Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2005

Опыт

Директор глазами психолога

Каждое образовательное учреждение имеет свою концептуальную основу. И потому, попадая в школу, психолог встраивается в образовательный проект, разработанный директором. И начинает взаимодействовать с ним. Давайте попробуем проанализировать, какие пути этого взаимодействия возможны.

Для начала воспользуемся словарем Ожегова, в котором есть следующие определения: «Директор – руководитель предприятия, учреждения, учебного заведения»; «Руководитель – лицо, которое руководит кем-нибудь или чем-нибудь».

А теперь обратимся к американскому ученому и психологу Дугласу Мак-Грегору (1906–1964), который описал концепцию, лежащую в основе организации управления. Она базируется на двух полярно противоположных подходах, которые, по его мнению, на практике использует руководитель, строя свои отношения с подчиненными. Взяв за критерий отношение работников к труду и мотивы их производственного поведения, Мак-Грегор условно разделил всех наемных работников на две группы – «плохих» и «хороших». Совокупность основополагающих воззрений на первых он назвал теорией «X», а совокупность воззрений на вторых – теорией «Y». Отсюда получились две возможные концепции организации, характерные для управленцев, – «X» и «Y».

Концепция «X» характеризуется рассмотрением организации как механизма, созданного для какой-то внешне поставленной цели. Задача руководителя – постоянный и жесткий контроль соответствия деятельности для достижения цели и требование от сотрудников максимального личного профессионализма.

Концепция «X» включает следующие осознанные или не вполне осознанные установки:

  • люди ленивы;
  • они не любят свою работу;
  • для того чтобы заставить людей работать, их нужно контролировать, направлять и держать под страхом наказания;
  • они избегают ответственности;
  • у них мало честолюбия.

Заметьте, что подобная концепция директора с легкостью переносится в головы учителей. Для этого стоит лишь изменить в названных установках слова «работа», «работать» на «учеба», «учиться», как возникает вполне ясная система отношений к школьникам.

Концепция «Y» подразумевает взгляд управленца на организацию как на организм, развивающийся по своим собственным законам и имеющий свое понимание целей деятельности и путей их достижения. Задача руководителя – поддержка сотрудников в достижении результата и передача им ответственности за работу.

Указанная концепция реализуется в следующих установках руководителя:

  • люди являются творцами;
  • они любят свою работу;
  • они сами управляют своей деятельностью и сами себя контролируют в соответствии с поставленными целями;
  • они готовы принимать на себя ответственность;
  • они обладают творческим потенциалом.

Данная концепция в глазах психолога выглядит гораздо привлекательней. И становится понятно, что с директором в этом случае легче построить конструктивные отношения.

Но не следует думать, что концепция «X» просто плоха и должна быть забыта. В развитии организаций (и школ, в частности) всегда существуют определенные этапы, когда именно такая концепция является продуктивной.

В нашем понимании искусство быть руководителем есть способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью. Применительно к педагогике это означает в первую очередь необходимость учета «личностных последствий», «ансамблевого эффекта», взаимодействие всех элементов, явлений образовательного пространства.

Нам близка и точка зрения Эриха Фромма, согласно которой «во всех культурах, во все времена стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение».

Именно сознание сделало рефлекторную деятельность человека осмысленной и преднамеренно управляемой. Человек смог сам регулировать свои психические процессы, вырабатывать уникальный вид энергии – психический. Таким образом, рефлекторная деятельность человека преобразовывалась в рефлективную саморазвивающуюся деятельность.

Природной конструкцией определено непрерывное, постоянное саморазвитие человека (в том числе профессиональное) как залог гармоничной жизни. При этом развитие должно носить непрерывный сознательный характер.

Партнерская позиция в отношениях с миром, коллегами предполагает, что у руководителя высокая самоценность.

Самоценность – это то, насколько человек считает себя достойным уважения, внимания и любви окружающих вне зависимости от тех результатов и успехов, которые в данный момент демонстрирует. Такой руководитель доверяет самому себе, способен в трудную минуту просить помощи у других, однако уверен, что всегда может принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, руководитель способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других сотрудников. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает интеллект. Мы не ставим себе целью описать все существующие в современной психологии подходы к пониманию сути интеллекта, их много и они качественно различны.

Но вернемся к управлению. Оно начинается с постановки целей, которых необходимо достигнуть. В связи с этим много внимания должно уделяться миссии, определению способов и путей продвижения к целям, задачам. В процессе осуществления целей посредством использования труда педагогов должны приниматься во внимание и учитываться такие факторы, как окружающая среда, конкуренция, социальные и экономические требования. Именно поэтому такие качества, как готовность к переменам и этика поведения руководителя, дают возможность использовать широкий и гибкий подход к управлению. Необходимо помнить, что управление – процесс, в котором цели организации достигаются благодаря усилиям как руководителей, так и подчиненных.

Сопоставляя представленные точки зрения, можно обобщить качественную характеристику современного руководителя образовательного учреждения с точки зрения школьного психолога. Он должен:

  • иметь способность устанавливать и поддерживать систему отношений с различными специалистами;
  • уметь разрешать конфликты – выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте;
  • быть способным принимать нестандартные управленческие решения;
  • обладать возможностью распределять ресурсы в организации;
  • уметь использовать самоанализ для понимания своей роли в организации и степени влияния на сотрудников;
  • владеть знаниями о многообразии инструментария мотивации сотрудников на каждом конкретном этапе развития.

В заключение заметим, что детальная конкретизация образа руководителя образовательного учреждения, на наш взгляд, будет неполной, если мы не вспомним о феномене «самореализующихся пророчеств». То, во что человек верит, происходит с большей вероятностью. Иными словами, ваш внутренний настрой влияет на ваше поведение, ваши чувства определяют ваши действия, ваши действия вызывают реакцию окружающих.

Ирина ГЛАЗУНОВА,
руководитель психологической службы МОУ гимназии № 210 «Корифей»,
г. Екатеринбург

Рейтинг@Mail.ru