Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2005

Будни директора

Школа-брэнд и ее шапка

Образование как наиболее чувствительная к переменам в общественной жизни сфера – образец гигантской производительности: новые типы школ, новые методики, новые нормативы без устали куются для воспитания человека нового тысячелетия. А чтобы и каждая школа в отдельности достойно поддерживала этот ударный труд, ей не обойтись без идущего в ногу со временем директора. Но, заметим, время это – российское, и ей по плечу должны быть как традиционные во всем мире управленческие проблемы, так и трудности с национальным характером…

Все-таки нет худа без добра: не было бы нервотрепки с подготовкой к аттестации, возможно, не создал бы директор Владимир Мирошников такой сайт, за который теперь ему аплодируют стоя. Страна – за победу на конкурсе школьных сайтов в рамках федерального конкурса «Лучшие школы России». Собственные ученики и коллеги из Заброденской средней общеобразовательной школы Воронежской области – за добытый там главный приз в виде комплекта для создания единой информационной среды школы.

И хотя Владимир Викторович скромно говорит, что его страничка «Кабинет директора» – не самая яркая на сайте, в том числе благодаря и ей за четыре с небольшим года интернет-ресурс www.zabrod.narod.ru посетили около 170 тысяч пользователей: Мирошников, потративший уйму времени на процедуру аттестации, спасает время другим школьным управленцам, предлагая черновики реферата и простые, но полезные программы. Одна включает в себя весь необходимый материал от выбора варианта прохождения аттестации до теста на определение профессиональной подготовленности учителя математики. Другая – от исследования уровня руководства и до оценки организационно-педагогической деятельности директора. Третья дает динамическую оценку образовательной деятельности учителя.

Интернет-обращения директора к «народу» носят неформальный характер: он не скрывает от учеников, что увлекается игрой на гитаре и web-дизайном. Мирошников принимает условия общения в Сети, где никто не боится сказать лишнего, и категоричные ученические послания в свой адрес читает спокойно. Ребята, привыкшие к этому, и вне Интернета без стеснения обращаются к Владимиру Викторовичу. На днях, к примеру, заявили, что хорошо бы баскетбольной команде, защищающей честь школы, играть не в футбольной форме, а как полагается.

Но за собственный авторитет Мирошников не боится. Ученики, по его мнению, видят в нем человека, который умеет делать то, что в их районе не делает никто. Директор платит им тем же – уважает мнение каждого, характеризуя себя словами: «Я не дуболом, не деспот». Правда, по этой причине иногда трудновыполнимым становится его демократичное правило – выслушивать все стороны и делать так, чтобы любая возникшая проблема не доросла до стадии конфликта: подчас обсуждение слишком затягивается… Однако демократию Владимир Мирошников приветствует только на стадии выработки решений: «Когда решение принято, разброда и шатания быть не должно».

…С сожалением приходится констатировать, что в попытках преодолеть в управлении школой инерцию ХХ века директор Мирошников пока не одерживает безоговорочной победы. Привычная директорская практика ходить с шапкой по кругу капитулировать никак не желает.

И он ходит.

Потому что не хочет, чтобы вернулись времена, когда на столе в учительских семьях были только картошка и огурцы.

Он не желает слышать, чтобы в спину тем его коллегам, кто внедряет инновационные технологии, ухмылялись: «Старайся, а зарплата у нас все равно одна и та же…»

И ему трудно представить свою школу без Интернета – такого необходимого, но жутко дорогого.

Возможность школе подзаработать Владимир Мирошников находит. Но «выдумывать, изворачиваться уже надоело!». Грустно думать, что это будни директора, школа которого несет брэнд целого села и дошла до финала «Лучших школ России». Похоже, быть лучшим стоит нечеловеческих усилий.

Ложась спать не раньше двух часов ночи, он мечтает о том, как будет заниматься только по-настоящему директорским делом. Но сейчас все остается по-прежнему, потому что Мирошников не простит себе потерю школой того, что было достигнуто. «Когда уже ездишь на машине, трудно пересаживаться на велосипед», – объясняет директор…

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru