Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2005

Опыт

По рецепту гимназии

Возьмем почти столетнее здание красного кирпича с белыми арками над окнами и причудливыми белоснежными башенками, добавим к нему 960 гимназистов в 34 классах с 1-го по 11-й, 40 малышей дошкольного отделения и 80 – из приготовительного, не забудем про 170 педагогов, смешаем их с учебным планом гимназии, состоящим из пяти частей, затем соединим полученное с 20 авторскими учебными программами (в числе которых программы преподавания арабского и японского языков для 8–11-х классов), вспомним о статусе федеральной экспериментальной площадки, приправим все это смесью из гимназических традиций и новейших методик обучения – и получим рецепт Вятской гуманитарной гимназии…

Статья опубликована при поддержке компании "Черметком", основная сфера деятельности которой — поставки, продажа металлопроката оптом и в розницу.Ваша фирма занимается строительством и ищет надежного поставщика мателлопроката? А может Вы строите загородный дом и Вам нужны сетка из нержавеющей стали, профнастил, металлочерепица, кровельные сэндвич панели отличного качества и по доступным ценам? Тогда лучшего партнера, чем ТД "Черметком" Вам не найти. Заходите на сайт chermet.com, знакомьтесь с ассортиментом предлагаемой продукции и прайс-листом на нее, консультируйтесь со специалистами и получайте квалифицированные ответы на свои вопросы, делайте заказ и либо забирайте его самостоятельно, либо оформляйте его доставку по указанному адресу. "Черметком" — отличное качество, отличные цены!

Известно, что при приготовлении любого блюда важен не столько рецепт, сколько личность повара, его помощники и их умение использовать все необходимые ингредиенты. В таком случае команда работает слаженно и еда всегда удается. Этот закон кулинарного искусства не чужд коллективу Вятской гимназии. За свой статус они достойно отвечают вот уже 14 лет. Хотя сама школа ведет свою историю с 1908 года (!), когда была восьмиклассным коммерческим училищем, а позже – школой № 29 с углубленным изучением английского языка.

Здесь чудесным образом сочетаются дух старинного здания, традиции, созданные не одним поколением гимназистов, новаторские подходы и методики, реализуемые учителями. Одним из примеров такого удивительного сплетения является, в частности, работа Королевской гимназической Академии наук, которая существует в гимназии 7 лет. А «Королевская» она потому, что в гимназии ежегодно выбирается «королева» – учащаяся 11-го выпускного класса, при которой есть «королевский двор» и «Академия наук». Замечательной исторической рамкой этой «королевской» жизни служит само здание, похожее на маленький замок, его старинные лестничные пролеты, широкие коридоры. По сути же Академия наук – это научное общество гимназистов 5–11-х классов, где каждый выполняет в течение учебного года свое исследование.

Надо сказать, что проектно-исследовательская деятельность учащихся в последние год-два становится все более популярной в наших школах. Однако столь высокопрофессиональный подход к этой стороне школьной жизни, который есть в Вятской гимназии, встречаешь не часто. Здесь организация исследовательской деятельности гимназистов рассматривается педагогами как образовательная технология, отвечающая современным принципам развивающего образования.

Рассказывает педагог – организатор работы научного общества гимназистов Галина Аркадьевна КРОПАНЕВА:


Г.А. Кропанева

– В нашей Академии наук существуют следующие отделения: литературоведческое, естественно-научное, математическое, искусствоведческое, лингвистическое, обществоведческое, в которых ежегодно занимается более 100 учащихся. Главным в работе является выполнение гимназистами учебных исследований, под которыми мы понимаем деятельность учащихся, связанную с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Такие проектные работы – сложный вид деятельности, поэтому в гимназии разработан и проводится специальный курс «Учебные исследования». Он стал составной частью дополнительного образовательного компонента в учебном плане 9–11-х классов. Научное руководство такими проектами осуществляют учителя, преподаватели вузов города и иногда даже родители гимназистов. Уровни представления исследовательских работ разные – от выступления на уроке, классном часе до участия во всероссийских и международных конференциях и конкурсах. Темы работ, как правило, не очень масштабны, но именно они позволяют более адекватно воспринимать исторический процесс, который не сводится к глобальным вопросам преподавания, скажем, той же истории. Ведь частная история нередко оказывается не менее интересной и значительной, чем история общая.

Подтверждение этому тезису я нашла в таких работах гимназистов, как, например: «Мифы и реальность эпохи в названиях вятских колхозов» (кстати, занявшей 1 место в V Всероссийском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»), «Две родины и одно сердце (судьба русского испанца)», «XX век в истории одной квартиры». Сопоставляя исторические документы и рассказы реальных людей, сравнивая различные источники, ребята делают выводы вопреки существующим мифам и так учатся иметь свою точку зрения.

Сама Галина Аркадьевна – педагог уникальный. Бывший учитель истории, она, выйдя на пенсию, не захотела расставаться с гимназией и с энтузиазмом возглавила научное общество. Она помогает ребятам придумывать все новые и новые темы для увлекательнейших исследовательских проектов. А они в свою очередь не перестают благодарить ее за помощь и сотрудничество, свидетелем чему я стала на заключительном в 2004/2005 учебном году заседании Академии наук, где юным исследователям присваивали звания «бакалавров», «магистров» и «академиков».

Я столь подробно остановилась на этой стороне жизни гимназии не только потому, что она прекрасно иллюстрирует соединение традиций и новаторства, но и потому, что исследовательская работа органично вписывается и в структуру индивидуального учебного плана, который есть в гимназии у каждого учащегося (подробнее об этом см. на с. 21).

Здесь исходят из той исследовательской и управленческой позиции, что учебный план гимназии должен быть индивидуальным планом, составленным с учетом базисного учебного плана. А содержание образования в гимназии понимается как со-единение, со-держание четырех компонентов:

  • содержания базового общего (начального, основного и среднего) образования (как единства содержания обучения, воспитания и развития);
  • содержания гимназического образования;
  • содержания дополнительного образования (как общеразвивающего, так и специфически гимназического);
  • содержания «скрытого образования» – со-держания «уклада гимназической жизни».

Кстати, об укладе. В гимназии любят это слово. Здесь оно – не пустой звук, а как раз тот образ жизни, который делает гимназию единым организмом, со своими привычками, законами и правилами. Уклад этот чувствуется во всем: и в уютно расставленных диванах, стоящих в коридоре, и в оформленном в стиле английского парламента кабинете английского языка, и в по-домашнему приготовленной еде, подаваемой в маленьком уютном кафе на минус-первом этаже здания, и в спокойных, уважительных и открытых отношениях педагогов и гимназистов.

Когда спрашиваешь о том, каковы истоки этого уклада, сразу слышишь имя Александра Александровича Галицких – директора гимназии до прошлого года. Благодаря ему гимназия в свое время поднялась на ноги, расправила крылья, стала известна не только в Кирове, но и за его пределами, получила статус федеральной экспериментальной площадки и вошла в 2004 году в число 30 финалистов конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа школ».


Выборы новой Королевы гимназии состоялись!

Однако вот уже целый год в гимназии новый директор. Обаятельная, умная, энергичная, выдержанная молодая женщина, бывшая ученица гимназии, преподаватель русского языка и литературы, занимавшая два года должность замдиректора гимназии по научно-методической работе, обладательница звучного имени и красивой фамилии – Валерия Владимировна ВОЛОГЖАНИНА. Мы беседовали с ней о гимназии, перспективах гимназического образования, особенностях директорской работы. Но разговор начался со вполне логичного вопроса о том, каково было ей – вчерашней гимназистке и учителю – вдруг стать директором столь известного образовательного учреждения.

– Став директором, я испытала двоякое чувство. С одной стороны, мне было легко, потому что я училась в гимназии и знала всех учителей и все они знали меня. Плюс к этому я общалась с ними как с коллегами и знала их как администратор – ведь помимо преподавания русского языка и литературы я два года работала заместителем директора по научно-методической работе. Я понимала, что коллектив сильный, что каждый делает свою работу на пять с плюсом.

Но с другой стороны, было безумно сложно перестроиться психологически. Я многих коллег воспринимала как своих учителей, а ведь стала директором и была уже их руководителем. Это и сейчас не всегда легко, хотя прошел уже год.


Валерия Вологжанина:
«Мы помогаем ребенку стать
эрудированным человеком»

Безусловно, тяготило в некоторой степени и отсутствие опыта руководства, принятия решений. Во-первых, для меня было непривычно нести груз ответственности за правильность принимаемого решения. А во-вторых, я должна была оправдать доверие тех людей, которые фактически дали мне в руки гимназию, поверили в меня. Ведь наша гимназия – не простое образовательное учреждение. Оно известно в городе, имеет много наград, статус федеральной экспериментальной площадки и научно-педагогической лаборатории. Все эти статусы должны быть сохранены, подтверждены нашим каждодневным трудом. Мне необходимо было доказать (в первую очередь самой себе), что со сменой руководства тот уклад жизни, который уже сложился в школе, не разрушится, а сохранится и укрепится. Смогу ли я удержать такую гимназию? Я поведу за собой или меня поведут? Вот такие вопросы я себе задавала.

– Говорят, есть два стиля руководства – женский и мужской. Как вы думаете, ваш стиль отличается от стиля предыдущего директора?

– Думаю, да. Я никогда не хотела копировать своего бывшего руководителя. Безусловно, все то, что касается традиций, гимназических устоев, принципов, бережно сохраняется. А вот взаимоотношения с коллегами, с гимназистами, с родителями у меня остались прежними, какими были до того, как я заняла директорское кресло.

Занимать какую-либо руководящую должность после сильного лидера всегда сложно. Потому что люди все равно неосознанно ждут, что будет так же, как раньше, проецируют какие-то бывшие ситуации на нынешние… Этот период был для меня достаточно трудным, несмотря на то что я – ученица Александра Александровича, работала под его началом в гимназии и мне близки и понятны многие его принципы. Наверное, поэтому преемственность в руководстве гимназии я все-таки сохраняю.

Правда, в первые два месяца пришлось тяжело. Я сразу поняла, что директор сегодня – это менеджер, юрист, бухгалтер и финансист в одном лице. Сметы, работа попечительского совета, родительский внебюджетный фонд – со всем этим надо постоянно работать, согласовывать, планировать. Я открывала шкаф в поисках какой-либо бумаги, а их там – миллионы! Одна папка, вторая, третья… Пока найдешь, разберешься – времени уходит уйма! Но коллеги с пониманием ко мне относились, помогали всем, чем могли. Да и Александр Александрович нас не забывает, старается помочь советом, поддержать.

– Заняв пост директора, вы не расстались с преподавательской деятельностью?

– Нет, от уроков отказаться не смогла. Решила попробовать совмещать уроки и руководство школой. И сейчас понимаю, что это решение было правильным. Потому что, если бы не было детей, той эмоциональной радости от общения с ними, мне было бы гораздо тяжелее преодолеть трудности директорства. Я всегда знала, что кроме бумаг, отчетов, бесед, бесконечных телефонных звонков есть что-то такое, где я могу реализовать себя, видеть результат своих усилий и успехи детей. Эта работа понятна, в ней нет подводных камней: ведь все, что умеют твои ученики, зависит только от тебя и их желания работать вместе с тобой. Когда мои ученики начинают лучше писать сочинение, лучше говорить, я получаю от этого едва ли не большее удовлетворение, чем от работы на директорском поприще. Хотя из-за управленческой загруженности мои уроки часто страдают. Иногда приходится либо сокращать их по времени, либо переносить.

– Ощущаете ли вы недостаток каких-либо знаний для работы директором школы? И если «да», то каких именно?


На кафедре иностранных языков смоделирован зал
заседаний английского парламента. Учиться в таком
нестандартном помещении увлекательнее и веселее

– Разумеется, знаний не хватает. Я бы с удовольствием прослушала какой-то цикл лекций по управлению, экономике, законодательству. Сейчас все меняется чуть ли не каждый месяц, каждый по-разному трактует документы. Если бы меня научили ориентироваться в лавине бумаг, подсказали бы какой-то оптимальный путь, мне было бы, конечно, легче. С удовольствием пообщалась бы с грамотным юристом. Главное – чтобы это было не для галочки, не по разнарядке, а индивидуально, что ли.

Область психологии тоже интересна. Причем мне кажется, что психологическая грамотность нужна не только директору, но и вообще школьным администраторам и учителям. Сейчас я понимаю, что тот курс психологии, который преподается в педуниверситетах, далек от реальной жизни и практически не ориентирован на взаимоотношения между членами педагогического коллектива. В нем расставлены акценты лишь на детской психологии и на взаимоотношениях с детьми. А вот чтобы студента научили ладить с будущими коллегами в учительской или же адекватно обращаться к директору за помощью в том или ином вопросе – такого нет.

Проблема межличностного общения – это огромный пробел при подготовке будущих педагогов и всех, кто так или иначе связан со школой. А ведь для директора это фактически основа основ, поскольку он взаимодействует с огромным числом людей: с родителями, учителями, чиновниками, а теперь порой и с бизнесменами.

– Вернемся к гимназии. Вы – молодой педагог и молодой управленец. Как вы думаете, в чем сегодня состоит задача школы?

– Первое и главное – школа должна давать не только предметные знания и навыки, но учить ребенка добывать эти знания самостоятельно. Думаю, детей необходимо обучить разным способам получения информации, ее обработки и пользования ею.

Вторая важная вещь: в современном мире ребенок непременно должен уметь общаться с людьми. Я имею в виду обучение коммуникативной основе, социокультурной компетентности, языковой грамотности и т.д. Человек должен уметь взаимодействовать со своими сверстниками, с теми, кто младше или старше его, с кем приятно или неприятно общаться, с людьми других стран и культур.


Одиннадцатиклассники: последняя неделя учебы
в гимназии всегда проходит весело!

Третья задача – помочь ребенку стать эрудированным человеком. И четвертая – помочь сформироваться ученику как личности со своими убеждениями, умением их отстаивать, желанием прислушиваться к мнению других и идти на компромиссы. А еще школа должна дать понять ребенку, что во все надо вкладывать свой труд, всего добиваться самому.

– Считаете ли вы, что ваша гимназия выполняет все эти задачи?

– Если бы я сказала «да», это было бы слишком смелое заявление. Мы к этому стремимся. Например, индивидуальные учебные планы формируют у детей ответственность за свой выбор. Ведь начиная с восьмого класса ребята в полной мере формируют список тех учебных предметов, которые, как они думают, пригодятся им в дальнейшей жизни. И тут не получится так, что ученик не учил химию, а потом вдруг в одиннадцатом классе решил поступать в медицинский. Они это понимают и потому подходят к выбору очень серьезно.

Если говорить о коммуникативных навыках, то у нас принято общаться с учениками не только на уроках, но и во время перемены, на выездных мероприятиях, где ребята «открывают» учителей в неформальной обстановке.

Мы регулярно проводим и общие мероприятия, когда старшие общаются с младшими. И те же выборы королевы гимназии – это тоже способ сделать всех гимназистов и педагогов причастными к общему делу. Девочки-одиннадцатиклассницы, претендующие на звание королевы, имеют право выбирать себе помощников-пажей из любых классов гимназии. Ученики младшей школы, скажем, мастерят подарки для будущей королевы, юноши 8–10-х классов участвуют в конкурсе мадригалов королеве. Таким образом тоже сохраняется целостное гимназическое пространство.


Тренинги, игры, интерактвиные занятия
– гимназистам скучать некогда

Кроме этого, мы привлекаем детей к участию в тех делах, которые организуют взрослые. У нас, например, существует Большой совет гимназии, который принимает решения по утверждению учебного плана, принимает локально-правовые акты, выслушивает отчет бухгалтерии и директора гимназии по расходам бюджетного и внебюджетного фондов. Работают три палаты: «палата лордов» (сюда входят педагоги), «палата общин» (представители родителей, попечители и те люди, которые заинтересованы в развитии гимназии) и «детская палата», куда входят гимназисты с 8-го по 11-й класс. Эти три палаты избираются сроком на два года общегимназической конференцией. Выборам предшествует предвыборная кампания, в ходе которой каждый излагает свою программу… Вот вам и развитие ораторских и коммуникативных способностей и навыков PR-деятельности.

А еще Большой совет гимназии выдвигает кандидатуры на присуждение стипендий по итогам учебного полугодия: наиболее отличившимся в изучении отдельных дисциплин (как правило, это отличники учебы или дети, победившие в каких-то конкурсах, олимпиадах). Спорные вопросы всегда выносим на голосование. Если Большой совет гимназии принял решение, значит, так тому и быть. И мой директорский голос ничего не сможет изменить. Это, наверное, тоже учит детей не только подчиняться, но и принимать какие-либо решения, обосновывая их и видя, что им доверяют.


Кажется, что в стенах гимназии всегда царит праздник…

– А теперь представьте, что у вас в руках оказалась волшебная палочка, исполняющая только три желания относительно гимназии. Что бы вы тогда загадали?

– Во-первых, я бы пожелала, чтобы дети, которые приходят к нам учиться, были бы заинтересованы в получении образования. Мне бы хотелось, чтобы они жили в гимназии яркой, насыщенной жизнью, которая помогала им готовиться ко взрослой жизни, и чтобы о своих школьных годах они вспоминали как о замечательном старте.

Во-вторых, хотелось бы, чтобы в гимназии всегда работали те педагоги, которые действительно любят свою профессию и приходят на работу не как урокодатели, а как люди, которые большую часть себя отдают детям, их воспитанию и образованию, проживанию с ними их жизни.

Ну и очень бы хотелось, чтобы рядом с нашим прекрасным старинным зданием появилось бы еще одно, новое, с современным дизайном. И чтобы в нем непременно были красивый спортзал, просторный бассейн, светлые коридоры, уютное кафе…

«Ищите резервы внутри школы!»



Д.Ю.Перескоков
Хорошо, когда у директора есть такой помощник, которого можно назвать своей правой рукой. Еще лучше, если этот помощник занимается финансовыми вопросами. И если во многих школах еще только начинают задумываться о том, как необходим в администрации человек, ведающий финансово-экономическими вопросами, то Валерии Вологжаниной в этом смысле повезло. Такая «правая рука» была у нее с самых первых дней директорства. Знакомьтесь: первый заместитель директора Вятской гуманитарной гимназии по административно-финансовой деятельности Дмитрий Юрьевич ПЕРЕСКОКОВ. Мы беседуем с ним о его должности, обязанностях и перспективах такой работы в школе.

– Дмитрий Юрьевич, сколько лет вы занимаете эту должность?

– Так, как сейчас, моя должность называется всего три года, но по характеру работы я занимаюсь ею уже лет семь-восемь. Знаете, говорят, что все начинается с финансов. И это правда: социальная помощь, бесплатное питание для учащихся, ремонт школы, походы и поездки – на все сначала нужно найти деньги. Поэтому эта работа стала для гимназии исключительно важной.

– Опишите, пожалуйста, основные ее направления.

– Главная забота – где и как найти источники финансирования, как устроить, чтобы средства инвестировались в образовательный процесс. Скажем, у нас в гимназии есть хозрасчетное подразделение, куда отнесены всевозможные курсы. Мы постоянно анализируем, в какой области эти курсы востребованы, что нового мы можем предложить. Все это у нас, разумеется, документально оформляется в соответствии с положением о хозрасчетных подразделениях в Уставе гимназии. Курсы пользуются спросом: с каждым родителем мы заключаем договор на посещение его ребенком тех или иных курсов. Все финансовые операции проводим только по безналичному расчету: родители платят по специальным квитанциям, которые выдает им школа. Оплата минимальная, социально доступная. Приведу цифры. Пять лет назад на курсах по английскому языку у нас было всего десять человек, а сейчас их уже более ста двадцати.

– Как вы находите ту «золотую середину» оплаты, с которой родители могут справиться?

– Мы шли таким путем. Сначала выяснили, сколько хотел бы получать учитель за один час, затем сделали расчет зарплаты учителей, учли социальный налог. Посчитали всех, кто будет еще так или иначе задействован в функционировании курсов, – административно-педагогических работников, гардеробщиков, бухгалтерию. Также просчитали, какие вещи необходимы для обеспечения деятельности курсов: бумага, ксерокопирование, дидактические материалы. Таким образом составляется смета; я считаю расход и выхожу на ту сумму, которую предполагаем брать в итоге с родителей. Все эти расчеты непременно согласуются с городским экономическим управлением, которое утверждает нам тарифы.

– Поиск денег в наше время – занятие не из легких. Не открывая своих секретов, может быть, все же поделитесь с директорами находками, которые лежат на поверхности, но зачастую остаются незамеченными?

– В первую очередь надо искать резервы внутри школы. Вот пищеблок, например. Шесть лет назад мы перешли на самоокупаемость и самофинансирование. Мы сами закупаем продукты, составляем меню, на всю продукцию, которую мы реализуем через пищеблок, делаем наценку в 25%, в то время как в обычных школах эта наценка составляет, как правило, 50%. Однако наши 25% позволяют приобретать оборудование для столовой, посуду, моющие средства, проводить медосмотры, содержать транспорт, оплачивать услуги связи. А казалось бы – всего лишь столовая…

Разумеется, работаем мы и с попечителями. Бывает, что кто-то сам изъявляет желание помочь, хотя таких людей, конечно, не много. Само же попечительство у нас может быть очень разным. Скажем, есть попечители, которые дают в СМИ нужные нам бесплатные объявления (не рекламного характера). А городская библиотека, например, предоставляет нашим гимназистам возможность бесплатно посещать свои архивы. Другими словами, помощь бывает не только финансовая, но и интеллектуальная.

Главное в институте попечительства – индивидуальная работа с каждым человеком, который хочет помочь гимназии. Мы предлагаем целый ряд программ, из которых попечитель сам выбирает тот вид помощи, который он хочет и способен оказать школе. И если он дает деньги для выплаты стипендий отличникам учебы – значит, эта сумма только на это и расходуется. Два раза в год Большой совет гимназии делает отчет по расходованию средств, который печатается на страницах нашей газеты.

– Индивидуальный подход – это замечательно. А что вы думаете о нормативном финансировании?

– Думаю, в случае его введения картина получится такая: выиграют сельские школы и обычные общеобразовательные. А такие инновационные учебные заведения, как, скажем, наша гимназия, проиграют. Будут считать количество учащихся в школе и выделять деньги исходя из этих расчетов. Но если обычная школа размещается в одном здании, то мы занимаем три, хотя и невероятно маленьких. Но это значит, что у нас три крыши, три территории и т.д. – все умножается на три. А денег нам дадут одинаково, потому что у нас равное число учащихся. Идем дальше. Наш учебный план отличается от учебного плана общеобразовательной школы, есть деление на группы по профильным предметам. От этого придется отказываться, так как финансироваться будет только базис, самый минимум. Эта тенденция огорчительна. В первую очередь пострадают дети из малообеспеченных семей. Многие родители не смогут заплатить за дополнительные занятия. Другими словами, качественное образование становится доступным только людям с хорошим достатком.


«Посмотреть с одной стороны»



Н.Н.Полякова
Учебный план Вятской гуманитарной гимназии формирует гимназическое образовательное пространство, способствующее наиболее полному удовлетворению индивидуальных творческих потребностей гимназистов. Он состоит из двух больших частей: «Основной гимназический образовательный компонент», включающий в себя обязательные общеобразовательные и гимназические учебные предметы, обязательные общеобразовательные и гимназические учебные предметы с выбором программы обучения, обязательные общеобразовательные и гимназические учебные предметы по выбору, и «Дополнительный гимназический образовательный компонент». О непростой составляющей в работе школьной администрации, связанной с индивидуальными учебными планами гимназистов, рассказывает заместитель директора по УВР Надежда Николаевна ПОЛЯКОВА.

– Каждый наш гимназист с 1-го по 11-й класс из числа учебных предметов основного и дополнительного гимназических образовательных компонентов учебного плана на каждый учебный год формирует свой индивидуальный учебный план.

И хотя индивидуальные учебные планы есть у всех учащихся, наиболее активно этот принцип работает с восьмого класса. У детей с 1-го по 7-й класс индивидуальность воплощается в выборе занятий из дополнительного гимназического образовательного компонента – спецпрактикумы, спецсеминары, элективные курсы, групповые и индивидуальные консультации, кружки, студии. Они выбирают занятия по душе, т.е. определенная свобода в выборе присутствует уже с первого класса. А вот с восьмого класса начинается выбор программы обучения по некоторым предметам (русский язык и химия, литература и физика).

Возьмем, к примеру, математику: есть курс «А» (три часа в неделю) и курс «Б» (пять часов в неделю). И каждый ребенок, начиная с десятого класса, вправе сделать выбор из этих двух курсов.

Таким образом, в гимназии получается некое условное деление на «гуманитариев» и «технарей». Если опыт 8–9-го классов оказался отрицательным и учащийся понял, допустим, что ему уже не хочется так глубоко изучать химию или физику, в 10-м классе он может поменять направление. К тому же в 10-м классе кроме обязательных предметов с выбором программы обучения добавляются еще и предметы по выбору. В результате каждый гимназист выстраивает свою образовательную траекторию в соответствии со способностями, устремлениями, с представлением о будущей профессии.

А для того чтобы десятиклассникам было легче сделать тот или иной выбор, мы в сентябре, в наш первый классный час, устраиваем так называемую презентацию: каждый учитель рассказывает о своем предмете. Ребята делают выбор, но при этом в первый месяц мы даем им возможность «погулять»: они могут ходить в разные группы, слушать учителей, «пристреливаться» к предмету. И только после пробного месяца я подписываю их индивидуальные учебные планы.

Это гигантская работа: я разговариваю с каждым гимназистом, выясняю его планы на будущее, причины, по которым он отдал предпочтение тому или иному предмету, пытаюсь сделать так, чтобы гимназист лишний раз подумал, посоветовался с родителями. При этом все ребята знают, что могут что-то изменить в своем учебном плане, но только после первого полугодия.

Кроме того, у меня есть специальный день, когда я беседую с родителями, – каждый родитель, у которого есть вопросы, может прийти ко мне в определенные часы. Иногда бывает, что оказываюсь между двух огней: я вижу детей в гимназии, знаю их отношение к учебе, взаимоотношения со взрослыми, с друзьями, а родители видят ребенка дома совсем с другой стороны. И иногда эти стороны настолько не совпадают, что родители приходят в полное замешательство, услышав о ребенке нечто совершенно неожиданное.

В этом случае наша общая задача – посмотреть на ребенка с разных сторон и на основе наших разных знаний помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он в дальнейшем стал успешным человеком.

И когда удается совместить, удовлетворить все желания и потребности (и ребенка, и родителей, и наши как педагогов), для учащегося создается самая настоящая ситуация успеха.

Подготовила Яна САРТАН,
Москва – Киров – Москва

Рейтинг@Mail.ru