Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2005

Юридический практикум

Г(М)АНО: перспективы и реальность

В настоящее время новеллами Закона РФ «Об образовании», нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О некоммерческих организациях» помимо бюджетных учреждений допускается возможность существования – в системе оказания предусмотренных Конституцией социально значимых услуг – государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций.

Сегодня можно следующим образом сформулировать определение Г(М)АНО: государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организацией признается автономная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания услуг (выполнения работ), в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ готовит проект Федерального закона «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях».

Пока предполагается, что у Г(М)АНО может быть только один учредитель – Российская Федерация, ее субъект либо муниципальное образование – в зависимости от того, на базе чьего имущества эта организация создается. Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация может быть создана путем ее учреждения или путем преобразования государственного (муниципального) учреждения, автономного учреждения.

Решение о преобразовании государственного (муниципального ) учреждения в одну или несколько Г(М)АНО может приниматься только в том случае, если такое решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан, в том числе на получение бесплатного образования.

По мнению разработчиков проекта, имущество Г(М)АНО, переданное ей учредителем при ее создании, должно ей принадлежать на праве собственности.

Доходы государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в ее самостоятельное распоряжение. Учредитель государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности организации. То есть, в отличие от аналогичных доходов учреждений, они не подлежат казначейскому и иным видам контроля и не признаются полностью доходом бюджетов.

Но теперь «в обмен» на право полного распоряжения своими доходами государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация обязана будет полностью ответить по своим обязательствам всем своим имуществом, не надеясь на субсидиарную (дополнительную) ответственность своих учредителей. Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация не отвечает по обязательствам своего учредителя, а учредитель не отвечает по обязательствам созданной им государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации, за исключением случаев, предусмотренных договором поручительства. То есть законодатель не исключает возможности оказания финансовой поддержки Г(М)АНО со стороны учредителя. Ведь поручитель обязан будет нести ответственность перед кредитором в том же объеме, что и должник.

Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация обязана будет ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и использовании своего имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Сведения о размере и составе имущества государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации, размере и структуре его доходов и расходов, численности и составе работников, среднем уровне оплаты их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации не могут составлять коммерческой тайны.

Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация будет обеспечивать открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к следующим документам:

  • уставу (включая изменения и дополнения к уставу);
  • свидетельству о государственной регистрации;
  • решению учредителя о создании государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации;
  • положениям о филиалах и представительствах;
  • документам, содержащим сведения о персональном составе попечительского совета и исполнительного органа;
  • сведениям о размере и составе имущества, находящегося на балансе государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации, и документам, подтверждающим его права на это имущество;
  • плану финансово-хозяйственной деятельности;
  • годовым отчетам о финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности;
  • заключению аудиторов.

Автономная некоммерческая организация по замыслу реформаторов также может заниматься тремя направлениями деятельности:

  1. Своей «основной» деятельностью, ради которой она и создана учредителем, – оказанием услуг (выполнением работ) в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Причем указанной деятельностью она занимается на основании заказа учредителя, а указанные услуги оказываются на бесплатной или частично платной основе для потребителя.
  2. Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация по своему усмотрению вправе оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к ее основной деятельности, возмездно (ст.423 Гражданского кодекса Российской Федерации) для любых граждан и юридических лиц сверх объемов заказов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с соблюдением правил гражданского законодательства о публичном договоре (ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  3. При соблюдении условий добросовестного выполнения заказа учредителя государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация вправе выполнять работы (предоставлять услуги), которые носят дополнительный характер по отношению к основной деятельности организации, определенной ее уставом.

Все виды дополнительной деятельности, которые государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация вправе осуществлять на основании настоящей статьи, должны быть исчерпывающим образом указаны в ее уставе.

Своеобразен подход у создателей проекта ФЗ к проблеме управления Г(М)АНО.

Планируется, что органами государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации являются попечительский совет, единоличный исполнительный орган и иные органы, предусмотренные Федеральным законом и уставом организации (ученый совет, художественный совет и др.). Уставом государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации может быть предусмотрено создание коллегиального исполнительного органа.

Высшим органом государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации является попечительский совет, образуемый сроком на пять лет в составе не менее трех и не более одиннадцати членов. В состав попечительского совета входят представители федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которого находится государственная (муниципальная) некоммерческая автономная организация, представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, на который возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав попечительского совета могут входить также представители иных государственных органов и органов местного самоуправления.

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации, и иные лица, состоящие с государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организацией в трудовых отношениях, не могут быть членами попечительского совета.

Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация не вправе выплачивать членам попечительского совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе попечительского совета.

К компетенции попечительского совета будут относиться:

  1. определение приоритетных направлений деятельности организации;
  2. внесение изменений и дополнений в устав организации или утверждение устава организации в новой редакции;
  3. реорганизация и ликвидация организации;
  4. назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  5. назначение и досрочное прекращение полномочий членов коллегиального исполнительного органа;
  6. назначение и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа, если для организации соответствующей сферы деятельности Федеральным законом не предусмотрен иной порядок назначения и (или) прекращения полномочий руководителя;
  7. утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности и порядка расходования средств организации и обсуждение не реже одного раза в квартал хода их исполнения;
  8. утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, а также их представление учредителю организации;
  9. принятие решений о создании филиалов и открытии представительств организации;
  10. утверждение внутренних документов, регламентирующих деятельность организации и ее органов;
  11. рассмотрение и одобрение предложений исполнительного органа о совершении крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется конфликт интересов (сделок с заинтересованностью);
  12. иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом организации.

Решения по вопросам, указанным в подпунктах 2–4, принимаются попечительским советом большинством в две трети голосов от общего числа членов попечительского совета по предложению учредителя организации либо по согласованию с ним. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов от общего числа членов попечительского совета.

Проектом закона предусмотрено, что попечительский совет в обязательном порядке одобряет крупные сделки и сделки, в которых может быть заинтересован один из членов попечительского совета, а также единоличного или коллегиального исполнительного органа Г(М)АНО.

Крупной признается заключаемая государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организацией сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств и принятием иных обязательств, а также отчуждением или обременением имущества организации, если цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или обременяемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов организации, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Должностное лицо Г(М)АНО признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки и дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, тети и дяди, племенники и племянницы, усыновители и усыновленные:

  • являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами голосующих акций акционерного общества или долей, превышающей 20 процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое является в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося в сделке стороной, выгодо¬приобретателем, посредником или представителем.

Заинтересованное лицо обязано до совершения сделки уведомить попечительский совет государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации о конфликте своих интересов с интересами организации.

Заинтересованное лицо либо единоличный исполнительный орган, нарушившие условие о согласовании сделок с попечительским советом, несут перед Г(М)АНО ответственность в размере убытков, причиненных ей в результате такого рода сделок. Это меры, направленные на повышенный режим сохранности собственности Г(М)АНО, призванные обеспечить добросовестность должностных лиц при руководстве организации.

Кроме того, проектом закона предусмотрено законодательное ограничение, препятствующее приватизации имущества Г(М)АНО, – одна из норм проекта налагает запрет на преобразование Г(М)АНО в иные организационно-правовые формы юридических лиц.

Реорганизация государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации может быть осуществлена в форме:

  • слияния двух или нескольких государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций;
  • присоединения к государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации одной или нескольких государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций;
  • разделения государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации на две или несколько государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций;
  • выделения из государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации одной или нескольких государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций.

Таким образом, предполагаемые разрабатываемым законом новеллы не противоречат действующему федеральному законодательству и могут быть внесены в Устав вновь созданных Г(М)АНО еще до принятия обсуждаемого проекта Закона.

На наш взгляд, уже сегодня не существует законодательных препятствий для преобразования образовательных учреждений в Г(М)АНО.

Дмитрий РАСТИМЕШИН,
юрист

Рейтинг@Mail.ru