Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2005

Технологии

«Просвещение.ru»:
дистанционное обучение и организация экстерната
в системе общего образования

Пять лет в российском образовательном пространстве функционирует Некоммерческое партнерство «Телешкола», реализуя образовательные программы для учащихся 10–11-х классов на основе дистанционных образовательных технологий. Деятельность НП «Телешкола» как образовательного учреждения лицензирована (лицензия серия А №102341 от 02 июля 2003 года), что позволяет осуществлять образовательную деятельность как в рамках основного (полного) среднего образования, так и в системе дополнительного образования. Одним из наиболее значительных образовательных проектов «Телешколы» в области дистанционного образования стал проект «Интернет-школа «Просвещение.ru» (далее – Интернет-школа): www.internet-school.ru.

Основная цель Интернет-школы, являющейся составным элементом единой информационно-образовательной среды, создаваемой издательством «Просвещение» совместно с Некоммерческим партнерством «Телешкола» для системы общего образования, – обеспечение доступности российского образования и повышение качества образовательных услуг с помощью новых информационных и педагогических технологий оперативного доступа к необходимой информации всем участникам образовательного процесса: учащимся, родителям, учителям, администраторам образования, а также широкой общественности.

В настоящий момент в Интернет-школе «Просвещение.ru» (далее – Интернет-школа) обучаются ребята из 65 регионов Российской Федерации: в Москве, Иркутске, Челябинске и Челябинской области (города Магнитогорск, Карталы), Тольятти, Самаре, Московской, Тульской, Воронежской, Ростовской, Самарской, Новосибирской, Тюменской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе, Амурской области, Республике Саха (Якутия), в Санкт-Петербурге, Республике Карелия и др., а также в 16 зарубежных странах: Казахстане, Литве, Эстонии, Латвии, Баларуси, Украине, Молдове, Узбекистане, Грузии, Канаде, США, Японии, Боливии и др.

Одним из направлений экспери-ментальной работы Интернет-школы стало получение учащимися общего образования в форме экстерната исключительно на базе использования дистанционных образовательных технологий. Экстернат как форма получения образования предполагает самостоятельное освоение образовательных программ, поэтому, прежде чем начать собственно процесс обучения учащихся в сети, было проведено исследование среди девяти- и десятиклассников, направленное на определение степени их готовности к самостоятельной образовательной деятельности. Результаты этого исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что навыки, способствующие самообразованию у учащихся данной возрастной группы, развиты недостаточно. С уверенностью можно говорить о недостатке структурно-компонентных умений осознанной саморегуляции, куда относятся целеполагание, удержание целей, анализ и моделирование условий, выбор средств и способов действий и др. Так, большинство опрошенных не видят своей долгосрочной образовательной перспективы, не сопоставляют свои притязания с реальными возможностями, с трудом планируют учебную деятельность даже в пределах одного дня, плохо владеют навыками самоорганизации и самореабилитации.

Это и понятно: традиционная школа блестяще загоняет в «прокрустово ложе» единого регламента всех и каждого, и надо сказать, что все с этим охотно соглашаются, потому что легко, когда, как у Высоцкого, «не надо думать – с нами тут кто все за нас решит». Однако группа сопротивляющихся все возрастает и возрастает. Это те самые учащиеся, которые отчетливо ощущают несоразмерность этого самого «ложа» с их образовательными целями и потребностями. И тогда они уходят в школы-экстернаты.

Что же побуждает их перейти к новой, нетрадиционной системе обучения в Интернет-школе? Среди основных причин ученики называют следующие:

  • «возможность обучения дома по удобному графику» (50%);
  • «интересная форма обучения» (20%);
  • «возможность проходить предметы по своему графику и в своей последовательности» (75%);
  • «меньше времени тратится на школу, больше – на подготовку в вуз» (50%);
  • «нехватка времени на ежедневное посещение школы» (30%);
  • «получение хороших знаний за меньшее время» (60%);
  • «экономия времени: не надо никуда ездить» (60%);
  • «состояние здоровья» (15%).

Проведенные исследования подтверждают, что принципы, положенные в организацию дистанционного обучения (доступность, гибкость, модульность, интерактивность и др.), приводят к возрастанию внутренней мотивации к обучению, так как интернет-технологии для подростков значительно привлекательнее традиционного учебного процесса: во-первых, ребята хорошо владеют навыками работы в сети и это позволяет им достаточно быстро ориентироваться в информационном массиве; во-вторых, они любят и умеют выстраивать коммуникации в сети, что способствует выстраиванию отношений с сетевыми учителями и тьюторами; в-третьих, формируется своеобразное виртуальное сообщество учащихся Интернет-школы, что позволяет организовать их деловое сотрудничестве при выполнении различных творческих заданий и телекоммуникационных проектов.

В ситуации дистанционного обучения, когда нужно действовать абсолютно самостоятельно, да еще в новом образовательном пространстве, учиться трудно. Каждый день, а может быть каждый час, нужно принимать решение: что лучше изучать прежде – базовые предметы или профильные либо чередовать одни и другие; стремиться к «пятеркам», а такая возможность всегда есть, или согласиться на «троечки» – лишь бы школу окончить и аттестат получить? Словом, все время приходится выбирать и решать. И это благо, потому что в современных условиях жесткой конкуренции эти навыки, как и подобные им иные деловые компетенции, должны быть сформированы у учащихся еще на этапе получения общего образования.

При этом надо сказать, что обучение для большинства учащихся всегда было серьезным процессом, в ходе которого они встречались с определенными трудностями. Сравнивая по уровню сложности обучение в обычной школе и в Интернет-школе, 60 процентов учащихся признались, что учиться в Интернет-школе «сложнее по содержанию, но удобнее», 30 процентов учащихся отметили, что учиться «приблизительно одинаково», остальные высказались, что в Интернет-школе им «учиться легче, чем в обычной школе». Интересно, что половина учащихся признала, что обучение в Интернет-школе повысило уровень их коммуникативной компетенции.

В целях повышения эффективности дистанционного обучения и достижения более высоких педагогических результатов для помощи учащимся-экстернам в Интернет-школе предусмотрена сетевая психолого-педагогическая поддержка, осуществляемая сетевыми тьюторами, сетевыми учителями и сетевыми психологами.

Любой ученик, оказавшийся в новой для себя образовательной среде, прежде всего встречается именно с этими людьми. 100 процентов опрошенных учеников Интернет-школы признавали важность деловых контактов с сетевыми учителями и тьюторами. Что же касается личного общения с преподавателями, мнения разделились следующим образом:

  • 40% ответили, что подобные контакты не нужны;
  • 30% в качестве одного из преимуществ Интернет-школы отмечали отсутствие необходимости личного очного общения;
  • 30% учащихся хотели бы больше знать о своих преподавателях и тьюторах.

Шестьдесят процентов учащихся отмечают важность общения с тьюторами, так как именно тьюторы оказывают им в процессе обучения «неоценимую помощь и поддержку в течение всего периода обучения».

Совершенно особое место в организации дистанционного учебного процесса отводится психологической службе Интернет-школы. На основании глубоких психолого-педагогических исследований специалистами службы составляется индивидуальная карта каждого ученика, которая впо¬следствии становится одним из ключевых механизмов организации методической и психолого-педагогической поддержки. Индивидуальная карта содержит информацию об образовательных приоритетах ученика, является основанием для построения индивидуального учебного плана ученика, определяет режим занятий, их темп и ритм, модульный или пошаговый формат освоения учебных программ, помогает выстроить взаимодействие между всеми компонентами учебного процесса в виртуальной среде.

Интересно было наблюдать, как стремительно менялся личностно-психологический статус наших учеников. Уже к концу первого месяца занятий их поначалу робкие попытки отвечать на различные предложения наших психологов и тьюторов превращались в продуктивный деловой диалог. Намерение хоть что-нибудь спланировать заранее становилось привычкой планировать свою учебную деятельность с учетом достаточного количества факторов, чтобы эти планы могли быть реализованными. А это один их первых шагов к продуктивному самообразованию!

Учащиеся достаточно быстро осознали, что вся ответственность за свое образование лежит на них и уровень успешности в освоении образовательных программ – тоже. Динамика этих процессов была такова, что практически все ученики определили собственный стиль обучения в Интернет-школе уже к концу второго месяца обучения. У каждого он был разный. Но благодаря свойствам открытой образовательной платформы Интернет-школы все аспекты индивидуального стиля деятельности учащихся были учтены, и индивидуализация учебного процесса практически ничем не ограничивалась. Так, например, 70 процентов учащихся Интернет-школы предпочитают модульную систему обучения и занимаются в течение дня одним предметом. И это объяснимо, так как подобная форма организации занятий является наиболее разумной, естественной и продуктивной и позволяет сосредоточиться на одной сфере знаний. Также учитывается, что и с физиологической точки зрения постоянное переключение с гуманитарных наук на естественно-научные ведет к переутомлению и в конечном счете к снижению продуктивности обучения.

Особое одобрение со стороны учащихся-экстернов нашла система оценивания, принятая в Интернет-школе. Так, 80 процентов учащихся отмечают ее высокую объективность по сравнению с обычной школьной оценкой. В качестве же основных особенностей оценивания в Интернет-школе учащие¬ся отмечают тот факт, что в Интернет-школе «оцениваются знания, а не личность ученика» (70%).

Многие из ребят отмечают высокую интенсивность учебных занятий с использованием ДОТ. Как они говорят, «если уж сел заниматься, то и занимаешься, не то что в школе – вроде пришел, а половина времени впустую». В традиционной школе индивидуальные особенности учащихся, такие как темперамент, характер, привычки ученика, накладывающие существенный отпечаток на индивидуальный стиль его деятельности, как правило, остаются без внимания. Так, например, расписание в традиционной школе охватывает только утреннее и дневное время для организации занятий, тогда как проведенные нами исследования показывают, что наиболее популярное время занятий у 16–17-летних подростков – вечер и ночь (70%) и только 20% опрошенных предпочитают заниматься в утреннее и дневное время. Продолжительность одного урока в школе 45 минут, и предполагается, что за это время каждый ученик должен освоить предложенный к изучению учебный материал согласно плану учителя. Но этот план рассчитан на среднестатистического ученика, тогда как в классе все учащие¬ся разные. Кстати, нередко именно такие причины заставляют учащихся покидать школу и уходить в экстернат. И действительно, практика показывает, что учащийся с нормальным IQ может освоить образовательную программу за 10–11-й класс в дистанционной форме в течение одного года. И результат будет достаточным и для сдачи выпускных экзаменов, и для ЕГЭ, и для поступления в вузы. Об этом говорят наши учащиеся, которые помимо освоения всех учебных программ успели воспользоваться тренажером в режиме он-лайн по КИМам для ЕГЭ за 2002–2004 учебные годы, который тоже часть образовательного ресурса Интернет-школы. На вопрос «Можно ли подготовиться в вуз, занимаясь в Интернет-школе «Просвещение.ru», 70 процентов учеников-экстернов говорят «да». Наверное, поэтому ученики нашей школы успешно преодолели рубежи двух промежуточных (по всем предметам БУПа) и государственной (итоговой) аттестации и получили аттестат о среднем (полном) общем образовании с хорошими результатами.

Положительный результат эксперимента потребовал от нас глубокого изучения причин существенных отличий в отношении учащихся Интернет-школы к своей учебной деятельности по сравнению с тем, которое присуще ученикам традиционной школы. Результаты исследований показали, что наиболее существенным фактором, повлиявшим на стремительное личностное взросление наших учащихся, стало изменение их социальной роли: от «исполнителя требований» до «разработчика стратегии собственной жизни». Характер функционирования учащегося в образовательном пространстве традиционной школы практически сводится к адаптации к общепринятым нормам и правилам. В то время как в Интернет-школе все нормы и правила учащемуся в значительной степени приходится вырабатывать самому. Регламентируют его учебную деятельность лишь сроки промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Можно было бы предположить, что учащимся с недостаточно сформированными навыками рефлексии и самоорганизации (большинство наших учеников в начале обучения бывают именно таковыми) будет за¬труднительно брать на себя эту ношу – всегда принимать все решения самостоятельно. Однако практика показала, что для молодого человека 15–17 лет новая социальная роль самостоятельного субъекта своей деятельности настолько привлекательна, что они принимают ее без опасений, а потом очень быстро ее осваивают. Поэтому и оказалось, что изменение одной лишь социальной роли повлекло за собой и развитие навыка рефлексии, и самоорганизации, и всего комплекса навыков, способствующих успешному самообразованию. И сейчас мы с уверенностью можем говорить о формировании в системе Интернет-школы социальной и профессиональной компетенций, которые впоследствии смогут обеспечить конкуренто¬способность наших учеников как при переходе их на следующий образовательный уровень, так и на рынке ¬труда.

Не менее значимым стало исследование процесса адаптации учителей ОУ к новой информационно-образовательной среде; определение факторов, способствующих мотивации деятельности учителя в инновационном пространстве, а также поиск факторов, побуждающих учителя свое профессиональное совершенствование сосредоточить именно на направлении использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, становясь сетевыми учителями и тьюторами. Такая высокая значимость этого раздела в нашей экспериментальной работе определяется тем, что именно от сетевого учителя и тьютора зависит эффективность функционирования всей системы в целом, так как отличительной чертой образовательного ресурса Интернет-школы «Прос¬вещение.ru» является обеспечение полноценного учебного процесса, который реализуется через методическое и психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося.

Откуда появились наши сетевые учителя и наши сетевые тьюторы? Они пришли к нам из традиционных школ. Мотив был у всех похожий – попробовать себя в новой для всех сфере профессиональной деятельности. Все они блестящие профессионалы, мастера своего дела; к моменту начала работы в Интернет-школе уровень их ИКТ-компетентности был достаточно высоким. А самое главное, уровень готовности к работе в инновационном режиме был общей чертой всех сотрудников, и именно эта черта стала той соединительной тканью, на основе которой с самого начала формировался наш педагогический коллектив.

Интересно отметить, что в течение первого полугода работы взгляд педагогов Интернет-школы был сосредоточен на поисках новых приемов, средств, способов работы с виртуальными учащимися, на последующем анализе (насколько найденные способы эффективны). В результате опроса выяснилось, что 75 % опрошенных сетевых учителей утверждали, что им в процессе работы довелось испытать чувство профессионального удовлетворения от найденных и успешно используемых специфических приемов. В дальнейшем самоанализ наших педагогов пополнился такими критериями качества педагогической деятельности, как:

  • уровень устойчивости во взаимодействии с учащимися;
  • степень достижения учащимися их индивидуальных образовательных целей;
  • уровень развития у учащихся навыка самореализации и рефлексии;
  • динамика изменения мотивации познавательной деятельности;
  • степень эффективности самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Что же происходит с педагогическими взглядами и ощущениями при переходе к дистанционному образованию? Прежде всего, конечно, глубокое осознание, что в сегодняшнем быстроразвивающемся информационном обществе учитель не является единственным источником знания для своих учеников. Также интересным оказалось, что одновременно с адекватным представлением о сегодняшней реальности наши учителя мировоззренчески и личностно приобрели убеждение: любой ученик имеет право выбирать и принимать решения. Командный инструментарий, которым в совершенстве владеет практически каждый учитель, в условиях дистанционного обучения оказывается невостребованным. Управлять или, хуже того, манипулировать учащимися при помощи оценки нет необходимости, ибо при дистанционном обучении учащиеся учатся, потому что они хотят учиться. А хотят они учиться, потому что сами решили, что это им необходимо!

И самое главное: для наших педагогов стало очевидным, что традиционное образовательное пространство школы определенно должно быть расширено! Это нужно и для становления профильной школы, и для реализации идеи «Образование через всю жизнь». Для того чтобы это произошло, традиционная школа должна открыть двери всем современным образовательным ресурсам и педагогическим технологиям, и чем их станет больше, тем больше возможностей будет у наших учеников получить то образование, которое они сами для себя выбрали, а, как показывает практика, только такое образование может стать эффективным для каждого.

Процесс ломки «железного занавеса», которым огородила себя традиционная школа, уже начался. Однако пока эта ломка осуществляется исключительно снаружи.

Но пришло время действовать изнутри. Пора учителям открыть двери школ…

Марина КОНДАКОВА,
директор НП «Телешкола»,
Елена ПОДГОРНАЯ,
директор проекта «Интернет-школа «Просвещение.ru»,
Мария ОКСЮК,
психолог Интернет-школы «Просвещение.ru»

Рейтинг@Mail.ru