Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2005

Консультация

На пути к содержательной образовательной среде

В вашем образовательном учреждении наверняка уже есть компьютеры. Вы используете их для административной работы и, возможно, для проведения уроков. Теперь с их помощью, а также с помощью продукта «КМ-Школа» вы можете сделать следующий шаг.
А именно: начать создавать в школе содержательную образовательную среду и преобразить как свою жизнь, так и жизнь ваших коллег, учеников и родителей…

Итак, знакомьтесь: «КМ-Школа» – информационный интегрированный продукт для средней школы, созданный на основе Интернет/Интранет технологий. Он объединяет уникальный образовательный мультимедийный контент, систему управления им, а также удобные и эффективные средства для автоматизации администрирования в школе. При этом основной упор «КМ-Школа» делает все же не на автоматизацию процесса администрирования, а на сам процесс преподавания в классах.

Специалисты компании «Кирилл и Мефодий», придумавшие «КМ-Школу», считают, что школа – это в первую очередь место, где происходит образование и передача знаний. А поскольку ключевая роль в этом процессе отведена учителю, то он и был поставлен в центр внимания нового продукта. Другими словами, разработчики стремились информатизировать в первую очередь непосредственно сами уроки. Т.е. сделать их наглядными, красивыми, понятными, доступными, с тем чтобы ученики меньше уставали и с интересом шли на уроки, чтобы у учителя была возможность уместить в 45 минут максимум любопытной информации, которая осталась бы в детской памяти.

Об этих и других особенностях «КМ-Школы» рассказывает исполнительный директор компании «Кирилл и Мефодий» Сергей ДЬЯКОНОВ.

– Сергей Витальевич, расскажите, пожалуйста, о системе уроков, входящих в систему «КМ-Школа». Какие возможности здесь открываются для учителя и ученика?

– Сразу отмечу, что система уроков в «КМ-Школе» – это не просто собрание готовых уроков. Это три составные части: база знаний, средства для работы с этой базой и собственно средства автоматизации процессов администрирования в школе.

Безусловно, в базе знаний содержатся готовые уроки. В их создании мы опирались в первую очередь на свой десятилетний опыт работы в этой области. Уроки (их сегодня в системе 784) «закрывают» весь школьный курс. Это все те уроки, которые выпускались ранее «Кириллом и Мефодием». Но ключевое отличие системы «КМ-Школа» в том, что с ее помощью педагог может составлять урок, что называется, под себя. Единственное, что для этого нужно, – доступ к серверу компании «Кирилл и Мефодий».

– Поясните подробнее.

– В нашей системе создан специальный раздел с шаблонами слайдов. Учитель, готовясь к уроку, может составить из них любую конфигурацию урока с текстовой информацией, различными медиаобъектами (их можно взять как из наших готовых уроков, так и из медиатеки). Это могут быть фрагменты видеофильмов, аудиозаписи, панорамы, тесты, тренажеры, варианты контрольных работ. После того как он собрал такой урок, он сохраняет его в своем методическом портфеле в рамках программы «КМ-школа». При этом средства нашего продукта позволяют любому другому учителю пользоваться этим готовым уроком. Более того, в версии 2.0., которая вышла специально к Российскому образовательному форуму, появилась возможность импорта таких уроков, т.е., единожды созданный в нашей среде, он может быть использован любым другим учреждением, где установлена система «КМ-Школа».

Еще один ключевой момент состоит в том, что «КМ-Школа» позволяет учителю дифференцировать задания для детей. То есть предлагать более сильным ученикам более сложный материал для самостоятельного изучения, а с детьми, которых нужно немножко подтянуть, сделать акцент на закрепление материала, предложить им специальные тестовые задания на проверку пройденного. Это позволяет вести качественную индивидуальную работу с каждым учеником.

Другими словами, мы стремимся к созданию содержательной образовательной среды в школе. И не только в школе, но, может быть, даже в масштабах всей страны.

– Это впечатляет. Но давайте перейдем к директору. Какие возможности перед ним как перед руководителем открывает «КМ-Школа»?

– Для руководителя в данном продукте акцент сделан прежде всего на автоматизации процесса администрирования в школе. Такие затратные по времени рутинные виды работ, как составление расписания, подготовка того или иного вида отчетности и многое другое, быстро выполняются с помощью функциональных программных модулей продукта «КМ-Школа».

Подчеркну, что система поможет не просто составить расписание, но и избежать таких, например, оплошностей, как назначение в один и тот же класс в одно и то же время двух разных уроков (включенная в продукт система защиты от ошибок сразу оповестит вас о вашем промахе). Кроме того, директор или завуч сразу же видит полную картину нагрузки того или иного учителя (сколько дней в неделю он занят, сколько часов, в каких классах и т.д.).

Успешной работе школьной администрации будет способствовать и возможность проводить с помощью «КМ-Школы» постоянный мониторинг посещаемости и успеваемости учеников, знакомить родителей с информацией о том, как учится его ребенок, какие оценки получает, каково его расписание занятий. Появляется также и возможность оперативного письменного общения родителей с учителями и директором.

– Для такого взаимодействия и у директора, и у педагога, и у родителя должна быть соответствующая информационная культура. Скажем, выставлять те же оценки не в обычный журнал, а в электронный…

– Абсолютно верно. И это, конечно, нельзя изменить в одночасье. Этому тоже надо учиться. Мы считаем, что возможности, предоставляемые «КМ-Школой», – хорошее дополнение, помощь к тому опыту административной работы, методическим наработкам, учебникам, которые сегодня существуют в школах. Наша компания стремится помочь использовать эти возможности более ярко, легко, с минимальными временными затратами.

– Верно ли, что для реализации этих возможностей у родителей дома должен быть компьютер и они должны быть хорошими пользователями?

– Безусловно, и компьютер, и Интернет должны быть. Что касается навыков пользователя, то программа требует минимального уровня компьютерной грамотности, так как у нее простой интерфейс. Но, конечно, родитель должен знать, как пользоваться Интернетом, понимать, что такое логин и пароль, уметь переключаться со страницы на страницу.

В структуру программы заложена внятная система помощи, за справкой к которой можно обратиться при любых затруднениях. К тому же у нас существует служба технической поддержки на тот случай, если в школе случилось что-то, с чем она не может справиться самостоятельно. К нам можно позвонить в любой рабочий день с 9.00 до 19.00, задать вопрос и получить квалифицированный ответ.

Более того, наши методисты регулярно проводят семинары по использованию «КМ-Школы» в учебном процессе. Планируется, что такие же семинары или курсы скоро появятся и при институте повышения квалификации.

К тому же будет совершенствоваться и сам продукт. Мы следим за реакцией пользователей и стараемся максимально учитывать все их пожелания. Та версия, о которой мы говорим сейчас, совсем молодая – ей всего месяц. Это абсолютно новый продукт, и он будет развиваться.

– Можете сказать, что в нем появится нового?

– Всего сказать не могу. Но завесу тайны приоткрою. Следующая версия «КМ-Школы» запланирована уже к началу учебного года. В ней будет увеличен объем информации и реализован ряд функций, делающих работу учителя, директора, завуча еще более удобной, быстрой и наглядной. Например, в новой версии будет автоматизирован труд библиотекаря с точки зрения учета библиотечного фонда и выдачи книг.

Кроме того, нашим клиентам мы предоставляем все обновления абсолютно бесплатно: пока у нас с пользователем действует срок договора, он получает все новшества, выпускаемые нашей компанией.

Беседовала Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru