Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2005

Книжная полка

Черникова Т.В.
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: Учебно-методическое пособие

М.: ТЦ Сфера, 2005

Руководители образовательных учреждений, как правило, заняты настолько, что у них не остается времени принципиально изменить что-то в стиле и методах руководства. В результате они ограничиваются лишь частными усовершенствованиями, которые не оказывают принципиального влияния на организацию образовательного процесса в родной школе. Данное пособие, вышедшее в серии «Педагогическое мастерство», позволяет по-новому взглянуть на сложный и мучительный процесс перестройки внутришкольного управления.

Как известно, самым трудным оказывается первый шаг. Если эта книга попадет в руки директора или его заместителя, особенно консервативно настроенного, то весьма вероятно, что она может произвести впечатление чего-то заумного и далекого от жизни. В этом есть доля истины, в частности, пока что не получили широкого распространения предлагаемые автором игровые формы повышения квалификации руководителей школ. Не спешите откладывать книгу в сторону! Данное пособие позволяет сделать тот главный первый шаг, который поможет принципиально изменить ситуацию и перейти из режима функционирования школы в режим развития. Для этого необходимо найти ответы на три вопроса: Что в нашей школе уже есть? Чего мы хотим? Что мы можем сделать?

Ответ на первый вопрос подразумевает детальное изучение школьной реальности. В поисках ответа на второй вопрос директора школ на совместных заседаниях анализируют и сравнивают состояние дел в различных образовательных учреждениях и определяются с приоритетными задачами. И, наконец, отвечая на третий вопрос, руководители школ выбирают направления развития школы. Три ответа, во-первых, способствуют осознанию необходимости изменений (точнее говоря, их неизбежности, так как институт образования не может не перестраиваться вслед за общественными событиями), и, во-вторых, помогают, по мнению автора, вплотную подойти к созданию программы улучшения школьной жизнедеятельности. Три частных ответа складываются в один ответ на вопрос: Что нам надо делать? В книге не содержится ответа на этот вопрос, так как понятно, что невозможно создать единую модель развития всех видов школ, но при желании предложенные автором варианты могут быть взяты за отправную точку.

Поставленные в книге вопросы, на первый взгляд, являются простыми, не требующими длительного обдумывания. Если по прочтении пособия директор школы станет считать иначе, значит, оно написано и издано не зря, ибо главная задача любого адресованного практикам образования издания – побудить к поискам новых способов работы, а не предложить готовые рецепты, одинаково пригодные для решения всех школьных проблем.

Эта книга предназначена в первую очередь школьной администрации, но может быть интересна и полезна и учителям, и даже школьным психологам, так как благие намерения руководства могут остаться лишь намерениями без поддержки – не только идейной, но и действенной – со стороны всего педагогического коллектива.

Обзор подготовила Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru