Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2005

Экономика образования

ЗдОРОвое партнерство

Может ли школа «прокормить» сама себя? Да так, чтобы это был не «сухой паек», а полноценные «первое, второе и третье»? В гимназии № 56 г. Ижевска, кажется, нашли решение. Здесь набирает обороты родительская общественная организация, которая стала фактическим попечителем учреждения.

Не сразу, признается директор гимназии Валенти на Харитонова, родители восприняли призыв создать собственную, юридически самостоятельную организацию. Им было непонятно, для чего это делается. Сбор денег по классам ведется – что еще нужно?

С тех пор прошло время. И, как уверяет Валентина Александровна, «сегодня никого уговаривать не надо». В том, что можно не «брать под козырек» перед администрацией школы и самим обеспечивать своим детям желаемое, родителей понемногу убедили… сами родители: те из них, кто в душе предприниматели. Результаты, которых добивается родительская общественная организация (ОРО), сомнений в ее пользе не оставляют.

Инициаторы создания ОРО, куда на добровольной основе уже вступили две трети родителей учеников, считают: когда родители точно знают, куда идут их средства, и самостоятельно решают, на что их тратить, сбор денег воспринимается как выгодное вложение в качественное образование ребенка.

Но на одних родительских деньгах школу не вытянешь. Кардинально не спасает и родительская помощь техникой и спортивным оборудованием. Поэтому ОРО сделала ставку на более значимые вложения. Так, получив разрешение на ведение предпринимательской деятельности, организация имеющиеся на счете небольшие деньги начала вкладывать в производство, которое приносит ощутимую прибыль. Она стала выпускать информационный вестник «Новости образования региона», учебную литературу, компьютерные программы, образовательные фильмы, открыла полиграфическое бюро и т. д.

Полученными средствами оказывается поддержка различным программам, которые задумывает школьная администрация. Например, сейчас их три – «Организация исследовательской деятельности учащихся», «Организация дополнительного образования» и «Создание фонда библиотеки гимназии».

Стоят ли препятствия на пути директора гимназии, когда он протягивает руку к карману ОРО? Схема отношений администрации и родителей четко прописана.

Администрация гимназии при возникновении вопроса о финансовой поддержке каких-то образовательных программ выходит с просьбой к родительскому совету. Родительский совет – это выборный орган внутри гимназии, состоящий из председателей родительских комитетов классов.

Совет что-то из них выбирает или полностью соглашается со всеми программами, а затем через протокол передает свои пожелания в организацию родительской общественности.

ОРО рассматривает предложения и уведомляет администрацию о своем решении.

Если на финансирование «дано добро», то в процессе реализации оплаченной программы родительский совет осуществляет контролирующую функцию за расходованием средств.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru