Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2005

Технологии

Строительная площадка

Школьный психолог – мастер на все руки

Школа – социальный организм. И потому находится в общем вихре тенденций нашего бурного века, отражает идеологические и социально-экономические проблемы общества. Вероятно, уже наступило время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути…

Проблемы современной школьной психологической службы весьма разнообразны, и потому от выбора форм и направлений работы каждого конкретного школьного психолога зависит решение ключевой проблемы каждой школы – воспитание конкурентоспособной личности и развитие свободного, активного, творчески мыслящего человека.

Между тем состояние школьной психологической службы похоже на строительную площадку, где есть только место застройки, а все остальное нужно построить самим. Что строить, как строить и что вообще это должно быть, каждый решает сам.

При этом многие директора видят работу психолога в режиме деятельности «Службы спасения»: психолог должен помогать при решении конфликтных ситуаций, замещать уроки, вести учебные предметы, проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми, заниматься консультированием педагогов и родителей.

На наш взгляд, если разумно организована работа школьной психологической службы, она сможет решать задачу психологического сопровождения образовательного процесса. Поэтому в нашей школе работа психологической службы построена именно на этом принципе.

Психологическое сопровождение – это комплексный метод, в его основе единство четырех функций:

  • диагностика существа возникшей проблемы;
  • информация о существе проблемы и путях ее решения;
  • консультация на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
  • первичная помощь на этапе решения проблемы.

Основные принципы психологического сопровождения:

  • Ответственность за принятие решения лежит на субъекте деятельности психолога;
  • Сопровождающий имеет только совещательное право;
  • Приоритет интересов сопровождающего;
  • Непрерывность сопровождения;
  • Комплексность сопровождения.

В центре внимания школьного психолога – проблемы обучения и поведенческие проблемы. Работа педагога-психолога отличается от работы практического психолога, т.к. имеет свою специфику: педагог-психолог может содействовать развитию всех сторон личности ученика; при этом педагогический психолог может подключать к этому процессу учителей и родителей.

Направлениями работы школьной психологической службы являются:

  • психодигностическая работа;
  • психопрофилактическая работа;
  • психокоррекционная работа;
  • консультирование всех участников образовательного процесса;
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве и во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работ может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, по запросу администрации школы, родителей или самого учащегося.

Таким образом, круг вопросов, попадающих в сферу работы психолога, широк и многообразен. И теперь мы предлагаем несколько схем, поясняющих работу школьной психологической службы нашей школы.

Психологическая служба ГОУ СОШ № 901
Цели и задачи на 2005/2006 уч. год



Диагностика личности ученика

Рекомендации к работе в 2005/2006 учебном году:

В подпрограмме «Ученик»:

  • по возможности внести в сетку расписания развивающийся курс «Психология», разделить класс на подгруппы для проведения этих занятий;
  • совершенствовать учебно-методическое оснащение данного курса.

В подпрограмме «Учитель»:

  • спланировать занятия с педагогами школы для обучения приемам сохранения психического здоровья;
  • запланировать проведение семинаров и «круглых столов» с учителями-предметниками по итогам проведенных психологических исследований с учащимися школы.

В подпрограмме «Родитель»:

  • усилить работу по диагностике и развитию родительской компетентно¬сти;
  • разработать программу для учителей по коррекции недостатков семейного воспитания;
  • в рамках работы Поликультурного центра разработать и апробировать программу «Школа мам» для детей не русской национальности.
Елена СОВЕТОВА,
директор ГОУ СОШ № 901, г. Москва

Рейтинг@Mail.ru