выдается аттестат, где значатся все оценки, которые человек набрал. Если по какому-то предмету он не заработал ничего, то этот предмет может у него в документе не значиться. И перед ним откроются дороги продолжить образование в рамках тех предметов, по которым он показал хорошие результаты.

Есть и вторая сторона вопроса. Как сделать так, чтобы не было этих пустых граф в аттестате, чтобы успеваемость повышалась? Образователь перестает выполнять свою профессиональную «клятву Гиппократа». В переводе на учительский это означает: ты должен видеть в классе не группу фамилий, а людей, каждый из которых имеет свои слабости и способности. Ты обязан помочь тому, кто после твоей работы не усвоил материал, и тому, кто перерос уровень урока. Принцип одинаково подходит школам, техникумам и университетам.

А пока школа недодает детям, потому что общество недодает школе. Если человек не остается после уроков, это не значит, что он подлец. Мы платим учителю 150 долларов, а ему, чтобы прожить с семьей, нужно 400, и он тратит время на дополнительные заработки. Преодолеть ситуацию можно только одним – поставить во главу угла восстановление материальных условий существования учителя. Другими словами, первое и главное условие восстановления нормального образования есть восстановление ресурсной обеспеченности людей. И РОСРО должен доказывать обществу, что оно обязано больше вкладывать в образование. Параллельно же мы должны работать и внутри образования, отделяя тех людей, которые заведомо не соответствуют нашей «клятве Гиппократа» и относятся к своей миссии, как наемники.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru