Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2005

Книжная полка

Смирнов Н.К.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ

М.: АРКТИ, 2005

Когда речь заходит о современных образовательных тех- нологиях, то в первую очередь обычно называют здоровьесберегающие. Это относительно новое понятие психолого-педагогической науки нуждается в разъяснении, и данная книга содержит все необходимые для этого сведения. Она предназначена для всех, имеющих отношение к школе, – педагогов, психологов, медиков (сам автор представляет себя как врач-психолог). Что касается руководителей учебных учреждений, то они более, чем кто-либо иной, заинтересованы в получении всесторонней характеристики здоровьесберегающих технологий, с тем чтобы принять обоснованное решение при выборе образовательной программы и организации учебного процесса в своей школе.

По мнению автора, здоровьесберегающие образовательные технологии, которые решают задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся, можно рассматривать как основу здоровьесберегающей педагогики. Последняя рассматривается автором не как альтернативная всем существующим педагогическим системам, а как предполагающая грамотную заботу о здоровье детей на основе формирования в школе здоровьесберегающего образовательного пространства. Книга хорошо структурирована, имеет выраженную внутреннюю логику изложения, но при этом обращает внимание большое число замкнутых на себе определений – вроде тех, которые приведены выше.

С позиций здоровьесберегающей педагогики дается оценка существующих образовательных технологий. Традиционное обучение по целому ряду параметров не может быть признано здоровьесберегающим; идеи педагогики сотрудничества не реализуются на практике; развивающее обучение нередко приводит к перегрузке учащихся. Примером здоровьесберегающей технологии для автора служит технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом (!) В.Ф.Базарным – все вышеперечисленные образовательные системы были созданы представителями психолого-педагогической науки. Невольно возникает вопрос: почему предыдущие поколения, выросшие в условиях традиционного обучения, оказались значительно более здоровыми по сравнению с современными детьми, о здоровье которых заботятся уже не только врачи, но и педагоги? Данная книга на сегодняшний день стала фундаментальным изданием по вопросам здоровьесберегающих технологий.

Именно это и позволяет сделать вывод, что работа по созданию такого рода технологий только начинается. Об этом свидетельствует по крайней мере следующее:

  • во-первых, обилие общих положений вроде «забота государства о психологическом здоровье населения… показывает, есть ли у этой страны будущее»;
  • во-вторых, отсутствие собственно педагогической модели, включающей описание содержания и методов обучения, которую можно назвать здоровьесберегающей;
  • категоричность некоторых авторских суждений: например, учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач.

В целом же привлечение внимания педагогов к проблемам здоровья детей может быть оценено как позитивное явление.

Рецензию подготовила Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru