Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2005

Курсы повышения квалификации

Здоровьесберегающая школа

УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА


Концепция курса


Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности. Однако анализ этих форм работы практически во всех регионах России показал, что комплексно и системно эта работа ведется лишь в 20% образовательных учреждений. О том, каковы «факторы риска», ухудшающие здоровье детей, как их выявить и как должна и может быть организована работа по сохранению и укреплению здоровья детей, а также о том, как оценить ее эффективность, авторы предполагают рассказать в лекционном курсе.


Авторы курса


БЕЗРУКИХ Марьяна Михайловна — директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования, лауреат премии Президента РФ в области образования. Автор более 300 научных работ и учебных пособий, книг и учебников для педагогов и родителей.




СОНЬКИН Валентин Дмитриевич — заместитель директора Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор. Автор монографий, методических пособий, учебников, статей, в которых освещаются вопросы оптимизации условий обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.




БЕЗОБРАЗОВА Валерия Николаевна — старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, кандидат биологических наук. Занимается исследованием проблем роста и развития детей, оценкой влияния учебных нагрузок на здоровье ребенка и оценкой здоровьесберегающей деятельности учреждений образования.

Лекция 1

Школа и здоровье: история и современность

Что такое ЗДОРОВЬЕ. На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают не только отсутствие болезни – это само собой разумеется; смысл этого слова в быту во многом перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.

Анализ состояния здоровья населения России, по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой.

Известно, что организм ребенка в силу особенностей развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

Принято считать, что напряженная ситуация со здоровьем школьников возникла лишь в последние годы. Однако это не так. Школа и общество взаимосвязаны. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования.

Нестабильность жизни России за последние 100 лет, по-видимому, определила перманентные реформы образования, происходящие практически каждые 10–15 лет. Менялось время, менялись задачи реформирования школы, но одна проблема оставалась неизменной – проблема здоровья детей, охраны и укрепления здоровья школьников, создания нормальных условий для их роста и развития. Почему эта проблема всегда была актуальна и не теряет своей значимости? Не потому ли, что за прошедшие 100 лет состояние здоровья детей России постоянно вызывало тревогу, опасение за будущее страны?

В последнее время мы много говорим о резком ухудшении здоровья детей, но ведь и начало ХХ века в России с этой точки зрения нельзя было считать благополучным. Это были годы высокой детской смертности, а средняя продолжительность жизни составляла 26 лет. Чрезвычайно низок был уровень общей и особенно гигиенической культуры населения и гигиенических условий жизни. Не лучше были гигиенические и прочие условия обучения в народных школах и училищах. Исключение составляли только привилегированные гимназии и военные училища.

В 1905 году в Министерстве народного просвещения была организована врачебно-санитарная часть учебных заведений и издана «Инструкция и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были фактически первые инструкции, определяющие условия обучения, оборудование учебных заведений.

Следует заметить, что «вторжение» врача в школу вызывало недовольство педагогов, считавших, что только они могут решать, чему и как нужно учить ребенка, и опасавшихся, что гигиенические требования могут расстроить сложившуюся систему преподавания, изменить учебные планы, снизить образовательный уровень учащихся. Задачи врача и педагога не совпадали. И за последние 100 лет ситуация изменилась мало.

Многолетние исследования физиологов и гигиенистов доказали, что влияние школы, условий обучения, учебные перегрузки так значимы именно потому, что они действуют непрерывно, длительно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для каждого ребенка – период интенсивного развития, формирования организма, период, когда любые неблагоприятные воздействия оказывают наибольшее влияние.

Перестройка всей жизни общества в конце 80-х г. коренным образом изменила и жизнь школы. Жестко регламентированная школа раскололась на множество вариативных школ, каждая из которых считала делом чести работать не по традиционным, а по своим собственным программам, разработать свои учебные пособия, предложить свой план обучения. Любые рекомендации «сверху», любая критика специалистов воспринимались как «покушение на свободу». Фактически это был массовый стихийный протест школы, вызванный десятилетиями жесткого давления и регламентации всей школьной жизни.

Однако школа достаточно консервативна, она не терпит «стихии», в ней невозможны быстрые перемены, и уже через несколько лет стало понятно, что изменение жизни школы должно быть системным, что возможности ребенка не беспредельны. Именно в середине 90-х годов возникли предпосылки для разработки концепции здоровьесберегающей школы, реализующей комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников. Тогда же были определены основные компоненты здоровьесберегающей деятельности школы, включающие не только наблюдение за состоянием здоровья детей, но и здоровьесберегающую организацию учебного процесса, здоровьесберегающие (т.е. соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям) методики обучения и специальные учебные программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

В последние годы много говорят и пишут о том, что школа должна содействовать сохранению и укреплению здоровья школьников, или о «здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения». Этому аспекту развития современного образования посвящены многие конференции, книги и газетные статьи, об этом дискутируют ученые и педагоги, родители и чиновники. С одной стороны, педагоги согласны с тем, что дети должны быть здоровыми. С другой стороны, нередко считается, что главная задача школы – давать образование, учить и воспитывать, а здоровьем учеников должны заниматься врачи и родители. Но ведь болезнь – это реакция организма на те условия, которые окружают его в повседневной жизни, и в этом смысле школа играет для ребенка важнейшую, определяющую роль.

Давайте подробнее рассмотрим те факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье учащегося.

Классификация факторов, влияющих
на здоровье школьника

ЭНДОГЕННЫЕ (внутренние)

I. ВОЗРАСТНЫЕ (особенности развития учащегося);

II. ПОЛОВЫЕ (различия между мальчиками и девочками);

III. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ (генетические):
  • типологические (связанные с типом телосложения, темперамента и т.п.);
  • индивидуальные.

IV. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
  • нарушения развития;
  • перенесенные заболевания (в том числе травмы).

ЭКЗОГЕННЫЕ (внешние)

I. ВНЕШКОЛЬНЫЕ:
  • экологические:

    • абиогенные (например, климатические),

    • биогенные (зависящие от воздействия животных и растений),

    • техногенные (зависящие от влияния технических устройств),

    • социогенные (зависящие от влияния общественных явлений или событий),

  • экономические,
  • социальные (семейные, социо-культурные).

II. ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ:
  • педагогические: учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания;
  • физиолого-гигиенические: режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия);
  • социопсихологические: мотивация учащихся, взаимоотношения «ученик – учитель», взаимоотношения «ученик – класс» (сверстники), взаимоотношения «учитель – родители».

Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории:

Неизбежные (НФ) – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;

Корректируемые (КФ) – действие которых можно в некоторых случаях регулировать;

Устранимые (УФ) – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все ЭНДОГЕННЫЕ факторы относятся к группе НФ. Мы обязаны их учитывать, но не имеем возможности на них воздействовать.

Среди ЭКЗОГЕННЫХ факторов к НФ относятся внешкольные факторы групп А (экологические) и Б (экономические), тогда как группа В (социальные) относится к КФ.

Все ВНУТРИШКОЛЬНЫЕ факторы относятся к КФ или УФ, то есть именно на них и должно быть направлено наибольшее внимание работников системы образования.

Никто не отрицает, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы, экологически неблагополучная окружающая среда, генетическая отягощенность. И все же специалисты считают, что 20–40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей (школьные факторы риска – ШФР), но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

  1. стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);
  2. интенсификация учебного процесса;
  3. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  4. нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);
  5. низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (в течение 10–11 лет, ежедневно). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие оказывается значимым. Важно отметить, что негативные влияния ШФР приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, на период наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям, а значит, способны оказывать неблагоприятное воздействие.

Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – ребе нок. На обычном уроке в начальной школе педагог успевает сделать от 8 до 19 замечаний. А реплики типа «Ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребенку), «Ну что это за почерк!», «Не стараешься», «Больше не буду проверять такие работы!» (ребенку с расстройством психического здоровья или леворукому) обычны и типичны.

Постоянный страх очередного унижения, упреки в несостоятельности – источник стресса. В классах с авторитарным, жестким педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5–2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).

Одним из стрессорных факторов в школе является ограничение времени в процессе деятельности, а именно в ситуации постоянного «цейтнота» школьник живет в течение 11 лет обучения. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка испытывать несостоятельность, недовольство взрослых и т.п. При этом ограничение времени может быть связано как с технологией и методикой обучения, так и с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок.

Так, например, данные психофизиологических исследований процессов формирования навыков письма и чтения, проводимых в течение многих лет в Институте возрастной физиологии РАО, показали, что несвоевременное форсирование темпа письма и чтения не только не способствует формированию этих базисных навыков, а, наоборот, тормозит этот процесс и нарушает его психофизиологическую структуру. Несмотря на это во многих школах продолжается «испытание секундомером» (хотя это и запрещено распоряжением министерства еще 3 года назад), приводящее к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелым психическим расстройствам.

Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка. Результат такого несоответствия – не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, возникающий комплекс школьных проблем, повышение тревожности, а нередко неврозоподобные и невротические расстройства.

Особенно остро проблема соответствия педагогических воздействий уровню физиологической и психологической зрелости организма школьников стоит в начале обучения (при поступлении в первый класс).

По данным психофизиологических и нейрофизиологических исследований Института возрастной физиологии РАО, к началу обучения в школе у подавляющего большинства современных детей 6–7 лет еще не сформированы школьно-значимые функции: организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительное и зрительно-пространственное восприятие, интегративные функции (зрительномоторные, слухомоторные координации). Все эти функции являются основой формирования базисных учебных навыков – письма, чтения, счета. Однако функциональная незрелость, несформированность школьно-значимых функций у детей 6–7 лет не означают неспособности к обучению. При правильно организованной системе обучения, адекватной системе требований, адекватных методиках само обучение способствует развитию этих функций, а при неадекватной – тормозит его. К сожалению, особенности функционального развития детей, поступающих в школу, практически не учитываются, и как результат – напряжение и перенапряжение организма, стресс и нарушение здоровья школьника.

Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, – это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый – наиболее явный (открытый) – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.).

Фактическая учебная школьная нагрузка, особенно в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2–6,7 часов в день, в основной школе 7,2–8,3 часов в день и в старшей школе 8,6–9,2 часов в день. Увеличение учебной нагрузки приводит к возрастанию объема и времени выполнения домашних заданий (стрессовая ситуация «цейтнота»), нарушению режима дня, резкому сокращению продолжительности сна и отдыха учащихся. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей значительно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными нарушениями, более низкая сопротивляемость организма и т.п.

Есть второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или даже увеличении объ¬ема учебного материала, что также приводит к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса, утомлению и переутомлению учащихся.

Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности ребенка, иметь резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Число таких детей за годы обучения неуклонно растет. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Однако до сих пор приходится убеждать педагогов, что напряжение, переутомление и здоровье – взаимосвязанные процессы.

Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения возрастным возможностям школьников создают «идеальные» условия для нарушения физического и психического здоровья.

С интенсификацией учебного процесса тесно связана нерациональная организация учебного процесса. Одним из вариантов нерациональной организации учебного процесса является расписание, в котором увеличено количество учебных часов, сокращена продолжительность перемен, отсутствует активный отдых, контрольные и самостоятельные работы проводятся в один день и т.п. Все это приводит к быстрому снижению работоспособности и развитию утомления и не может не сказаться на состоянии здоровья учащегося.

Еще одним фактором риска является функциональная неграмотность педагога, работающего в школе. Он может блестяще знать свой предмет, но при этом не знать возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей. Это не вина учителя, поскольку система подготовки и переподготовки педагогических кадров предусматривает минимальный и явно недостаточный уровень знаний по возрастной физиологии, психофизиологии развития, позволяющих выстроить здоровьесохраняющий учебный процесс.

Школе необходим педагог, знающий ребенка, педагог, осознающий свою ответственность за его развитие и здоровье (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом часто есть необходимость) интересы ребенка.

Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием так называемых «школьных факторов». Необходимо учитывать и неблагоприятные социально-экономические условия жизни многих семей, и отрицательное влияние экологических и других факторов. Но все эти негативные влияния, за исключением «школьных факторов риска», изменить в ближайшее время и даже в ближайшие десятилетия невозможно. Поэтому так важно снизить (или полностью исключить) влияние хотя бы «школьных факторов риска».

Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять вредное воздействие корректируемых и избавляться от устранимых факторов.

Ученик проводит в школе 1/3 своего времени, да еще примерно столько же он делает уроки, обсуждает с родителями и друзьями школьные проблемы, переживает свои школьные удачи и неприятности. Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, рабочий день ученика, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12–14 часов. Ученик непрерывно находится под воздействием школьной среды – материальной и психологической. Он дышит школьным воздухом, носит школьную одежду, питается в школьной столовой, занимается в школе физкультурой и трудом. Организм ребенка непрерывно адаптируется (приспосабливается) ко всем составляющим этой среды, и если она агрессивна и имеет факторы, к которым ребенок не может адаптироваться в силу своих возрастных особенностей, то вероятность того, что он заболеет, резко возрастает.

В последние годы появились объективные данные о распространенности в нашей стране так называемых социально обусловленных болезней (наркомания, алкоголизм, венерические заболевания и т.п.). Оказалось, что уровень зараженности детей и подростков школьного возраста этими болезнями весьма высок. Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье. Отдельные образовательные программы, реализуемые по инициативе региональных Управлений образования, отдельных энтузиастов, создающиеся в последние годы «Школы здоровья» пока не стали массовыми. Информация, которую получают школьники на уроках биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, разрозненна, не систематизирована, нет эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, соответствующих возрастным особенностям школьников.

Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений в области сохранения здоровья школьников является обесепечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. Создавая условия для обучения и воспитания, организуя образовательное окружение, школа формирует свой тип жизнедеятельности, который особым образом влияет на детей, их интересы, мышление, поведение и здоровье.

Здоровьесберегающая школа – это вовсе не дубликат районной поликлиники, не госпиталь со строгими медицинскими сестрами, держащими наперевес градусник и шприц. Здоровьесберегающая школа – это то место, где ребенку комфортно, где он может спокойно учиться и развиваться без излишнего утомления и нервного напряжения, без шансов заработать близорукость или искривление позвоночника, где он не отравится бутербродом и не заработает к окончанию школы гастрит или язву желудка, не будет простужаться или страдать от аллергии на школьную пыль... Иными словами, школа – это то место, где здоровью ребенка ничто не угрожает. Не должно угрожать. Пока, к сожалению, этого удалось добиться далеко не всем образовательным учреждениям.

В настоящее время можно сформулировать основные направления организации здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений:

  1. создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
  2. рациональная организация образовательного процесса;
  3. рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы;
  4. медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
  5. просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
  6. организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.

В здоровьесберегающей школе различные участники образовательного процесса решают при этом разные, специфические задачи в единой системе мероприятий здоровьесбережения. Коротко перечислим некоторые из них.

Задачи школьной администрации:

  1. соблюдение СанПиНов;
  2. внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;
  3. обеспечение переподготовки кадров;
  4. создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;
  5. влияние на социальные (и экономические) факторы;
  6. контроль и влияние на психологические факторы.

Задачи учителя и классного руководителя:

  1. выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;
  2. индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
  3. создание эффективного психологического климата в классе;
  4. влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);
  5. просвещение учащихся;
  6. мотивация учащихся;
  7. взаимодействие с семьей.

Задачи родителей:

  1. создание необходимых условий для занятий ребенка;
  2. создание условий для оздоровления ребенка;
  3. формирование морали, социальных установок;
  4. формирование мотивации;
  5. передача культурной традиции;
  6. взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
  7. влияние на психологические внутришкольные факторы.

Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у самих учащихся:

  1. формирование собственной мотивации к здоровью;
  2. формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
  3. изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
  4. нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.

Рекомендованная литература

  1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. Под ред.А.Г.Хрипковой, М.В.Антроповой. – М.:Педагогика, 1982.
  2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития). Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических вузов. – М.: Академия, 2001.
  3. Бунак В.В. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов // Советская педагогика, 1966, – № 11.
  4. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1984.
  5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000.
  6. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. Под ред. академика РАО М.М.Безруких и проф. В.Д. Сонькина. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
  7. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990.
  8. Физиология развития ребенка (Теоретические и прикладные аспекты). Под ред. М.М. Безруких и Д.А. Фарбер. – М.: Образование от А до Я., 2000.
  9. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1990.

Рейтинг@Mail.ru