Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2005

Кадры

Зачем директору психолог?

Когда-то – не так уж и давно по историческим меркам! – была такая профессия: врач. Врач лечил детскую скарлатину и вправлял вывихи, принимал роды и облегчал страдания гипертоников, пуская кровь... А потом медицинским профессиям стало тесно под общей крышей – и появились хирурги и терапевты, неврологи и окулисты, физиотерапевты и кардиологи. Чем шире возможности медицины, чем «объемнее» медицинская практика, тем больше разных специалистов нужно для реализации имеющихся возможностей.

Примерно то же происходит в последние 100–150 лет с психологией.

Был такой ученый человек в конце XIX века – психолог. Он изучал особенности запоминания и восприятия, законы мышления, связь внешних черт и особенностей характера; он давал рекомендации педагогам, как правильно учить детей мыслить, а политикам – как управлять толпами и большими группами людей.

С развитием науки одни психологи стали заниматься политикой и толпами, другие – производством и отношениями человека с техникой, третьи – проблемами образования. Так появились те, кого по должности зовут педагогами-психологами, а по сути определяют как «психологов образования». Педагогам-психологам написали довольно неконкретную должностную инструкцию, определяющую их функционал в образовательном учреждении, положили неубедительный оклад денежного содержания и – с Богом – отправили «служить» в школы и детские сады. И пока никто в школе толком не понимал, что это за птица такая диковинная и чем она может быть школе полезна, более или менее хватало этой инструкции и тех аргументов в пользу своей значимости, которые приводил cам специалист.

Однако времена меняются, школы меняются. Они становятся разными и, что очень важно, начинают осознавать свою «разность» – индивидуальность, свои задачи и возможности. И просто педагог-психолог с его расплывчато-вселенским функционалом «гуманизатора», «спасителя» и «помогателя» уже не нужен. А нужен специалист, готовый решать те задачи, которые стоят перед конкретной школой и конкретными детьми. Продолжая медицинскую аналогию, нужен не просто врач, а, например, ревматолог, или отоларинголог, а то и вовсе какой-нибудь экзотический диетолог.

Решать вопрос о том, какой психолог нужен школе, – удел, естественно, директора. На административном уровне должны быть проанализированы и выделены сначала задачи, решение которых без психолога невозможно, а затем сформулированы требования к профессиональным умениям принимаемого на работу специалиста.

Поэтому сейчас мы попробуем в помощь директору представить некоторый обобщенный набор ответов на следующий вопрос: для решения каких задач школе может объективно «понадобиться» психолог и какой именно деятельностью он должен будет заняться в школе?

Ответ первый: В школе много детей, испытывающих трудности в обучении и поведении. Им трудно учиться, их трудно учить. Нужен психолог для оказания специализированной помощи таким учащимся и консультативно-методической помощи педагогам.

С такими проблемами сталкиваются многие школы-новостройки, и не только – в каждом районе, округе, небольшом городе есть такие образовательные учреждения, которые хорошо про себя знают: мы учим всех, а значит, к нам приходят всякие. Учителям, работающим в такой школе, не до педагогических изысков: четвертая часть сидящих перед ними учеников может элементарно не знать русского языка на том уровне, на котором требует программа, скажем истории 7 класса. Или русский может быть их родным языком, но понимание прочитанного текста все равно будет даваться этим детям с трудом, потому что нигде, кроме школы, навыки понимания, рассуждения, формулирования своего мнения в их жизни не востребованы.

Психолог, который нужен такой школе, должен быть специалистом как минимум в 2-х областях. Во-первых, он должен быть ассом в диагностико-консультативной работе с детьми, имеющими трудности в развитии. Во-вторых, он должен знать и понимать «механику» учебного процесса для того, чтобы давать педагогам обоснованные рекомендации по обучению и воспитанию таких детей. Сегодня нетрудно найти специалиста по консультированию детей и их родителей. Однако среди них не так много людей, которые при этом хорошо разбираются в закономерностях процесса обучения и научения. Кстати, таких специалистов больше среди тех, чье первое образование и первый трудовой опыт были педагогическими.

Ответ второй: В школе практикуются разные подходы к содержанию обучения, есть классы обыкновенные и гимназические, есть разные профили, индивидуальные образовательные маршруты и т.д. Нужен психолог для определения индивидуальных способностей и склонностей учащихся, разработки рекомендаций по содержанию образования для той или иной учебной группы.

С распространением гимназического образования и введением профильного обучения в старшей школе (а в ряде школ нечто вроде профильности вводится уже в начальном звене!) запрос на такую работу психолога будет возрастать. Действительно, в этой ситуации объективно востребованы психологические знания и технологии на этапах определения способностей и интересов ребенка и дальнейшего мониторинга качества его образования, в ходе разработки содержательных и методических подходов к обучению тех или иных учебных групп, в процессе включения самого ученика и его семьи в процедуру выбора индивидуальной образовательной траектории.

Психолог, который может справиться с таким запросом, должен быть хорошим диагностом, вообще владеть аналитико-исследовательскими навыками (они ему очень потребуются при разработке программы мониторинга) и хорошо разбираться в современном образовании (программах, технологиях, методиках). Кроме того, он должен быть готов к тесному сотрудничеству с педагогами-предметниками, детьми и их родителями.

Ответ третий: В школе ведется серьезная инновационно-экспериментальная деятельность: внедряются новые подходы к образованию, новые методы и технологии обучения. Нужен психолог для участия в инновационной работе как на содержательном, так и на экспертном уровне (экспертиза психологической грамотности проводимой работы).

Многие современные российские школы выбирают этот путь для своего развития: включаются в международные и российские проекты, становятся экспериментальными площадками, потихонечку сами или с помощью извне осваивают некоторое инновационное поле. Роль психолога в такой деятельности объективно велика. Это и участие в проектировании инновационной деятельности, и реализация особых психологических программ в рамках целостного проекта и, конечно, психологическая экспертиза содержания и методов реализации проекта.

Далеко не каждый педагог-психолог готов сегодня к осуществлению такой деятельности. Не хватает научно-исследовательких навыков, знаний основ проектирования своей и чужой деятельности. Психологов-проектировщиков в образовании вообще очень мало, они на вес золота. Однако научиться всему этому можно, было бы желание. Главное, чтобы психолог, принимаемый на работу в такую школу, хорошо понимал, под чем подписывается: не индивидуальную коррекционную работу нужно будет вести, а разрабатывать авторские психологические курсы под поставленную задачу, включаться в проектирование психологических составляющих образовательной среды и учебного процесса. А для этого нужно будет очень хорошо знать и понимать механизмы, управляющие этой самой средой и процессами.

Ответ четвертый: В школе сильный педагогический коллектив, который в целом успешно справляется с образовательными задачами. Но в каждой параллели есть такие особые классы… Возможно, они открыто называются коррекционными, интегративными, возможно, идут под каким-то кодовым номером (буквой). В этих классах работают сильные педагоги, логопеды-дефектологи, но очень нужны и психологи.

Для работы в особых классах нужны особые психологи. Знающие специальную психологию, пато- и нейропсихологию, владеющие основами дефектологии и коррекционной педагогики. Их работа сосредотачивается в этих специальных классах, тесно переплетается с работой педагогов и логопедов. В круг их обязанностей будет входить не только индивидуальная или групповая коррекционная работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с другими специалистами по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком. Распространять работу таких психологов на всю школу нецелесообразно: снизится эффективность работы в специализированных классах – с одной стороны, а с другой – детям, развивающимся в норме, такие специалисты могут дать не много.

Ответ пятый: Школа уверенно держит путь на реализацию личностно ориентированной, гуманистической педагогической системы. Для этого сделано многое: особое внимание уделяется воспитательной работе (возможно, введены ставки освобожденных воспитателей), системе дополнительного образования. Педагоги активно осваивают личностно ориентированные педагогические технологии и методы, в практику работы введены консилиумы и многое другое. Нужен грамотный психолог для организации системы психологического сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Большому кораблю – большое плавание. Для решения таких серьезных и, главное, масштабных задач потребуются и серьезные управленческие решения. Одно из них – создание в школе кураторской психологической службы. Психолог-куратор берет на себя, в сотрудничестве с классным руководителем или освобожденным воспитателем, комплексное психологическое сопровождение 4–6-х классов. Сопровождение предполагает систематическое отслеживание процесса развития детей и учебных групп, своевременное оказание психологической помощи, создание условий для дальнейшего развития учащихся и профилактики кризисов и проблем развития. Это работа и с детьми, и с педагогами-предметниками, и с родителями. Это и непосредственная работа с ребенком, и проектирование образовательной среды таким образом, чтобы она через свои характеристики решала задачи развития. Психолог-куратор, возможно, плохо разбирается в том, что связано с отклонениями в развитии, но зато умеет создавать условия для поступательного развития большинства детей курируемых классов (естественно, в сотрудничестве с педагогами!) в данной образовательной среде. Найти такого специалиста не просто, но можно вырастить своего, если обеспечить в школе условия для работы постоянной психологической команды специалистов.

Конечно, предложенные ответы вряд ли исчерпывают все многообразие условий, в которых работают сегодня российские школы, и все разнообразие решаемых ими образовательных задач. Но мы надеемся, что они помогут директору в определении своего индивидуального запроса к психологу.

Марина БИТЯНОВА,
директор ЦПСО «Точка ПСИ»

Рейтинг@Mail.ru