Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2005

Школа и общество

«Жирафы» или «кроты»?

В США есть общество «Проект жираф», объединяющее людей из разных стран, которые не боятся рисковать своим временем, иногда здоровьем, жизнью, чтобы помочь другим. Среди них –десятилетний мальчик, спасатель-доброволец, кировский мужик, вырывший пруд для своей деревни. Девиз этого общества «Не бойся высунуться!».

Среди окружающих нас людей тоже встречаются такие «жирафы», которые верят, что, помогая другим, они работают и для себя, привнося в свой мир гармонию.

Некоторые из этих людей объединены в организации, ассоциации и составляют часть некоммерческого сектора нашего общества.

Цель подобных организаций – не прибыль, а общественная польза. Они защищают и отстаивают интересы людей. Они не смиряются с ситуацией и объединяются с целью изменить окружающий мир.

Спрашивается, почему государство не отстаивает наши права, ведь это одна из главных его задач? Ответ прост и банален: трудно представить, чтобы власть доходила до нужд каждого конкретного человека.

А многие из нас до сих пор, как это было принято с незапамятных времен, надеются на доброго «царя-батюшку», на манну небесную, которая всех сделает счастливыми. Но так не бывает.

В нашем обществе, которое, к сожалению, еще трудно назвать гражданским, практически отсутствует гражданская инициатива, гражданская активность. Многие взрослые, выросшие во времена тотальных запретов, сами того не замечая, стали пассивными и равнодушными ко всему происходящему. Им трудно перестроиться. В лучшем случае у некоторых взрослых появилась деловая и политическая активность.

Поэтому гражданскую инициативу лучше воспитывать у молодежи, которая не знает, что такое недемократическое государство, которой предстоит жить в новом гражданском обществе.

Небезосновательно считается, что такая активность воспитывается в детско-юношеских организациях. К сожалению, деятельность многих организаций, созданных прежде всего на базе школы, сводится к развлечению самих себя – проведению дискотек и шоу-программ. Организация досуга – дело очень нужное. И если созданная организация начинает именно с этого – нормальное явление. Нужно уметь организовать свое свободное время, и лучше, если это будут делать организация, школа, нежели улица.

Но со временем настоящей, серьезной организации станет тесно в своей школе, некомфортно, от того что все делается только для себя, что их действия не приносят радости и добра другим людям, которые в этом нуждаются. Да и предназначение любой организации – общественно-значимая деятельность.

Встанет вопрос, что делать дальше. Стоит, наверное, задуматься, осмотреться вокруг и увидеть, кто нуждается в вашем внимании, кому требуется помощь.

В принципе любой детской организации под силу принести хлеб бабушке, отмыть грязный подъезд, подписать открытки ветеранам ко Дню Победы.

Но, на мой взгляд, любые начинания, рассчитанные не на разовые акции, а большую работу по изменению настроения, взглядов людей, окружающего сообщества на проблемы своего дома, микрорайона, результативней проводить в союзе «дети – взрослые».

В такое объединение могут входить члены детско-юношеской организации, родители, представители окружающего школу сообщества и др. Самый лучший способ строительства гражданского общества – союз опытного старшего поколения и подрастающей молодежи. Объединившись в такие союзы, можно влиять на власть, на качество своей жизни там, где живешь. Все вместе люди могут сделать свою жизнь лучше.

Чтобы организовать такое партнерство, необходимо следующее:

  • организовать группы для исследования вопросов (какова цель совместной деятельности, как совместная деятельность может быть организована в микрорайоне и т.д.);
  • оценить свои возможности и ресурсы, для того чтобы все планы были реальными;
  • совместно создать проекты для решения проблем школы и микрорайона;
  • попытаться реализовать несколько проектов.

Многие спотыкаются на втором и последнем шаге. Либо строят невыполнимые проекты, которые им не под силу, а потом соответственно опускают руки, от того что не смогли выполнить задуманное, либо не умеют правильно пользоваться ресурсами при реализации проекта.

Почти все проекты затратные, требуют средств. Но нужно помнить, что ресурсы – это не только деньги, это и потраченное время людей, оборудование, материалы, техника. Для рационального использования всего этого можно создать ресурсный центр для микрорайона.

Ресурсы, которые школа может дать в этот центр:

  • здание, оборудование;
  • ученики с их неустанной энергией и идеями;
  • учителя с их знаниями и опытом.

У жителей микрорайона также есть ресурсы людские, интеллектуальные, материальные.

Но деньги, разумеется, тоже нужны. Поэтому для их поиска необходимо заниматься фандрайзингом – сбором, привлечением средств, поиском источников финансирования. Такими источниками могут стать заявки на гранты фондов, заявки на участие проектов в различных конкурсах, пожертвования от граждан, предприятий. Этому тоже надо учиться.

От такого партнерства выиграют все:

  • установится диалог (который зачастую отсутствует) между школой и микрорайоном;
  • вокруг школы начнется процесс самоорганизации местного населения, которое может оказать помощь школе и решать важные местные проблемы.

На мой взгляд, искусственно такой союз не создашь. Он будет недееспособным и только на бумаге. Надо пройти определенные шаги, этапы, когда ко всем приходит осознание, что общие проблемы надо решать всем миром. И лучше затратить на прохождение этого пути много времени, чем насаждать идею объединения, не имея определенных условий. Для многих эта деятельность, возможно, будет неактуальна. Но это следующий шаг в ближайшем будущем. И кто сегодня осознает важность перспективы установления партнерства, завтра сможет решить многие проблемы.

А всем нам стоит задуматься, кем быть – «жирафами», которые не боятся высунуться, или «кротами», прячущимися по своим норам, ничего вокруг себя не замечая.

Татьяна ГРИДАСОВА, директор МОУ СОШ № 143, г. Красноярск

Рейтинг@Mail.ru