Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2005

Юридический практикум

С чем идти на автомат Калашникова?

Рекомендации по противодействию введению основ военной службы
и религиозного обучения в школе

В прошлом номере «Управления школой» мы начали тему навязывания школе идеологизированных курсов и внеклассных мероприятий. Как и было обещано, продолжат ее практические советы, как родителям и педагогическому коллективу помочь ученикам самостоятельно построить свою картину мира*.
Межрегиональная общественная организация «Учителя за свободу убеждений», имеющая группы в 14 городах России, подготовила рекомендации для тех, кто готов предпринять конкретные шаги, чтобы защитить учеников. «Возможно, это будет не быстро и не просто, повлияет на отношения с разными людьми, – предупреждает организация в обращении к педагогическим коллективам. – Если вы готовы к этому, то здесь найдете различные способы влияния на ситуацию и их юридическое обоснование».

Права участников образовательного процесса

В своей деятельности все участники образовательного процесса (школьная администрация, учителя, родители и учащиеся) должны руководствоваться Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании» и «принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области образования» (ст. 3 ФЗ «Об образовании»).

Следовательно, для защиты прав детей в школе (идет ли речь об обязательной военной подготовке или же обязательном религиозном воспитании) нужно использовать те документы, которые относятся непосредственно к сфере образования.

К таким документам относятся:

  • Конституция РФ (ст. 43);
  • ФЗ «Об образовании» (ст. 2, 13, 14, 32, 35, 51 и 52);
  • ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Закон Российской Федерации «Об образовании» (принят ГД в третьем чтении 6 июля 2005 года);
  • Семейный кодекс (ст. 63 и 64);
  • Примерное положение о типовом Уставе общеобразовательного учреждения;
  • приказы Министерства образования от 5 марта 2004 г. №1089 (о федеральном компоненте госстандартов) и от 9 марта 2004 г. (о базисном учебном плане);
  • должностные инструкции учителя, классного руководителя, директора школы.

Именно на этих документах может и должна быть основана вся работа учителей и школьной администрации.

Виды нарушений свободы убеждений в школе

  1. Нарушения свободы совести и принципа светскости образования в школе:
    а) навязывание министерством или органами управления образованием учебных пособий, некорректных с точки зрения принципа светскости образования;
    б) дискриминация ребенка по религиозному признаку;
    в) совершение религиозных обрядов в школе;
    г) принуждение к участию во внеклассных и внешкольных мероприятиях религиозной направленности;
    д) введение как обязательного курса основ одной из религий;
    е) использование учителем-предметником своего урока для религиозной пропаганды.
  2. Нарушение свободы убеждений при изучении военного дела.

    Если в учебный план школы (в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Закон Российской Федерации «Об образовании» от 17. 07. 2005) введен предмет «Начальная военная подготовка», то участники учебного процесса могут столкнуться с

    а) дискриминацией юношей, у которых появится дополнительный учебный предмет;
    б) возможно, навязыванием милитаристской идеологии, «военно-патриотического» воспитания;
    в) принуждением к практическим занятиям по основам военной службы без учета убеждений учащихся;
    г) нарушением конституционного права родителей на воспитание своих детей в соответствии с их убеждениями;
    д) нарушениями ряда статей ФЗ «Об образовании», других законодательных актов, регулирующих обеспечение здоровья и безопасности детей в процессе обучения.

    Если в учебный план школы не введен предмет «Начальная военная подготовка», а преподается курс «Основы безопасности жизнедеятельности», имеют место следующие нарушения прав:

    а) снижение оценки по «Основам безопасности жизнедеятельности» за отказ обучаться владению оружием, выполнять практические задания при изучении раздела «Основы военной службы»;
    б) принуждение к прохождению учебных сборов;
    в) угрозы и применение санкций за неучастие во внеклассных и внешкольных мероприятиях, в содержании которых есть военная составляющая.

Как родители могут защитить права своих детей?

В распоряжении родителей гораздо больше механизмов для защиты прав их детей, чем у учителей и школьной администрации. Во-первых, на стороне родителей все законодательство РФ в области образования; во-вторых, система управления образованием построена таким образом, что реально изменить ситуацию может скорее группа решительно настроенных родителей, чем один директор школы. Объедините ваши усилия. Начните с ознакомления родителей с данными рекомендациями.

Что делать, если вы услышали от вашего ребенка или родителей его одноклассников о каких-либо действиях и распоряжениях педагогических работников, нарушающих, по вашему мнению, права ребенка, следует прежде всего собрать необходимую информацию. Может быть, ваш ребенок чего-то не понял. Но в любом случае вас должно интересовать:

  • от кого исходит это распоряжение, каков его официальный статус (одно дело – желание верующего учителя воспитать детей, совсем другое – принятое на региональном уровне решение сделать курс «Основы православной культуры» обязательным);
  • есть ли по этому поводу какие-либо письменные распоряжения;
  • сказано ли что-то по этому поводу в Уставе школы, в других школьных документах;
  • как относятся к этому другие родители, классный руководитель, разные учителя-предметники;
  • является ли это нарушение прав вашего ребенка единичным случаем или речь идет о системном нарушении.

Выяснить это не сложно, и не нужно даже немедленно требовать чего-то от учителей или директора – обо всем можно узнать спокойно, проще всего – у других родителей. Что касается Устава школы, то он должен быть вывешен в доступном месте. Если вы не найдете его на стенде, попросите в канцелярии или у завуча (при этом совершенно необязательно сообщать, какой именно пункт Устава вас интересует).

В случае если информация оказалась достоверной, у родителей есть несколько путей.

Индивидуальные действия могут быть эффективны, если нарушения носят локальный характер и нарушителем является учитель. Далее мы описываем ваши действия в том порядке, в каком следует их применить.

  • Спокойно побеседовать с учителем (классным руководителем), объяснив ему, почему вы не считаете возможным для вашего ребенка посещение данных занятий (выполнение распоряжений, участие в мероприятии).
  • Обратиться за советом к тем учителям, которым вы доверяете, – может быть, они смогут «повлиять» на своего коллегу.
  • Рассказать на родительском собрании о ситуации с вашим ребенком, заинтересовать проблемой других родителей и классного руководителя.
  • Написать официальное заявление на имя директора школы о вашем несогласии выполнять данное распоряжение, показать его учителю, перед тем как отдать директору.
  • Идти к директору школы и настаивать на том, что публичные высказывания учителя (или присутствующие во многих учебниках мнения и оценки) провоцируют религиозную или этническую («национальную») нетерпимость. К сожалению, даже директор не имеет права официально освободить ребенка от посещения уроков по обязательным учебным дисциплинам. Возможно, компромисс будет состоять в том, что родители напишут официальное заявление с просьбой предоставить их ребенку право изучать данный предмет по индивидуальному учебному плану и не посещать в течение определенного времени уроки, пока изучаются параграфы учебника, содержащие нетолерантные высказывания (например, сидеть эти часы в школьной библиотеке).
  • Обратиться к директору школы с официальной письменной жалобой на нарушение учителем прав ребенка.
  • Обратиться в органы школьного самоуправления (если они в вашей школе существуют не только на бумаге).
  • Обратиться в вышестоящие инстанции с жалобой на нарушение прав ребенка школой.

Коллективные действия на внутришкольном уровне необходимы в тех случаях, когда нарушения свободы убеждений носят системный характер и нарушителем выступает не один учитель, а школьная администрация, местные или органы управления образованием.

  • Найти единомышленников среди родителей вашего класса, которые согласятся предпринять те же шаги, что и вы.
  • Найти единомышленников среди учителей и школьной администрации (вполне может быть, директор школы только и ждет, чтобы все родители дружно выступили против незаконного распоряжения РУНО).
  • Собрать родительский комитет класса, подготовить родительское собрание (родители имеют право принимать решение о проведении этих мероприятий, и школа обязана предоставить им место для таких собраний); правильно оформленное решение родительского собрания – очень сильный аргумент, поэтому следует позаботиться о протоколе, кворуме; некоторые советуют снимать все собрание на видео, чтобы вас потом не обвинили в давлении на родительский коллектив.
  • Вынести вопрос на общешкольное обсуждение – школьный родительский комитет, общешкольное родительское собрание (решения этих органов носят рекомендательный характер, но, как правило, администрация к ним прислушивается), Совет школы или Педагогический совет (их решения обязательны для исполнения всеми сотрудниками школы, если иного не прописано в Уставе школы).
  • Предложить внести в Устав школы пункты, защищающие права детей (например, о светском характере образования, о добровольном участии во всех внеклассных мероприятиях районного и городского уровня и т.д.).

Возможно, в случае если источник нарушений свободы убеждений ваших детей – региональные власти или Министерство образования, вам придется прибегнуть к коллективным действиям на районном (городском, региональном) или даже всероссийском уровне. Следует иметь в виду, что родительская общественная организация может действовать гораздо увереннее, чем неорганизованная группа родителей, и к ее жалобам и заявлениям обязательно прислушаются хотя бы потому, что не захотят «раздувания скандала». Самое главное – найти вне школы людей, готовых вас поддержать. Это могут быть правозащитники, которые, как правило, оказывают бесплатную юридическую помощь, депутаты разного уровня, журналисты местных или центральных СМИ. Правда, здесь нужно действовать максимально осторожно, если вы не хотите, чтобы директора школы уволили, а школу замучили всевозможными проверками. К широкой огласке можно прибегать как к самому крайнему средству.

Наконец, в самом крайнем случае, в соответствии со ст. 45 и 46 Конституции РФ, для защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов можно обращаться:

  • в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан;
  • в Конституционный Суд Российской Федерации с просбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если вы считаете, что ваши конституционные права и свободы нарушены этим законом;
  • в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав полномочны опротестовать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;
  • в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов;
  • к региональным Уполномоченным по правам человека и по правам ребенка (если таковые есть в вашем регионе), а также к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Об обязательном начальном военном обучении в школе

Выдержки из Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Закон РФ «Об образовании» (принят в третьем чтении ГД 6.07.2005 г., одобрен СФ 14.07.2005 г.).

Статья 1.

Внести в Федеральный закон РФ <...> «О воинской обязанности и военной службе» <...> следующие изменения: <...> в пункте 1: слова «проводится штатными преподавателями» заменить словами «осуществляется педагогическими работниками»; <...> абзац третий изложить в следующей редакции: «Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов». <...>

Статья 2.

Пункт 7 ст. 14 Закона РФ <...> «Об образовании» <...> изложить в следующей редакции:

«7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными актами Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся – граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы».

Комментарии к Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Закон РФ «Об образовании»

  • Прежде всего обратим внимание: государственных образовательных стандартов (ст. 2) по «подготовке граждан мужского пола по основам военной службы» сейчас нет. Ныне действуют лишь стандарты по «Основам безопасности жизнедеятельности», где прописаны только «начальные знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан» и «приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны». Знания об обороне государства – это теоретические сведения, а подготовка по основам военной службы – практическая деятельность. Все, что не включено в стандарты, может изучаться только при добровольном согласии учащихся.
  • Второй важный момент: теперь за военное обучение (в том числе и «учебные сборы») отвечает только школа: «Подготовка... осуществляется педагогическими работниками». Если раньше администрация школы могла ссылаться на то, что сборы проводит Минобороны, то теперь вся ответственность за жизнь и здоровье детей ляжет непосредственно на учителей. Отсюда – возможные действия родителей и педагогических работников: пока нет квалифицированных преподавателей (имеющих именно педагогическое образование по данной специальности*) и новых учебных пособий, соответствующих новым (еще не разработанным и тем более не принятым!) стандартам, отказываться от данного предмета вообще; требовать, чтобы из ныне существующих курсов «Основ безопасности жизнедеятельности» было убрано все, относящееся к военной службе; требовать персональной ответственности преподавателей и администрации школы за жизнь и здоровье детей на уроках и на сборах.
  • Третье: речь идет именно о новом учебном предмете. В связи с этим встает вопрос: чем будут заниматься девушки, пока молодые люди изучают военное дело? Школьники – не совершеннолетние граждане, и потому нельзя рассматривать эти уроки как выполнение гражданской обязанности, значит, налицо явная дискриминация молодых людей: у мальчиков на один предмет больше, а времени на другие предметы соответственно меньше. Появление нового предмета противоречит и общей тенденции к снижению учебной нагрузки на школьников. Если же военное дело предполагается ввести вместо ОБЖ, то замена явно неравноценная: умение вести себя в разнообразных экстремальных ситуациях совершенно необходимо всем людям.
  • Новый закон не отменяет ст. 63 и 64 Семейного кодекса РФ, как и Конституции РФ и всех международных пактов и конвенций. Поэтому родители, считающие, что содержание новой учебной дисциплины противоречит их убеждениям, могут уверенно писать директору заявление о том, что они не согласны на обучение их сына военному делу (и в данном случае речь идет не только о религиозных убеждениях). Именно родители в первую очередь отвечают за образование, воспитание и жизнь своих детей – и дело совести родителей, отпускать ли ребенка на учебные сборы.
  • Оценивая содержание новой учебной дисциплины, следует помнить о том, что п. 5 ст. 2 ФЗ «Об образовании» (о принципе свободы и плюрализма в образовании), равно как и ст. 13 Конституции РФ (о том, что никакая идеология в нашем государстве не может устанавливаться в качестве обязательной), не отменены, и значит, навязывание учащимся какой-либо идеологии (в том числе – имперской, военно-патриотической и т.д.) в качестве обязательной незаконно.
    Наконец, можно обратиться к действующим санитарным и прочим нормам, и тогда окажется, что в современной школе просто нет возможности изучать на должном уровне военное дело: нет специально оборудованных помещений, наглядных пособий, нет ни программ, ни учебников, ни учителей.

Окончание в следующем номере

Фото А. СТЕПАНОВА

*Рекомендации о том, как учитель может защитить свободу убеждений учащихся, читайте в следующем номере.


Рейтинг@Mail.ru