Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2005

Школа полного дня

«Поможем детям остаться разными»

Эксперимент со счастливым концом

На настольном календаре, который мне в нашу первую встречу подарила директор Татьяна МАМАЕВА, был изображен роскошный дворец.
– Это наша школа, – сказала Татьяна Владимировна.
– Где? – спросила я, пытаясь за сооружением с островерхими крышами разглядеть типовое школьное здание.
Но я зря пристально вглядывалась в фотографию, потому что учебное заведение и было передо мной. Чудо? Причем самое обыкновенное.
По крайней мере для Йошкар-Олы, где расположена средняя общеобразовательная школа № 5 «Обыкновенное чудо».

– Татьяна Владимировна, мы хотели поговорить с вами о школе полного дня. Но, признаюсь, не могу обойтись без вопроса, который к теме нашего разговора прямого отношения не имеет. Как школа оказалась в таких красивых стенах?

– Здание принадлежит частному лицу. И мы работаем в нем по договору о безвозмездной аренде.

– Спасибо, любопытство удовлетворено… Теперь перейдем к главной теме. Известно, что школа полного дня – дело дорогое. Вы уже не первый год работаете в таком режиме. За счет чего идет материальное обеспечение?

– Мы организуем дополнительные образовательные услуги, которые оплачивают родители. И за счет этой оплаты у нас работают педагоги, воспитатели и руководители кружков. Кроме того, нам помогают попечители. В попечительский совет входят три человека: председатель – директор большой типографии, в основном занимающейся выпуском открыток, его заместитель и замглавы администрации Йошкар-Олы.

Попечительский совет оплачивает приобретение пособий, мебели и всего остального, что необходимо для организации образовательного процесса.

– Решен ли «жилищный» вопрос: школе полного дня есть где развернуться?

– Помещений много. Вообще «Обыкновенное чудо» состоит из блоков, соединенных переходами. В одном блоке расположены начальная школа и детский сад. Во втором – административный и одновременно спортивно-оздоровительный. Есть блок средней школы. А также в здании отведено место «Маленькому чуду» – центру, куда три раза в неделю приходят с родителями ребятишки возраста до трех лет. Все эти ресурсы доступны школе полного дня. В распоряжении ребят спортзал, бассейн, отдельный зал для занятий айкидо, небольшие кабинеты для кружков.

– С такими возможностями можно было выбрать для школы полного дня любое направление деятельности. На чем вы остановились?

– Я думаю, сперва нужно обязательно определиться, что хочешь получать от школы. А затем, когда цели определены, понять, как это реализовать: какими видами деятельности ее наполнить и кто будет этим заниматься.

Девиз нашей школы – «Поможем детям остаться разными». Это объясняет, зачем нам нужна школа полного дня.

Вторая половина дня выполняет несколько задач. Во-первых, ребенок учится самостоятельно делать домашние задания, то есть в послеурочное время мы не отказываемся от компонентов учебной деятельности.

Во-вторых, он продолжает учиться общаться с ребятами. Поэтому воспитатели решают много задач по социальному развитию детей.

И третье: во второй половине дня мы стараемся обеспечить ребятишкам возможность выбирать для занятий то, что им нравится делать, организуются прогулки, открыты кружки. Предлагаются свободные виды деятельности, когда по собственной воле ребенок выбирает: могу пойти на вышивку, а могу – в изостудию… И получается, что ребята сегодня приходят в этот кружок, через неделю – в другой. Из-за того что запрета поступать по-разному нет, многие переходят, пробуют себя. Однако всегда есть дети, которые, выбрав занятие по душе, ходят в кружок годами.

Но мы не забываем и о том, чтобы школьники, несмотря на свободу поступать по-разному, все же оставались единым коллективом. Этому помогают наши общешкольные праздники и другие мероприятия: День знаний, День учителя, 8 октября – День рождения Дома, с 31 октября по 20 ноября – сборы старшеклассников, 22 марта – День встречи весны, в апреле – Интеллектуальный марафон и 14 мая – День Земли.

– Как строится школьный день?

– Распорядок дня первоклассников немного отличается от режима более старших учеников. Учитель готов принять их уже около восьми утра. В 8.40 начинаются уроки. Отучившись по расписанию, дети первого класса идут на прогулку, потом обедают и спят. А ученики второго, третьего и четвертого классов после обеда гуляют.

С трех часов начинается самоподготовка. Конечно, она расписана так, чтобы выполнялись нормы приготовления уроков. По некоторым дням в те же часы идут занятия развивающего цикла из разряда многочисленных дополнительных образовательных услуг.

С пяти часов – кружки.

Работа школа полного дня заканчивается в 17.45, за исключением тех дней, когда открыты кружки: тогда ребята занимаются до половины седьмого.

– Вопрос перегрузки не стоит?

– Мы об этом думаем. Расписание и режим дня создаются с учетом переключения на разные виды деятельности.

Кроме того, если день очень насыщен, то педагоги договариваются между собой, в какие дни по какому предмету уменьшить нагрузку. Или, если в расписании рядом стоят подряд занятия физической подготовкой – например, бассейн и айкидо, – учителя планируют, кто какую нагрузку будет давать.

– Татьяна Владимировна, школа полного дня живет у вас размеренной жизнью. Сколько времени понадобилось, чтобы прийти к этому?

– Сначала организовали детский сад–начальную школу. И на базе одного из детских садов до 1998 года мы работали в режиме эксперимента «Воспитание культуры чувств и общения у детей в условиях комплекса детский сад–начальная школа». А потом администрация города и попечительский совет нам помогли организовать отдельное учреждение.

Работать в режиме школы полного дня мы стали еще на стадии эксперимента и видели, как сильно связан учебный процесс со второй половиной дня. Но, несмотря на то что работа так строилась сразу, в документах мы назывались школой с группами продленного дня. Сейчас «Обыкновенное чудо» – школа полного дня официально.

– Значит, ваш педагогический коллектив с самого начала подбирался под условия школы полного дня и к сегодняшнему дню с числом персонала и функциональными обязанностями вы окончательно определились?

– Отвечает за школу полного дня заместитель директора по начальной школе, так как мы ее организовали именно для начальной школы.

В каждом классе работает мини-команда, состоящая из двух человек: учитель, работающий в первую половину дня, и воспитатель – во вторую. Но план работы объединяет первую и вторую половины. Педагоги тесно взаимодействуют, заранее согласовав свои планы.

Кружки приходят проводить специалисты из клубов и те, кто работает в школе.

– А вам, директору, трудно приходится?

– У моих коллег из обычных школ тоже есть свои трудности. Найдутся «плюсы» и «минусы» и в моей работе. И дело не столько в школе полного дня, сколько в том, что к нам приходят и ребятишки почти годовалового возраста, и старшеклассники. Конечно, сложно управлять таким учреждением.

Трудно и тем не менее интересно одновременно. Я люблю наблюдать, как постепенно детишки растут, меняются. И работают с ними вроде бы разные люди, но как же крепко объединяют педагогов общие традиции и единая цель!

Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru