Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2005

Школа и власть

«Индивидуализация обучения
должна быть в центре педагогики»

В самом начале учебного года мы в некотором смысле уподобились школе и провели своеобразный педсовет. Обсуждение горячих проблем, сомнения, споры и вопросы – на нашем «педсовете» было нескучно и временами довольно горячо. Поводом же послужила встреча с руководителем столичного Департамента образования Любовью КЕЗИНОЙ, которую организовал Издательский дом «Первое сентября».
Встреча прошла в теплой и дружеской обстановке. Журналисты Издательского дома забросали Любовь Петровну вопросами о перспективах столичной системы образования. А некоторые директора московских школ, присутствовавшие на встрече, выражали свою обеспокоенность в связи с нововведениями. Краткий отчет беседы мы предлагаем вашему вниманию.

Сначала несколько слов о новшествах, которые воплощаются с 1 сентября в столичных образовательных учреждениях.

Во-первых, 13 школ Москвы уже начали работу в экспериментальном режиме по обучению в начальных классах детей в течение шести лет. Все эти годы у класса будет тот же самый, что и в первых трех классах, классный руководитель (он же – первый учитель), а в 5-м и 6-м классах к нему добавятся учителя-предметники. Предполагается, что такое продление «жизни» первого учителя в классе позволит ребятам легче перенести переход из начальной школы в среднюю.

Во-вторых, как выяснилось, в этом году приятный подарок получили московские первоклассники. Необходимые для них учебники теперь весят вдвое меньше, нежели в прошлом году. Для этого типография «Московские учебники и картолито¬графия» закупила дополнительное оборудование в Германии и облегченный картон для обложек в Белоруссии. В результате все пособия для малышей теперь разделены на несколько частей и весят гораздо меньше. В этом году напечатано 6 млн. экземпляров таких учебников, 4,3 из которых в облегченных обложках. При этом все они бесплатные.


Любовь Кезина: «Заверяю, что, вводя в столице профильное обучение, мы никогда не ликвидируем уже существующие гимназии, прогимназии, школы с лицейскими классами, центры образования, школы с углубленным изучением иностранных языков. В центре всей нашей педагогической деятельности должна стоять индивидуализация обучения»

После столь приятных новостей о начальной школе дискуссия продолжилась обсуждением проблемы профильного обучения и нормативного финансирования, и Любовь Петровна обозначила позицию департамента так:

– Мы ни в коем случае не вводим профильное образование поголовно. И я считаю, что сейчас именно индивидуализация обучения должна встать в центр всей нашей педагогической деятельности. Несколько лет назад мы были в Финляндии, и я часто вспоминаю одну гимназию, в которой мы побывали. В ней пятьсот учащихся, один директор и один заместитель. Больше школьной администрации нет! И заместитель директора при этом занимается только одним делом: помогает учащимся создавать индивидуальные учебные планы, следит за индивидуальным развитием ребенка, корректирует эти планы в течение учебного года. На мой взгляд, это очень правильно.

Наши лицеи, которые были созданы тринадцать–четырнадцать лет назад, спрофилированы на конкретные вузы. И практика показала, что с этим шагом мы не ошиблись. Ребята в них выбирают те направления обучения, которые им наиболее близки. Я считаю, что этот опыт надо продолжить и переносить его на школы. Не стоит впихивать в ребенка максимум знаний. Надо исходить именно из личности ребенка, его особенностей – ведь одинаковых детей нет. Обучение должно быть только практико-ориентированным.

Образовательное пространство Москвы имеет уникальное разнообразие. У нас есть школы с углубленным изучением предметов, гимназии, школы с профильным обучением. И недавно мы разрабатывали нормативы финансирования на одного ученика, исходя именно из видов образовательного учреждения, которых у нас получилось восемнадцать! Как видите, работа колоссальная. Поэтому мы договорились с мэром Юрием Лужковым, что вводить нормативы будем поэтапно. Но не станем отказываться от такого разнообразия учреждений образования. Не может быть одинаковых школ, одинаковых учеников, одинаковых условий обучения. И это, конечно, влечет за собой совсем неодинаковые деньги.

Волнения педагогов, и в первую очередь директоров школ, с введением нормативного финансирования понятны: вопросов здесь пока больше, чем ответов. Собственно, кроме того, что с 1 января 2006 года Москва будет платить школе за каждого ученика по 26187 рублей в год, пока не известно больше ничего. И пока это означает лишь то, что чем больше учеников ходит в школу, тем больше она получит средств. И, хотя все расходы по капитальному и текущему ремонту школьных зданий, а также на питание школьников, город, по словам Любови Кезиной, будет финансировать дополнительно и эти деньги получат все школы, очевидно, что с переходом на такое финансирование уравнительному распределению бюджетных денег по школам придет конец.

На вопрос же о том, как директорам разобраться в новых финансовых условиях, Любовь Петровна сказала, что «директоров будут учить всем новшествам, связанным с финансированием школ по новой схеме. В частности, сейчас Московский институт открытого образования готовит специальную программу повышения квалификации директоров школ именно по работе с нормативным финансированием».

Любовь Кезина также особо отметила, что директор сегодня непременно должен уметь анализировать внутренние ресурсы своей школы: «Если директор не видит, скажем, что школьная библиотека – это его образовательный ресурс, в школе мало что изменится. И мне кажется, что самое главное сейчас – научить руководителей видеть те ресурсы, которые у них есть: библиотека, компьютерные классы, педагоги со своим уникальным опытом, психологическая служба – мало ли что еще есть в каждой конкретной школе. Главное, чтобы это сложилось у руководителя в единый образ, воплотилось в конкретных делах по улучшению школы».

Отдельной строкой в ходе встречи прозвучал вопрос о школах полного дня в Москве. По мнению директора московского НПО «Школа самоопределения» Александра Тубельского, несмотря на то что за разработку идеи школы полного дня поначалу взялись серьезно, полностью отработать ее пока не удалось. Он также напомнил об опасностях, таящихся в идее школы полного дня. По его словам, первая опасность – такие школы со временем превращаются в обычные школы с «продленкой». Вторая связана с тем, что дети, находясь в четырех стенах с утра до вечера, не получат необходимого им общения с внешней средой. А ведь школьникам, живущим в таком мегаполисе, как Москва, необходимо выходить «в свет». По словам Александра Наумовича, учитывая эти тенденции, школа полного дня должна развиваться как свободная образовательная среда. А на деле в таких школах продолжает царить учебно-предметный план. Поэтому директоров также надо учить по-новому строить жизнь внутри школы.

Пока Департамент образования не собирается увеличивать в столице количество школ полного дня. Как заявила Любовь Кезина, «у нас есть на сегодня 218 таких школ, и мы продолжим помогать им в работе и вместе с ними анализировать пройденный этап. Они должны соответствовать званию «полного дня», а не «продленного дня», и обязательно совмещать основное и дополнительное образование. Такие школы непременно будут развиваться, они должны получить правовой статус, для них должна быть создана правовая база, ведь рассчитывать их работу по нормам «продленки» нельзя. Вот над этим мы и будем работать в ближайшее время».

В заключение Любовь Кезина поблагодарила журналистов за интересную дискуссию, подчеркнув, что если Москва и «добилась чего-то в системе образования, то в первую очередь благодаря директорам школ, которые подходят к своей работе творчески, с огромной энергией и интересом».

Подготовила Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru